Цицерон Марк Туллий

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Цицерон Марк Туллий
(106–43 гг. до н. э.) — римский политический деятель, оратор и писатель. Сторонник республиканского строя. Из сочинений сохранились 58 судебных и политических речей, 19 трактатов по риторике, политике, философии и более 800 писем. Сочинения Цицерона — источник сведений об эпохе гражданских войн в Риме.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Цицерон Марк Туллий
(лат. Cicĕro, 106–43 гг. до н. э.) — римский политический деятель, писатель, знаменитый оратор. Образование получил в Риме и Афинах. Первые публичные речи, произнесенные им в 81 г. до н. э. в зале судебных заседаний, принесли ему славу самого выдающегося оратора того времени. Он стал знаменитым юристом и в 63 г. до н. э. занял пост консула, но его выступления в сенате и судах против оппонентов вызвали недовольство. После убийства Цезаря Цицерон произнес в сенате речи, направленные против Марка Антония. Когда Антоний и Октавиан захватили власть в Риме, Цицерон был убит их воинами. Многие речи Цицерона (58 политических и судебных) сохранились; они рассказывают о жизни в Риме в позднереспубликанскую эпоху. Сохранились также его 19 трактатов по риторике, политике, философии, более 800 писем, в которых Цицерон активно способствовал распространению идей греческих писателей и философов в Риме. Стилю его речей и сочинений стремились подражать ученые на протяжении многих веков.  

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Цицерон Марк Туллий
106- 43 гг. до н.э.) - древнеримский политический деятель, оратор, писатель. Впервые выступил с речами в 81- 80 гг. при Сулле на стороне оппозиции. Политическую карьеру начал после отречения Суллы, входя в правящее сословие как новый человек, всем обязанный лишь себе, своему ораторскому искусству (был квестором в 76 г., претором в 66 г., консулом в 63 г.). Политический идеал Цицерона - смешанное государственное устройство (сочетание элементов монархии, аристократии и демократии; образцом такого государства Цицерон считал римскую республику 3 - начала 2 вв. до н.э.). С образованием 1-го триумвирата (60 г.) политическое влияние Цицерона стало падать, в 58- 57 гг. ему даже пришлось удалиться в изгнание, затем (против собственной воли) поддерживать Г. Помпея и Цезаря. В гражданской войне 49- 47 гг. он безуспешно пытался посредничать между Помпеем и Цезарем; после победы Цезаря отошел от политики. После убийства Цезаря в 44 г. Цицерон, предвидя новую гражданскую войну, пытался уехать в Грецию, но, переубежденный своим другом Марком Юнием Брутом, возвратился в Рим и вновь вступил в политическую борьбу как вождь сената и республиканцев.

Источник: Исторический словарь

ЦИЦЕРОН МАРК ТУЛЛИЙ
106 — 43 гг. до н. э.) — величайший римский оратор. Получив образование под руководством лучших римских учителей, он вступил на поприще оратора и скоро сделался консулом; во время его консульства был раскрыт заговор Катилины, но возмущение было подавлено благодаря осторожности и энергии Цицерона. Вследствие происков врага его, Клодия, Цицерон подвергся изгнанию из Рима. Во время междуусобной войны между Цезарем и Помпеем Цицерон держал сторону последнего. После битвы при Фарсале, в которой Помпей был разбит наголову, Цицерон был не только прощен Цезарем, но получил от него разрешение вернуться в Рим. С этих пор он стал вести жизнь частного человека и посвятил себя созданию своих главных философских и риторических произведений. На общественное поприще он снова вступил после убийства Цезаря и в своих речах резко нападал на Антония. Поэтому, когда составился триумвират из Антония, Октавиана и Лепила (43 г. до н. э.), Цицерон был объявлен вне закона и казнен. Цицерон был замечательным писателем, но как общественный деятель отличался недостатком твердости и последовательности в проведении своих принципов. Это видно уже из того, что сначала он был демократом, затем стал во главе консервативной партии сената, потом держал сторону Помпея и, наконец, Цезаря. Как частное лицо Цицерон обладал всеми добродетелями.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Цицерон Марк Туллий
Цицерон Марк Туллий (Cicero, Marcus Tullius) (106-43 до н.э.), рим. оратор, полит, деятель и писатель. Выступал в процессах с полит, подоплекой. Его блестящее обвинительное выступление в деле Верреса, коррумпированного рим. наместника в Сицилии, в 70 г. до н.э. сделало его знаменитым, и аристократия признала его гл. кандидатом на пост консула (63). На этом посту он добился больших полит, успехов, раскрыв заговор Каталины и его сообщников, планировавших захватить Рим. Ц. выступил против 1-го триумвирата и был выслан по обвинению в якобы незаконной казни сообщников Каталины. Усилиями друзей был оправдан и в 57 г. вернулся - при всеобщем одобрении народа - перед самым началом гражд. войны, к-рую всеми силами пытался предотвратить.
Ц. примкнул к Помпею и сенату, но был разочарован стилем правления Помпея и после его поражения в битве при Фарсале возвратился в Италию. Цезарь высоко ценил его и оказывал полит, поддержку, но Ц. не разделял его филос. воззрений. После убийства Цезаря он вернулся на полит, арену. В кач-ве лидера сенатской партии в своих филиппиках (публичных выступлениях) обвинил Марка Антония в измене, надеясь восстановить прежн. респ. порядки. В 43 г. Антоний, Октавиан и Лепид приказали его убить: Ц. был схвачен и казнен. Хотя сам Ц. и считал более важной свою полит, деятельность, настоящую славу ему принесли сочинения. Он был лучшим рим. оратором, а его речи, письма и трактаты оказали большое влияние на развитие зап. лит-ры и философии.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Цицерон, Марк Туллий
106-43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лациуме, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом (см. Квинт Туллий Цицерон) получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее - Муций Сцевола Понтифекс. Его учителями были также столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Ц. пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79-77 гг., Ц. уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию . Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Ц. По возвращении в Рим Ц. активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. - претором, в 63 г. - консулом. В том же 63 г. Ц. раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Ц. уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Ц. вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51-50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Ц. выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалией в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Ц. предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Ц. переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако, ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Ц. филиппиками (см. Демосфен), он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике - юном Октавиане. По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Ц. был убит 7 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. - Литературное наследие Ц. включает в себя речи, сочинения по риторике, философские трактаты и письма. Речи иллюстрируют 30 лет его чрезвычайно деятельной жизни (81-43 гг.). Они были тщательно подготовлены к публикации. Часто в своей окончательной литературной форме они отличались от фактически произнесенных. Стиль отчетливо эволюционирует: от используемого в первых выступлениях азиатского стиля, возвышенного, насыщенного метафорами, риторическими украшениями, с характерными длинными периодами, через "средний" стиль - более умеренный, тоже с украшениями, однако менее патетический, Ц. пришел к совершенно простому и лишенному украшений "аттическому" стилю. Но ему удавалось в зависимости от характера речи и от аудитории использовать их все. Речи Ц. отличали эрудиция, полет и юмор. Их воздействие основывалось на искусстве периодизации и ритмизации гармонично построенной фразы, изобилующей старательно подобранными стилистическими средствами. Из ораторского наследия Ц. сохранилось 58 речей целиком или большей частью и 20 фрагментов. Исходя из характера этих речей их можно было бы разделить в самом общем виде на судебные и политические. Наиболее известные из первых - В защиту Квинкция (Pro P. Quinctio; 81 г.), первая опубликованная речь на гражданском процессе, отмеченная чертами азиатской манеры, и речи на процессе против Верра (70 г.), наместника Сицилии в 73-71 гг., который допустил там великие злоупотребления. Процесс против Верра включает: Речь против Квинта Цецилия (In Q. Caecilium), подставленного Верром на роль обвинителя; Первая речь против Верра (In Verrem actio I), после которой Верр был осужден на изгнание, и Вторая речь против Верра (In Verrem actio II) в 5 частях. Эта последняя никогда не произнесенная, мастерски обработана литературно и представляет важный документ для установления методов эксплуатации, используемых администрацией провинций. Ее четвертая часть под заглавием О статуях (De signis) приводит обзор произведений искусства на Сицилии. В защиту Мурены (Pro Murena; 63 г.), шутливая, весьма удачная в стилистическом отношении. В защиту поэта Архия (Pro Archia poeta; 62 г.) содержит среди прочего восхваление поэзии и науки. Из речей политического характера первая - это О предводительстве Помпея (De imperio Gn. Pompei; 66 г.) в войне с царем Понтийским Митридатом. Речи против Катилины (In Catilinam orationes IV; 63 г.), разоблачающая разорившегося аристократа, предводителя готовившегося в Риме переворота. Этих речей было четыре. Из них наиболее известна первая. Она отличается совершенным владением так называемым средним стилем. Речи против Антония (In Marcum Antonium orationes Philippicae; 44 г.), которых было четырнадцать, произнесенные в Сенате и перед народом с целью спасения погибающей республики, страстные и полные оскорблений, вновь становятся патетическими. Сочинения по риторике касаются теории красноречия: подбора материала, манеры произнесения, стиля, языка и интеллектуальной подготовки оратора. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Ц. Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носит следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Оратор (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Изократ). Ц. соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Ц. нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Ц. изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Ц. возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Ц. излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Ц. написал в 54-51 и 46-44 гг. В соответствии с духом времени, Ц. был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Паэцием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Ц. признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. Из обширного творчества Ц. внимания заслуживает Республика (De republica; 54-51) в 6 книгах, сохранилось только окончание произведения, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). С. развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О правах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские диспуты (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждеения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Ц. оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Ц., посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Ц поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Ц. состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Ц. нам известна почти 1000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включает в себя переписку Ц. с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Ц. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68-44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Ц. к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего - возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60-54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Ц. к брату Квинту и среди них - первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанное в ответ на письмо брата для Ц., когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту (Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержит корреспонденцию Ц. с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Ц; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Ц. отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Ц. В письмах Ц. предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Ц. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под название Феномены, расширенного Ц. за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Ц. во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Ц. на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Ц. достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Ц., называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Ц. и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Цицерон, Марк Туллий
(лат. Marcus Tullius Cicero)

(3.I.106 - 7.XII.43 до н.э.)

   знаменитый римский оратор, политический деятель, писатель, идеолог Рим. рабовлад. республики. Ц. происходил из всаднического сословия, вместе с родителями переселился из лат. городка Арпин в Рим; начатое в Риме образование завершил в Афинах и на Родосе.

   Своей славой Ц. обязан в первую очередь собственным речам. В них он пытался проводить политическую линию, направленную на союз между сенаторским сословием и состоятельными всадниками. Непоследовательный в своей политической деятельности (яростно выступая за охрану республики, ее законов и свободы римских граждан, он сам нарушил закон, казнив сторонников Каталины без суда), Ц. стал одной из первых жертв проскрипций 43 г. - он был внесен в списки по настоянию Антония. Речи и философские произведения Ц. были очень популярны в эпоху Возрождения, многие гуманисты старались слепо следовать его стилистике и лексическому многообразию.

   Марк Туллий Цицерон. Речи: В 2 т. М., 1962; Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966; Марк Туллий Цицерон. Избр. соч. М., 1975; Цицерон. Философские трактаты. М., 1985; Грабарь-Пассек М.Е. Письма Цицерона // Античная эпистолография. М., 1967. С. 59-80; Грималь П. Цицерон / Пер. с. фр. М., 1991; История римской литературы: В 2 т. Т. 1. М., 1959. С. 178-233; Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986; Цицерон. 2000 лет со времени смерти. М., 1959.

   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

   * * *

   "Новый человек" из Арпины, Цицерон получил образование в Риме и Афинах. Быстро стал величайшим оратором своего времени. Будучи консулом, он подавил заговор Катилины, и это было лучшее время в его политической карьере, хотя его надежды на долговременное примирение интересов горожан высших и средних классов не оправдались. Во время гражданской войны он поддерживал Помпея, но был прощен Цезарем. После убийства Цезаря выступил против Антония, поэтому попал в проскрипционные списки, то есть объявлен вне закона и предан смерти. Так же как многие ораторы, он писал стихи и книги по риторике, философии. В них он знакомил римлян с философскими теориями греков, создал латинский словарь и стиль для выражения абстрактных понятий. Цицерон был остроумным человеком, и его письма написаны в непринужденном, свободном стиле. Они - бесценный комментарий к неспокойной политической и социальной жизни времени поздней Республики.

   Как латинист и мыслитель Цицерон оказал огромное влияние на ранних христианских писателей. Св. Иероним даже имел видение, в котором он обвинялся, что он больше последователь Цицерона, чем христианин. А св. Амвросий за образец для своей книги о христианской морали взял "Об обязанностях" Цицерона. Выраженный Цицероном взгляд, что добродетель есть результат человеческих усилий, а не божественное благоговение, также был привлекательным для последователей христианского учения иеромонаха Пелагия. В средние века он был известен как философ и популяризатор греческой философии. В 1345 Петрарка обнаружил в Вероне его письма и, сняв копию, взял их за образец для собственных "Латинских писем". Благодаря своим письмам Цицерон был оценен не только как философ и стилист, но и как личность. Эразму Роттердамскому даже пришлось написать свою "Цицерониану" - чтобы дополнить словарь великого язычника, так как многие ученые отказались употреблять лексику, не апробированную Цицероном. И только позже, в период неогуманизма 18 в., когда как бы заново были открыты греческие оригиналы, эклектическо-посредническая роль Цицерона как связующего звена между Грецией и Римом и между Римом и Ренессансом утратила первоначальный блеск.

   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)

   * * *

   рим. гос. деятель, оратор, писатель. Род. в Арпине, недалеко от Рима, в состоят., но незнатной семье. В детстве переехал с отцом в Рим, где слушал выступления знаменитых ораторов того вр. и получил прекрасное филос., правовую и ритор, подготовку. В кач-ве судеб, оратора начал выступать с 81; самой значит, из ранн. речей была защита Кв. Росция Америнского (80), обвиненного расхитителями егй имущества в отцеубийстве. Ц. раскрыл неприглядную роль в эя>м процессе некоего Хрисогона, вольноотпущенника диктатора А.хбуллы (82 - 79), хотя всячески старался обелить последнего. Выиграв процесс, Ц. все же счел за благо покинуть Италию и два года провел в Греции и М. Азии, совершенствуясь в философии и оратор, иск-ве. Вернувшись в 77 в Рим, Ц. в 75 был избран квестором в Сицилии, на 69 - эдилом, на 66 - претором. Росту его популярности способствовала победа в 70 в кач-ве обвинителя в суде по делу б. рим. наместника в Сицилии Верреса, отличавшегося в годы своего правления (73 - 71) беззастенчивым вымогательством, неог­раниченным произволом и распутством. К этому же периоду относится 1-я чисто полит, речь Ц. о предоставлении Гнею Помпею неогранич. воен. полномочий для ведения войны в М.Азии (66). . Полит, характер носили и произнесенные Ц. в год его консульства (63) речи против,, аграрного законопроекта Сервилия Рулла, в к-рых он занял явно антидемократ, позицию. В этом же году Ц. принял непосредств. участие в подавлении антисенатского заговора Катилины, за что и был удостоен звания «отец отечества». Одн. 5 лет спустя, под влиянием леворадикальной группировки в Риме, Ц. был осужден на изгнание за казнь без суда оставшихся в Риме сторонников Катилины. Вернувшись из ссылки (III. 58 - IX. 57), встреченный с энтузиазмом, Ц., одн., уже перестал играть сколько-ниб. значит, роль в полит, жизни и много вр. уделял лит. труду, работая над соч. по оратор, иск-ву и теории гос-ва и права. С сер. 51 до к. 50 Ц. - наместник в Киликии (М. Азия), где за воен. успехи его провозгласили императором - т. е. полководцем, име­ющим право на публ. триумф, к-рого Ц. так и не дождался. Во время единовластия Юлия Цезаря Ц. снова искал себе убежища в занятиях философией, этикой и риторикой, а после убийства Цезаря решительно включился в полит, борьбу, фактически возглавив в теч. неск. месяцев (XII, 44 - IV, 43) сенатскую партию. Гл. врага республик, строя Ц. увидел в сподвижнике Цезаря Марке Антонии, не без оснований заподозрив его в стремлении к захвату единолич. власти; поддерживал, хотя и непоследовательно, Октавиана (буд. Августа). Когда Антоний заключил с ОктавианСШ союз, имя Ц., по его настоянию, было включено в список противников нового режима, подлежащих уничтожению. 7. XII. 43 при попытке покинуть Италию Ц. был убит воинами, подосланными М. Антонием.

   Полит, карьера Ц. отражает противоречивое положение человека, не принадлежавшего по происх. к сенатской знати, видевшего все ее недостатки (особ, это заметно в его ранн. речах) и тем не менее стремившегося укрепить ее положение союзом с сословием т. н. всадников (к к-рому принадлежал он сам) - торгово-денежной верхушкой рим. общ-ва. Призывая к «согласию сословий» и «всех добропорядочных граждан» перед лицом единовластия, Ц. не понимал иллюзорности надежд, возлагаемых на солидарность состоятельных слоев, различавшихся своими эконом, и полит, интересами. Не видел он также ист. обреченности республик, строя в условиях невиданного расширения рим. гос-ва и обострения в нем соц. противоречий. Творч. наследие Ц. составляют 58 речей, почти полностью сохран. (еще от 17 дошли фр-ты), трактаты (б. ч. в форме диалогов) по истории и теории оратор, иск-ва, гос-ва и права, философии и этики, а также св. 860 писем, изданных после его смерти. Из речей Ц. наибол. известностью пользуются три комплекса: против Верреса (поскольку собранный Ц. огромный обвинительный материал заставил Верреса признать себя побежденным в самом нач. процесса, 5 речей Ц., подготовленных для дальнейш. разбирательства, были впосл. изданы, как если бы они были произнесены перед судьями); против Катилины (наиб, яркая из 4 речей - первая, произнесенная на заседании сената 8. XI. 63); 14 Филиппик (2. IX. 44 - 21. IV. 43), названных так Ц. в подражание Демосфену и направленных с огромной силой и страстностью против М. Антония. Речи Ц. явл. высшим достижением рим. оратор, иск-ва. Прекрасно владея всеми приемами риторики, Ц. был далек от однознач. следования ее техническим предписаниям. По своему усмотрению он мог варьировать как традиц. порядок составных частей речи (изложение дела, доказ. своей т. зр. и опровержение доводов противника), так и их насыщение доводами и деталями. Ц. с одинаковой свободой пользовался всеми стилями речи: от высокого пафоса с взыванием к теням и обычаям предков, с фиктивными речами и олицетворениями, до воспроизведения повседневных и достаточно пикантных ситуаций, приправленного изрядной долей юмора, а подчас и сарказма. Для воздействия на слушателя использовались энергичные ритор, вопросы, вымышленные диалоги с противоположной стороной, эффектные антитезы, параллелизмы, ритмизованные концовки предложений. Ц. принадлежит заслуга создания искусно построенного, завершенного по содержанию и по форме Синтаксического периода, к-рый считается образцом классич. латыни. В споре между аттикизмом и азианизмом Ц. скорее принимал сторону последнего, хотя и относился критически к излишествам пышного стиля, не подкрепленного значительностью содержания. Свое представление об иск-ве оратора Ц. обосновал в трех трактатах: «Об ораторе» (55), «Оратор» и «Брут» (оба - 46). В первом из них он создал образ идеального оратора, к-рый, помимо природного дарования, должен иметь основат. подготовку в обл. права и философии, истории и лит., хорошо владеть материалом и стилем, соответствующим каждому типу речи. Два др. соч. посвящены более спец. вопросам оратор, техники и истории рим. красноречия.

   Во взглядах на гос-во («О государстве», 54 - 51; «О законах», 52) Ц. развивал учение о преимуществах смешанной формы правления, сформулированное в Риме еще Полибием, к-рый считал ее осуществлением рим. конституцию. Ц. тоже находил в ежегодно сменяемых консулах элемент единовластия (монархии), в сенате - авторитет аристократии, в нар. собрании - признак демократии. По его мн., каждая из форм гос-ва, взятая сама по себе, легко вырождается в крайности, только при их соединении возникает необходимое для общ-ва равновесие и прочность. Впрочем, как непосредств. участник полит, жизни Ц. видел несовершенства совр. устройства и свой идеал искал в Рим. республике сер. II до н.э. (до выступления Гракхов, 133-122). Гос.-правовым влениям Ц. близки его взгляды на обязанности идеального (соч. «Об обязанностях», 44) и идеального правителя, ´написанных в посл. годы жизни филос. соч. (в т. ч. «О границах добра и зла», «О природе богов», «Тускуланские беседы» - все в-45) Ц. не стремился к оригинальности, а считал своей задачей ознакомить рим. публику с теориями гр. философов, хотя и не скрывал, напр., неприязни к учению Эпикура. Сам он пытался объединить в своей этич. доктрине воззрения стоиков со скептицизмом Новой Академии. При этом Ц. отрицательно относился к идее предопределения, отстаивая принцип свободы воли и ответственности человека за свои действия («О судьбе», 44). Размышлениям о том, как достойно переносить старость, и о нрав, основаниях дружеских связей посвящены диалоги «Катон, или О старости» и «Лелий, или О дружбе» (оба - в 44). Помимо чисто просветительского значения, поздние соч. Ц. сыграли большую роль в становлении филос. терминологии на лат. яз. Особое место в наследии Ц. занимают письма, осн. часть к-рых относится ко вр. между 63 и 43. Они содержат не только подробные свед. о событиях в Риме, оцениваемых с т. зр. непосредственного участника или свидетеля, не только характеристики известных полит, деятелей, но и отзывы Ц. о себе, подчас весьма иронические. Не будучи в целом предназначены для опубликования, письма Ц. часто подкупают откровенностью, создавая образ человека со всеми его слабостями. Наконец, письма Ц. - важнейший памятник живого разг. лат. языка, далекого от ритор, приемов.

   Соч.: Диалоги: О государстве. О законах. М., 1966 (то же - 1994); Избр. соч., М., 1975; О природе богов: 27,1982, № 2 1983, № 2; О старости. Одружбе. Об обязанностях. М., 1975 (то же - 1993); Письма. Л., 1949 - 1951; Т. 1 - 3 (тд же 1994); Речи: В 2 т. М., 1962 (то же - 1993); Речи: 27, 1986, № 4 - 1987, № 2; Три трактата об ораторском искусстве. М., 1972 (то же - 1994); Философские трактаты. М., 1985.

   Лит.: Буассье Г. Собр. соч.: В 10 т. М., 1993. Т. 1: Цицерон и его друзья. Грималь П. Цицерон. М., 1991; Утченко С. Л. Цицерон и его время. 2-е изд. М., 1986; Цицерон: Сб. статей. М., 1958; Цицерон: 2000 лет со времени смерти. М., 1959

   В.Я.

   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
172.71 кб

Экофилософская концепция образования Марка Туллия Цицерона

Козловцева Екатерина Александровна
Читать PDF
380.60 кб

Антропологический дискурс «Заботы о себе» Марка туллия Цицерона

Пичугина Виктория Константиновна
Антропологический дискурс «заботы о себе» философа и оратора Марка Туллия Цицерона конкретизирован через концепты «наставник», «ученик», «город», «душа» и «тело», отражавшие специфику античной педагогической мысли эллинистического
Читать PDF
13.58 мб

Речи Марка Туллия Цицерона и их значение для современного судопроизводства

Самарин Дмитрий Александрович
В данной статье рассмотрено значение судебных речей древнеримского философа и политика Марка Туллия Цицерона для формирования процедуры прений в процессе судопроизводства.
Читать PDF
316.05 кб

Марк Туллий Цицерон о римских банкирах и банковских операциях в Древнем Риме

Сайко Михаил Николаевич
В статье рассматривается деятельность древнеримских банкиров и основные банковские операции, проводимые этими банкирами.
Читать PDF
1.70 мб

Асконий и Цицерон: к истории рецепции ораторского наследия Марка Туллия Цицерона в эпоху Ранней римс

Хрусталёв Вячеслав Константинович
В статье исследуется вопрос о месте «Комментариев» римского автора I в.н. э. Кв. Аскония Педиана в рецепции ораторского наследия М. Туллия Цицерона в эпоху Раннего принципата.