(13.10.1930—04.07.1980) — д-р филос. наук, проф., спец. по филос. вопросам физики, по методол. науки и гносеол. Род. в г. Сарапул Удмуртской АССР. В 1951 окончил филос., а в 1953 — физ. ф-т ЛГУ. В 1955 защитил канд., а в 1968 — докт. дисс В 1955—1966 преп. филос. в Бирске и Уфе, с 1966 — на кафедре филос. Моск. физ.-техн. ин-та, сначала в должности доц., а затем проф. С 1970 — зав. кафедрой филос. МФТИ. На фоне характерных для сов. филос. 70—80-х гг. XX в. способов постановки и решения проблем подход Ч. к проблеме взаимодействия филос. и естеств. наук был специфичен. Начав с иссл. логико-гносеол. аспектов бесконечности Вселенной в релятивистской космологии, Ч. выступил против непосредственного отождествления результатов любой теории, в т.ч. и релятивистской космологии, с объективной реальностью. Воздействие на развитие физ. теории, считал он, оказывают не общефилос., а конкретизированные принципы: наблюдаемости, простоты и единства, соответствия и однозначного детерминизма. Но эти принципы играют роль регуляторов отбора предположительных возможностей лишь в рамках "стиля науч. мышления". В монографии "Природа научной истины" (1977) Ч. разработал концепцию "статуса эквивалентных описаний в познании", учитывавшую возрастающую роль субъекта, к-рый дает разл. формулировки одной и той же идеи, взаимопереводи-мые путем математически тождественных преобразований. Возникает "парадокс альтернативных онтологии", поскольку эквивалентные описания, несмотря на матем. тождественность, оказываются весьма разл. в онтол. плане. С т. зр. Ч., вопреки представлениям А.Грюнбаума, П.Бриджмена, Т.Куна, К.Поппера, П.Фейерабенда и др., эквивалентные описания, несмотря на свою экстенсиональную тождественность, интенсивно разл. и отражают разные стороны одной и той же предметной обл. явлений. В кн. для юношества "Нить Ариадны. Филос. ориентиры науки" (1979), написанной в форме беседы между Скептиком, Оптимистом и Реалистом, оценивая роль филос. в формировании науч. знания, автор предостерегает от двух крайностей — чрезмерного преувеличения роли филос. и полного ее отрицания. Среди функций филос. относительно науки Ч. особо отмечает функции объяснения и обоснования, прогноза и отбора, ориентирующую функцию филос., функцию содействия филос. процессу дифференциации науч. знаний и др. "Научная истина" противопоставляется "истине обыденного сознания". В посл. своих работах Ч. обратился к концепции "строительных лесов науч. теории" (СЛЕНТ). Согласно этой концепции, в создающихся теориях присутствует СЛЕНТ, к-рый выпадает из окончательной формы теории. Ме-тодол. требования к СЛЕНТУ являются более мягкими (здесь допустимы гипотезы ad hoc); принцип пролиферации Фейерабенда имеет рациональный смысл лишь на стадии СЛЕНТА, но не окончательной теории.
М.В.Желнов
Соч.
: О философской оценке пустых "миров" в релятивистской космологии // ВФ. 1966. № 1; Общая теория относительности и пространственно-временная структура Вселенной // Там же. 1967. № 3; Логические основания проблемы бесконечности в релятивистской космологии // Эйнштейновский сборник—1968. М., 1968; Логич. аспекты проблемы бесконечности Вселенной в релятивистской космологии // Бесконечность и Вселенная. М., 1969; Пространство и время в современной физике. М., 1969; Философские проблемы современного естествознания. [В соавт.]. М., 1974; Теория относительности и философия. М., 1974; Природа научной истины. М., 1977; Нить Ариадны. (Философские ориентиры науки). М., 1979; Эйнштейн и проблема бесконечности Вселенной // Эйнштейн и философские проблемы физики XX века. М., 1979.