ЧЖОУ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЧЖОУ
(chou), династия в Китае, которая уничтожила династию Шан-Инь в 1027 г. до н.э. и в свою очередь потерпела поражение от царства Цинь в 256 г. Ее столица в период Западного Ч. находилась в Сун Чжоу в Шэньси, откуда в 771 г. она переместилась в Лоян (Хэнань), что положило начало периоду Восточного Ч. Последовал период политического упадка. Археологические источники, в основном материалы погребальных памятников, дают довольно разнообразную картину. Важнейший шаг вперед представляло появление около 500 г. до н.э. железа, как кованого, так и литого (последнее появляется в Европе лишь в средневековье). В одной из могил найден набор сельскохозяйственных и плотницких орудий (Гуй Сен). Бронза сохранила свое значение в качестве материала для оружия. Среди других культурных новшеств необходимо упомянуть меч (конец 6 в.), самострел и черепицу для крыши (4 в.). Больше данных имеется о колесницах; в одном погребении в Люлигэ их находилось 19 . Других изменений по отношению к периоду Шан-Инь не наблюдается. В области искусства бронза Ч. продолжает традиции Шан-Инь в более скромных формах, характерны стилизованные мотивы и более свободное использование надписей. В 7 в. формы становятся более яркими, появляются плетеные образцы.

Источник: Археологический словарь. 1990

Чжоу
Чжоу (Zhou, Chou) (ок. 11 в. до н.э. - 250 до н.э.), назв. второй исторически установленной кит. династии. Ее родоначальником был У Воинственный, к-рый обосновал свержение династии Шан тем, что ее тираническое правление стало неугодным Небу и оно решило передать власть ему, новому "Сыну Неба", как называли императора Китая. (Впоследствии такую аргументацию использовали все основатели династий). Зап. Чжоу господствовали над вассальными roc-вами в долине Вэй и далеко за ее пределами. Столица Ч. находилась в Хао, неподалеку от Сиани, до 771 г. до н.э. Вост., или Поздние Ч. со столицей в Лояни никогда не обладали большим могуществом. Императора интересовали гл. об. ритуальные жертвоприношения, а его вассалы боролись за господствующее положение в царстве. В 403 г. до н.э. началась эпоха "Сражающихся царств". В 256 г. до н.э. последний чжоуский монарх был побежден армиями своего более могущественного вассала - принца Чженя из гос-ва Цинь. Кит. цивилизация восходит к культуре Вост. Ч. Эта эпоха ознаменовалась образованием филос. школ, гл. представителями к-рых были Конфуций и Мен-цзы. Успешно развивалось с. х., чему способствовало стр-во ирригационных систем, росла торговля, благодаря растущему спросу на шелк, вошли в оборот монеты, началось использование каналов как транспортных артерий. В Юж. Китае распространилось применение бронзы, появилось железоделание сначала для изготовления оружия, потом плугов.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ЧЖОУ
назв. эпохи в истории Др. Китая и кит. династии (1027 — 256 (по др. данным, 249) до н.э.); делится на Зап. Ч. (1027 — 771 до н.э.) и Вост. Ч. (770 — 256 (по др. данным, 249) до н.э.). Династия Ч. была осн. У Ваном, вождем племени чжоусцев, к-рый в 1027 до н.э. разгромил раннее госуд. Инь и объед. все племена и терр. Сев. Китая. Для управл. страной был использован метод выделения уделов, власть в к-рых предоставл. родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). В первые века Ч. соц. противоречия переплетались с племенными, питавшими борьбу покоренного населения с завоевателями-чжоусцами. Чжоуская аристократия, опиравш. на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалов. ей уделов составляла чужеродный элемент в этнич. отношении, и поэтому ее господство имело своим следствием соц. и племенной гнет. Борьба уделов с цент. властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению нек-рых из них и появл. новых царств — независ. или полунезавис. госуд. С 8 в. до н.э., в период Чуньцю, власть чжоуских ванов была ослаблена, в 7 — 6 вв. до н.э. в стране фактич. господствовали поочередно правители наиболее могуществ. царств. В период Чжаньго (5 — 3 вв. до н.э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровш. между собой за господство в стране. Династия Ч. утратила власть, распростр. ее лишь на родовые владения Ч.; последние были завоев. царством Цинь в 256 — 249 до н.э. С этого времени династия Ч. перестала существовать.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ЧЖОУ
название эпохи в истории Др. Китая и кит. династии (1027-256 (по др. данным, 249) до н. э.); делится на Зап. Ч. (1027-771 до н. э.) и Вост. Ч. (770-256 (по др. данным, 249) до н. э.). Династия Ч. была осн. У Ваном, вождем племени чжоусцев, к-рый в 1027 до н. э. разгромил раннее гос-во Инь и объединил все племена и территории Сев. Китая. Для управления страной был использован метод выделения уделов, власть в к-рых предоставлялась родственникам, сподвижникам и союзникам вана (царя). В первые века Ч. социальные противоречия переплетались с племенными, питавшими борьбу покоренного населения с завоевателями- чжоусцами. Чжоуская аристократия, опиравшаяся на чжоусцев-дружинников, в ряде пожалованных ей уделов составляла чужеродный элемент в этнич. отношении, и поэтому ее господство имело своим следствием социальный и племенной гнет. Борьба уделов с Центр. властью и борьба между уделами приводила постепенно к уничтожению или ослаблению нек-рых из них и появлению новых царств - независимых или полунезависимых гос-в. С 8 в. до н. э., в период Чуньцю, власть чжоуских ванов была ослаблена, в 7-6 вв. до н. э. в стране фактически господствовали поочередно правители наиболее могущественных царств. В период Чжаньго (5-3 вв. до н. э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровшихся между собой за господство в стране. Династия Ч. утратила власть, распространяя ее лишь на родовые владения Ч.; последние были завоеваны царством Цинь в 256-249 до н. э. С этого времени династия Ч. перестала существовать.

В период Ч. с 6 в. до н. э. началось распространение железа, что привело к резкому подъему производительных сил, улучшению обработки почвы. Эпоха Ч. ознаменовалась образованием ряда филос. школ (конфуцианства, даосизма, "фацзя" и др.), развитием лит-ры, изобразит. и муз. искусства.

Источн.: Сыма Цянь, Ши цзи (Ист. записки), в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 1, Шанхай, 1958, гл. 4; его же, Ист. записки, т. 1, пер. с кит., М., 1972. Лит.: Васильев Л. С., Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI-VII вв. до н. э.), М., 1961; Фань Вэнь-лань, Древняя история Китая, (пер. с кит.), М., 1958.

Л. С. Васильев, Л. И. Думан. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ЧЖОУ

Китайская императорская династия, правившая в 1122-249 гг. до Р. Х.
Племя Чжоу (название которого было потом перенесено на занимаемую им территорию и дало имя правившей здесь княжеской династии) пришло в речные долины Центрального Китая с запада. Родоначальником княжеского рода Чжоу считался некий Ци (известный по своему посмертному титулу как Хоу-цзи), который занимал должность управителя земледелия при легендарном императоре Яо (правил в XXIV-XXIII вв. до Р. Х.). Его потомки были вождями племени Чжоу на протяжении многих поколений. Один из них - Дань-фу в начале XIII в. до Р. Х. получил княжеский титул гун. Тогда же земли, занимаемые племенем Чжоу в Цишани, были официально признаны его наследственными владениями. По свидетельству Сыма Цяня, именно Дань-фу, получивший посмертный титул Гу-гуна, отверг обычаи кочевников: он стал строить города, окруженные стенами, и предместья вокруг них, сооружал здания и дома и расселял в них народ. При нем чжоусцы перешли к земледелию. Своим наследником Гу-гун объявил младшего сына Цзи-ли (получившего потом титулы Гун-цзы и Ван-цзы). Старшие братья Тай-бо и Юй-чжун, не желая, чтобы подданные вопреки воле их отца провозгласили их князьями, бежали в земли Цзин (на самый юг Китая) и отреклись от власти. (От них вела свое происхождение боковая ветвь рода Чжоу - княжеская фамилия У).
При Гун-цзы княжество Чжоу стало одним из самых могущественных в Шанской империи. Он много воевал, побеждал соседние племена, усмирял врагов Шан и строил новые города. Император Тай-дин (правил в начале XII в. до Р. Х.) даровал Гун-цзы почетный титул бо, но потом велел его умертвить. Ему наследовал сын Чан (который более известен под титулом Си-бо ("Повелитель Запада"). (См. о нем в жизнеописании последнего шанского императора Чжоу-синя.) Чан еще более возвысил род Чжоу. Почти за полвека своего правления он заметно увеличил пределы княжества и перенес столицу из района Цишань на восток, во вновь отстроенный город Фэн (неподалеку от современной Сиани). За несколько лет до смерти Чан принял титул вана ("государя"), который кроме него носил только император, и стал именоваться Вэнь-ваном ("Просвещенным правителем"). В последующие века Вэнь-вана почитали как одного из величайших мудрецов древности, много сделавшего для процветания своего государства. Косвенным образом такую высокую оценку подтверждают и данные археологии. Они свидетельствуют о том, что как раз в правление Вэнь-вана чжоусцы сделали огромный шаг вперед в своем экономическом и культурном развитии. После его смерти (в 1135 г. до Р. Х.) власть над Чжоу принял его сын У-ван.
В 1122 г. до Р. Х. он выступил против императора Чжоу-синя и разгромил его армию в битве при Муе. Однако У-ван не положил конец династии Шан. Он поставил у власти сына свергнутого (и покончившего с собой) Чжоу-синя, У-гэна, поручив надзор за ним двум своим младшим братьям Гуань Шу-сяню и Цай-шу. Совсем низложить династию Шан У-ван не решился, поскольку, так же как его отец, считал это большим грехом. До самой смерти он пребывал в состоянии политической двусмысленности - глава государства по сути, он по имени оставался подданным бессильного У-гэна. У-ван все время находился в ожидании, что Небо дарует знак своего расположения к нему и его потомкам (и тогда Чжоу могли бы прийти на смену старой династии), но такого знака при его жизни так и не последовало. В 1115 г. до Р. Х. У-ван умер, и престол перешел к его сыну Суну; это был Чэн-ван. Поскольку новый государь был еще мал, а дом Чжоу только что утвердился у власти, младший брат У-вана, Чжоу-гун, испугался, что владетельные князья взбунтуются, и взял власть в свои руки. Тогда Гуань-шу, Цай-шу и другие младшие братья У-вана, подозревая Чжоу-гуна в стремлении захватить престол, совместно с У-гэном подняли мятеж против Чжоу. Чжоу-гун, заручившись повелением Чэн-вана, выступил против мятежников. Война продолжалась три года и закончилась новой решительной победой Чжоу над Шан. Чжоу-гун казнил У-гэна и Гуань-шу и сослал Цай-шу. Вторичное поражение шанцев было расценено всеми современниками как знак явного расположения Неба к Чжоу. С этого времени легитимность новой династии уже ни у кого не вызывала сомнения, и она прочно утвердилась у власти. Чтобы обезопасить своих потомков на будущее от новых мятежей шанцев, Чжоу-гун часть их переселил во вновь образованное княжество Сун, часть - в княжество Вэй, а часть - в свой собственный наследственный удел Лу. Значительная часть шанцев, причем наиболее квалифицированная, оказалась в районе реки Ло, где под руководством Чжоу-гуна была построена новая столица Чжоу - город Лои (Чэнчжоу). В результате всех этих перемещений шанцы вскоре слились с местным населением и перестали существовать как единая этническая общность.
Однако сильная центральная власть в Чжоу существовала не более столетия. Уже при внуке Чэн-вана, Чжао-ване, в управлении страной, по словам Сыма Цяня, стали проявляться слабости и изъяны. Предоставив чиновникам заниматься государственными делами, император посвящал все свое время исключительно охоте. При нем впервые удельные князья стали позволять себе своеволия и насилия. Чжао-ван погиб во время похода против отпавших инородцев мань на юге Китая. Его сыну Му-вану пришлось подавлять сепаратистское выступление князя Чу, который самовольно присвоил себе титул "вана" (государя). В последующие годы князья становились все более независимыми. При внуке Му-вана, беспечном и легкомысленном И-ван Цзяне, дела царского дома пришли в такой упадок, что стихотворцы стали сочинять о нем сатиры. При его внуке Ли-ване чуский князь вновь присвоил себе царский титул и объявил себя независимым. Однако Ли-ван не преследовал узурпатора, так как не имел для этого достаточно сил. Пишут, что этот государь был жесток и бесчеловечен, предавался излишествам и проявлял высокомерие. Главный смотритель его двора, Жуан-гун, зная о любви государя к деньгам, всеми правдами и неправдами вымогал их у вельмож и простого народа. Чжухоу (владетельные князья) не любили Ли-вана и не являлись к его двору. В 841 г. до Р. Х. подданные восстали против императора и изгнали его в Чжи. Власть в государстве перешла к двум советникам - Чжао-гуну и Чжоу-гуну, которые правили вместе (это правление был названо Гун-хэ, что значит "общее согласие"). В 827 г. до Р. Х., когда Ли-ван умер в Чжи, советники возвели на престол его сына Сюань-вана и провозгласили его императором. В 789 г. до Р. Х. войска Сюань-вана были наголову разбиты кочевниками-жунами у Цяньму. Сюань-ван набрал новое войско, выступил против врага и изгнал жунов из Китая. Это было последнее крупное деяние императорского дома Чжоу.
Сын Сюан-вана, Ю-ван, на третьем году своего правления (в 779 г. до Р. Х.) страстно влюбился в простую девушку Бао-сы. Он удалил свою прежнюю жену-государыню из рода Шэнь вместе с ее сыном И-цзю, сделав старшей женой Бао-сы, а ее сына Бо-фу провозгласил своим наследником. Отец прежней жены Шэнь-хоу не стерпел оскорбления и вместе с западными варварами цюаньжунами напал на Ю-вана. Император призвал на помощь владетельных князей, но никто не явился на его зов. Армия Ю-вана была разбита у горы Лишань (в 771 г. до Р. Х.). Победители овладели западной столицей империи Цзучжоу (расположенной в родовых владениях Чжоу) и разрушили ее. Ю-ван был схвачен и убит. После этого владетельные князья, соединившись с Шэнь-хоу, возвели на престол прежнего наследника - старшего сына Ю-вана. Это был Пин-ван.
Сделавшись императором, Пин-ван в 770 г. до Р. Х. переехал на восток в Лои (в Чэнчжоу), так как в старой разоренной и разрушенной столице он не чувствовал себя защищенным от нападения жунов. Земли, искони принадлежавшие роду Чжоу, он отдал князю Цинь, поручив ему защиту западных границ империи от вторжений усилившихся жунов. Во время правления Пин-вана Чжоуский дом окончательно ослаб и сохранил реальную власть лишь в небольшом домене вокруг Лои. Сильнейшие князья перестали считаться с императором. В последующие века постепенно возвысились могущественные княжеские дома Ци, Чу, Цинь и Цзинь. Именно они во многом стали определять политическую жизнь страны. Что же касается чжоуских ванов, то роль их в событиях последующей эпохи была настолько ничтожной, что о них почти не упоминают китайские хроники. В 256 г. до Р. Х. последний император Чжоу по имени Нань-ван, не имея сил для борьбы со своим могущественным вассалом - правителем Цинь, решил отказаться от престола, лишь бы сохранить жизнь и свободу. Он явился к циньскому князю Чжао-сян-вану и формально передал ему все свои владения, после чего получил позволение возвратиться в столицу и жить в ней, отказавшись от всяких претензий на административную власть. Но на обратном пути в том же году Нань-ван умер. Так как он не оставил после себя детей, то с его смертью династия Чжоу пресеклась.

Источник: Справочник. Все монархи мира: Древний Восток. 2001

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
150.00 кб

2004. 02. 048. Чжоу Исин, МА Л. Уровень урбанизации в Китае: реконструкция показателей на основе пят

Кузнецова С. И.
Читать PDF
140.12 кб

Разновидности бронзовой ритуальной посуды эпох Шан и Чжоу

Кожин П.М.
Читать PDF
125.98 кб

Российские исследователи о Чжоу Эньлае

Портяков Владимир Яковлевич
В статье рассмотрены оценки советскими и российскими учёными деятельности Чжоу Эньлая видного политического деятеля первого поколения руководителей КПК и КНР.
Читать PDF
119.19 кб

Культ предков в древнем Китае (период Шан и Чжоу)

Кузьмин Никита Александрович
На протяжении всей истории Китая культ предков являлся неотъемлемой частью жизни китайцев. Он зародился в период неолита, а в периоды династий Шан и Западная Чжоу связанные с ним ритуалы достигли максимального развития.
Читать PDF
878.64 кб

Скрытые смыслы Шу-цзина: разговор Цзу и с Чжоу-синем в главе Си-бо кань ли

Блюмхен Сергей Иванович
В статье рассмотрены особенности входящей в состав Шу-цзина главы Си-бо кань Ли, позволяющие идентифицировать Цзу И, собеседника последнего шанского правителя Чжоу-синя, как духа И Иня, одного из основателей шанской династии, а са
Читать PDF
735.99 кб

СЕВЕРОКИТАЙСКИЕ ПОРУБЕЖНЫЕ ЦАРСТВА ПЕРИОДА ВОСТОЧНОГО ЧЖОУ КАК ЗОНА МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОНТАКТОВ

Шульга Д.П., Шульга А.А.
During the Warring States period, the culture of the states of Yan and Zhongshan had a mass of parallels. The similarity was expressed in the form of artifacts: bronze tripods, bowls and other vessels.
Читать PDF
189.37 кб

Феномен универсализма творческой личности на примере жизни и деятельности Чжоу Гуанжэнь

Цинь Цинь
Чжоу Гуанжэнь – уникальная личность в современной китайской культуре. Она известная во всем мире пианистка, педагог, исследователь и общественный деятель.
Читать PDF
243.93 кб

2018.02.019. НАУКА О НАУКЕ: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТЕОРИИ СЛОЖНЫХ СИСТЕМ / ЦЗЭН А., ШЭНЬ Ч., ЧЖОУ Ц., ВУ Ц.,

Пястолов С.М.

Похожие термины:

  • ЧЖОУ-ГУН-ДАН

    Китайский владетельный князь из рода ЧЖОУ, правивший в 1122-1115 гг. до Р. Х. в княжестве Лу. Чжоу-гун по имени Дань был одним из сыновей знаменитого чжоуского князя Вэнь-вана. В детстве его отличали сыно
  • ЧЖОУ ЭНЬ-ЛАЙ

    1898 - 8.I.1976) - кит. гос. и политич. деятель. Род. в уезде Шаосин пров. Чжэцзян в семье помещика. В 1917-18 учился в Японии, затем продолжил обучение в Нанькайском ун-те в Тяньцзине. В 1919 за участие в патриотич.
  • Чжоу Эньпай

    Чжоу Эньпай (Zhou Enlai or Chou En-lai) (1898- 1976), кит. революционер и гос. деятель, премьер (1949-76). Включился в полит, борьбу еще в студенческие годы, обучался во Франции (192ft-24) и стал коммунистом. По возвращении на
  • Государственное объединение Чжоу

    К западу от Шана, на р. Вэй, притоке Хуанхэ, в современной провинции Шэньси, во второй половине XIV в. до н.э. обитало воинственное протокитайское племя чжоу. Между шанцами и чжоусцами началось соперни
  • ЧЖОУ-ГУН

    Цзи-Дань — гос. деятель Др. Китая периода Чжоу, младший брат основателя династии Чжоу — У Вана. После смерти У Вана был регентом при малолетнем царе Чэн Ване, сыне У Вана. Усмирил восстание покоренн
  • ЧЖОУ ПОЗДНЯЯ

    см. Хоу Чжоу.
  • ЧЖОУ СЕВЕРНАЯ

    см. Северная Чжоу.
  • ЧЖОУ ЭНЬЛАЙ

    (1898-1976), китайский политик. Премьер Госсовета КНР (правительства) (1949-1976). Родился в провинции Чжэцзян в семье помещика. Учился в Японии и в Китае. Принял участие в Движении 4 мая, был арестован и полго
  • ХОУ ЧЖОУ

    Поздняя Чжоу, - последняя кит. императорская династия периода "пяти династий" (см. У дай). Существовала с 951 по 960. Была основана полководцем Го Вэем после свержения им династии Хоу Хань (Поздняя Хань; 9
  • Идеология Чжоу

    Воцарение Чжоу сопровождалось важными переменами в общественном сознании и идеологической традиции древнего Китая. Чжоусцы принесли с собой новое представление о верховном божестве, которого о
  • ЧЖОУ ЛИ

    Ритуал эпохи Чжоу") - одна из др.-кит. классич. книг, входящая в состав конфуцианского "Тринадцатикнижия" ("Шисань цзин"). Кит. традиция приписывает ее авторство Чжоу Гуну (ок. 11 в. до н. э.). Правильнее сч
  • ЧЖОУ-СИНЬ

    Китайский император из династии Шан, правивший в 1154-1122 гг. до Р. Х. Ж.: с 1147 г. до Р. Х. Та-цзи. † 1122 г. до Р. Х. Чжоу-синь был младшим сыном императора И, но в то время, как старшие братья были рождены от нал