ЧУДО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧУДО
   • Prodig?um,
         см. Divinatio, Дивинация, 13. 17.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЧУДО
сверхъестественное, непостижимое событие, нарушающее общеизвестные законы природы. Считается внешним признаком, свидетельством истинности божественного откровения в религии. Краеугольный камень любой религии. Связано с недостаточностью наших знаний о явлениях природы.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЧУДО
непостижимое событие, вызванное волей Божией, чудо есть проявление силы Божией. Действительная причина этого события лежит вне естественных законов природы. Чудеса – это поразительные действия или события, имеющие истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемые Богом для достижения важных религиозных целей. В Священном Писании для обозначения чудес используются также слова: «силы» и «знамения». Ш

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ЧУДО
греки и римляне понимали под Ч. явление или действие божеств. или демонич. силы и различали Ч. богоявления (эпифании), превращения (метаморфозы), исцеления, знамения и небесной кары. Особ. известностью пользовались Ч. бога-врачевателя Асклепия. Чудотворцами могли быть не только боги, но и люди. В архаич. эпоху такие люди чаще всего имели шаманские черты. Начиная с эпохи эллинизма в кач-ве пророков и чудотворцев («божеств. мужей») все чаще выступают философы неопифагорейской и неоплатонич. школ, напр., Аполлоний Тиан-ский. Специфика евангельских Ч. обусловлена мессианским достоинством Иисуса.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Чудо
Греки и римляне понимали под Ч. явление или действие божеств, или демонич. силы и различали Ч. богоявления (эпифании), превращения (метаморфозы), исцеления, знамения и небесной кары. Особ, известностью пользовались Ч. бога-врачевателя Асклепия. Чудотворцами могли быть не только боги, но и люди. В архаич. эпоху такие люди чаще всего имели шаманские черты. Начиная с эпохи эллинизма в качестве пророков и чудотворцев («божественных мужей») все чаще выступают философы неопифагорейской и неоплатонич. школ, например Аполлоний Тианский. Специфика евангельских Ч. обусловлена мессианским достоинством Иисуса.

Источник: Словарь античности. 1989

Чудо
дело, которое не может быть произведено ни человеческим искусством, ни человеческой силой, но только силой Божьей. Отрицать чудо как чтото невозможное и неестественное означает посягать на чистоту Божественного откровения.
Чудес, совершенных Господом при Его земной жизни, насчитывается более тридцати, а большинство из них являются чудесными исцелениями. «Пришли [ученики и народ] послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.
И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Евангелие от Луки, 6, 18–19).

Источник: Православная энциклопедия.

Чудо
Греки и римляне понимали под Ч. явление или действие божеств. или демонич. силы и различали Ч. богоявления (эпифании), превращения (метаморфозы), исцеления, знамения и небесной кары. Особ. известностью пользовались Ч. бога-врачевателя Асклепия. Чудотворцами могли быть не только боги, но и люди. В архаич. эпоху такие люди чаще всего имели шаманские черты. Начиная с эпохи эллинизма в качестве пророков и чудотворцев («божественных мужей») все чаще выступают философы неопифагорейской и неоплатонич. школ, напр. Аполлоний Тианский. Специфика евангельских Ч. обусловлена мессианским достоинством Иисуса.
   (Словарь античности. Пер. с нем. - М.: Эллис Лак; Прогресс, 1994)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ЧУДО
Видимое действие или событие, сверхъестественное, но не противоестественное. Чудо нельзя объяснить законами природы или естественными человеческими усилиями и действиями. По православному учению, чудо происходит непосредственно силою Божиею с определенной целью. Ветхий Завет свидетельствует, что чудеса способствовали воспитанию еврейского народа как народа Божьего. Чудеса Нового Завета призваны засвидетельствовать, что Иисус Христос – Сын Божий, и этим расположить к восприятию Его учения. Поэтому чудеса в Новом Завете называются еще и «знамениями». Они знаменуют, удостоверяют, что Иисус Христос – истинный Сын Божий и Его учение истинно.
Чудеса, совершенные Иисусом Христом, делятся условно на две группы: 1. чудеса по отношению к живым людям с различными болезнями (исцеление людей, больных параличом, проказой и другими неизлечимыми болезнями,) и к умершим (воскрешение мертвых); 2. чудеса по отношению к явлениям природы (усмирение бури, чудесный улов рыбы и т.д.). Чудесный, прил – являющийся чудом, совершенно небывалый, необычайный. Чудотворение– совершение чуда. Чудотворец– человек, способный творить чудо.

Источник: Основы православной культуры. 2011

чудо
событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта. Чудо совершается силой, не свойственной природе человека, и потому называемой сверхъестественной (Деян 8.6, ср. ст. 13). Истинное чудо совершается Божией силой и всегда в конечном смысле направлено к прославлению Бога (Ин 12.28).
Самым великим чудом является пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю, Его воскресение и вознесение (Деян 2.22). И Сам Иисус Христос во время непродолжительного Своего земного служения сотворил массу чудес (Ин 21.25). В Евангелиях записаны 17 конкретных случаев исцелений, совершенных Христом, 6-изгнания бесов, 10-чудес над силами природы, 3-воскрешения, но в некоторых местах говорится о постоянном и бессчетном Его чудотворении (Мф 4.23-24; 9.35; 15.30-31; 19.2; Мк 1.34; 6.46; Лк 4.40; 6.18-19; 7.22; Ин 2.23; 20.30). Чудеса исцелений и воскрешений совершали также Апостолы Петр и Павел, а также, по-видимому, и другие Апостолы (Деян 2.43; 5.12; 14.3; 15.12), Стефан и Филипп (Деян 6.8; 8.6), хотя о них и нет конкретных записей в Писании. В Ветхом Завете чудеса совершали Моисей, Илия, Елисей, человек Божий в Вефиле (3Ц 13).
Совершение чудес всегда имело свою обратную сторону. Так, при совершении чуда исцеления кровоточивой женщины Христос почувствовал, как сила вышла из него (Мк 5.30; Лк 8.46). Также сказано, что «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Мф 8.17). Ап. Павел пережил несколько покушений на свою жизнь, имел постоянные опасности, «жало в плоти». Моисей дважды едва не был побит камнями, пережил бунты Корея и Мариами с Аароном, терпел постоянный ропот народа, был вынужден остаться в пустыне из-за отказа народа войти сразу в обетованную землю и, наконец, не был допущен войти туда, когда весь народ вошел.
В Писании упоминаются и ложные чудеса, совершаемые также сверхъестественной силой, но не направленные непосредственно на прославление имени Бога (2Фес 2.9; От 13.14). Такие чудеса совершали и чародеи в Египте, но не устояли против Божией силы (Исх 8.18-19). (См. видение)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Чудо
евр. нес. Чудом называются такие дела или события, которые своим действием и величием, превышающими человеческие способности и обыкновенный опыт, вызывают удивление очевидца и являются для него знамением, свидетельствующим об особом вмешательстве силы Самого Бога, подобно тому, как, например, Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы говорит, что те чудеса и знамения, которые Бог совершил через Иисуса из Назарета, доказывали, что Он был Мессией (Деян. 2:22). Свящ. Писание представляет, как чудо, не только дела Божий, проявившиеся в творении и промысле Его (Иов. 5:9 и дал.; срав. 9:10; Пс. 9:2; 25:7; 39:6; Евр. 1:3) и Его руководство, как отдельными лицами, так и народами, в милости и суде (Исх. 34:10; И. Нав. 3:5; Пс. 4:4; 70:7; 76:15; Дан. 6:27), — (внимательным видны Его чудеса даже в мелочах; срав. Пс. 138:14 и дал.); но в особенности совершение дела спасения через Христа, Который уже в пророчестве характеризуется именем «Чудный» (Ис. 9:6), не только в чудных делах, которые даже Его враги не могли отрицать [21] и на которые Он указывает, как на доказательство, что Он послан Богом (Мат. 11:3 и дал.; Иоан. 9:16, 32 и дал.; 14:11; 20:31) но, еще более, в чистой глубине духа Своей личности (Иоан. 8:46; 14:6) и в самоотверженной любви, которая взыскала самых погибших (Иоан. 4: 27, 32) и отдала Себя Самого за Своих врагов (Рим. 5:8 и дал.). Вокруг этого великого центрального чуда группируются не только все предыдущие чудеса в истории Израиля, но и те чудеса, которые сопровождали первоначальную проповедь Евангелия (Мат. 10:8; Иоан. 14:12; Деян. 4:30); также чудо возрождения посредством той же силы, которая воскресила Иисуса из мертвых (Еф. 1:19 и дал.); чудо единения верующих (Деян. 2-44 и дал.; 4:32 и дал.; Еф. 4:4 и дал.); чудо пророчества и исполнения молитв (Иоан 14:13 и дал ; Деян 1-28) и все иные дары духа (1 Кор. 1 7; 12:4 и дал.) Противоположностью этим божественным чудесам являются ложные чудеса волшебников и лжеучителей, которые не служат святым целям, но отвращают людей от Бога (Втор. 24:24; 2 Фес. 2:9; Отк. 13:13 и дал.).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

«. . . но чудо есть чудо, и чудо есть Бог» (об одном стихотворении Бориса Пастернака)

Власов Александр Станиславович
В статье разбирается стихотворение Б. Пастернака «Чудо» в аспекте композиционно-концептуальной соотнесенности его с прозаическим текстом романа «Доктор Живаго», а также с другими стихотворениями, входящими в живаговский цикл.
Читать PDF
0.00 байт

«Русское чудо» и немецкая мастеровитость: опыт сравнительной характеристики трудового поведения в тр

Охотников А. Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Чудо от иконы апостола андрея в Константинополе

Виноградов Андрей Юрьевич
Впервые публикуется оригинальный греческий текст и русский перевод неизданного рассказа о чуде с иконой ап. Андрея Первозванного (BHG 101m), произошедшем в Константинополе, написанного предположительно во 2-й пол. IX нач. XI в.
Читать PDF
0.00 байт

Образы святых князей Бориса и Глеба в сценах «Чудо от иконы Богоматери Знамение»

Абраменко Наталья Михайловна
В статье анализируются особые варианты изображений святых русских князей Бориса и Глеба в сценах битвы на иконах «Чудо от иконы Богоматери Знамение».
Читать PDF
0.00 байт

Христианская Церковь в правление Марка Аврелия: чудо legio XII fulminata в ранних литературных источ

Нам Мария Эн Сен
В публикации рассмотрено чудо 12 Молниеносного легиона (legio XII fulminata) на основе ранних литературных памятников, повествующих об этих событиях, в которых представлены две версии: христианская (свидетельства Аполлинария и Тер
Читать PDF
0.00 байт

Чудо-Михайловский монастырь в Киеве: проблема посвящения, символики и статуса

Ульяновский Василий Иринархович
В статье анализируется культурное значение одного из самых знаменитых монастырей средневекового Киева монастыря, посвященного чуду архангела Михаила.
Читать PDF
0.00 байт

Фрески - чудо и слава Пскова

Шулакова Тамара Васильевна
Статья посвящена проблеме создания Музея Фрески в Пскове как ведущего стратегического направления реализации главного потенциала музейного дела, паломнического и культурно-просветительского туризма Псковской области.
Читать PDF
0.00 байт

Археологические раскопки - реалити-шоу? Заключение на проект реалити-шоу «Дербент: Восьмое чудо свет

Гаджиев Муртазали Серажутдинович
Читать PDF
0.00 байт

Колосс Родосский – шестое чудо света

Поляков Евгений Николаевич, Сорокина Анна Валерьевна
Статья посвящена истории создания Колосса Родосского. Она содержит ряд оригинальных фактов, суждений, позволяющих нам по-новому взглянуть на события той далекой эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

«Чудо Богородицы в Атрибе»: текстологические особенности и специфика содержания

Французов Сергей Алексеевич
В данной статье рассмотрены две версии арабского агиографического предания о чуде, совершенном Богородицей в городе Атрибе в Нижнем Египте. Одна из них была обнаружена автором статьи в составе рукописи B.A.R. Mss orientale 365 (л.
Читать PDF
0.00 байт

«Обыкновенное чудо»: цивилизация северных морей как культурный феномен

Хлевов Александр Алексеевич
Весь антураж рунической культуры плохо вяжется с представлением о растворенном в социуме человеке.
Читать PDF
0.00 байт

2003. 02. 020. Форсберг А. Японское чудо в контексте «Холодной войны» и послевоенного экономического

Валюженич А.
Читать PDF
0.00 байт

Сланцевый газ – энергетическое чудо или климатическая катастрофа?

Клименко Владимир Викторович, Терешин Алексей Германович
В статье исследованы глобальные и региональные ресурсные и экологические проблемы развития добычи и использования нетрадиционного газа.
Читать PDF
0.00 байт

Чудо в художественном фильме Андрея Прошкина «Орда»

Орищенко Светлана Серафимовна
Художественный фильм «Орда» Андрея Прошкина об исторических событиях на Руси во времена правления Ивана II.
Читать PDF
0.00 байт

Александрийский маяк — седьмое чудо света

Поляков Евгений Николаевич
Освещена история создания Фаросского маяка в Александрии Египетской. Рассмотрена градостроительная функция маяка, его композиционные и конструктивные особенности, наиболее вероятные версии его гибели.

Похожие термины:

  • НЕМЕЦКОЕ ЧУДО-ОРУЖИЕ И КАК С НИМ БОРОЛИСЬ

    По материалам М. Павлушенко)   В 1923 году в Германии под эгидой министерства авиации началась разработка беспилотного, управляемого по радио самолета. В основе проекта лежала идея французского инж
  • ЧУДО, ЧУДЕСА

    Исх 3:20, 34:10, Суд 6:13, Пс 77:11, 104:5, 105:7, 110:4, Иер 21:2, Дан 6:27, Деян 2:19,22, 4:30, 15:12 и др.). Чудеса суть дела, которые не могут быть сделаны ни силою, ни искусством человеческим, но только всемогущею силою Божиею. Свя
  • ЧУДО О ФЛОРЕ И ЛАВРЕ

    Иконописный сюжет. Появился на Руси в XIV в. У других православных народов неизвестен. Флор и Лавр – святые мученики, родные братья, каменотесы. Жили во II в. Выстроили христианский храм, за что были по
  • ЧУДО ГЕОРГИЯ О ЗМИИ

    Сюжет, в котором описывается сражение Георгия Победоносца с драконом или змием. Символически тема сюжета – победа великомученика Георгия над духом зла, пожирающим людей. В житии святого рассказы
  • Чудо знамение

    в самом общем смысле фактически данное, удивительное нарушение обычного порядка природных процессов. В христианстве Ч. понимается как необъяснимое явление, наступающее в результате снятия закон