9.4.1889 [по др. св. 1890], Ростов-на-Донуфевр. 1985, Филадельфия) - скрипач, композитор, педагог, дирижер, музыкально-общественный деятель. Родился в семье профессионального скрипача и дирижера оперного оркестра. Интерес к музыке и рано проявившиеся исключительные способности мальчика заставили отца серьезно отнестись к его музыкальному образованию. Он давал ему первые уроки, а в9 лет Ефрем уже поразил театральную публику, возглавляя оперный оркестр отца и выступая с концертами. В 1901 отец повез его в Петербург, где мальчик был принят в консерваторию. Огромную роль в становлении творческой личности молодого скрипача сыграли занятия в классе профессора Л.Ауэра и по композиции - у профессора Н.Римского-Корсакова, от которого Ц.
унаследовал высокие художественные идеалы. Композитор АТлазунов, в ту пору директор Петербургской консерватории, услышав на выпускном экзамене (1907) игру Ц., записал в экзаменационном листе: «Колоссальный талант. Передача вдохновенная, полная настроения.
Впечатление потрясающее. Вне сравнений!» Ц. был удостоен золотой медали и премии им. Антона Рубинштейна.
Восторженные отзывы сопровождали выступления Ц. в Берлине (7.
1.1907) и Лондоне (9.12.1907), где он блестяще исполнил концерты И.Брамса, П.Чайковского, «Испанскую симфонию» Э.Лало под управлением прославленного дирижера Ханса Рихтера. «Это, конечно, гений среди скрипачей», - писал корреспондент из Лондона. После триумфального исполнения 1.1.1910 в Лейпциге концерта Чайковского со знаменитым дирижером Артуром Никишем Ц. подписал контракт на гастроли в США.
27.10.1911 состоялся его американский дебют с Бостонским симфоническим оркестром. Впервые в США Ц. блестяще исполнил скрипичный концерт А.Глазунова.
Горячий прием в США, обилие предложений, контрактов открывали перед молодым артистом заманчивые перспективы; Ц. решился избрать США местом своего постоянного пребывания. В течение почти полувека артист вел напряженную концертную деятельность. С его искусством познакомились миллионы слушателей не только в Америке и Европе, но и в Африке, Азии, Австралии. Он совершил два «кругосветных» турне, покрыв в 1916 расстояние в 30 тыс. миль, а в 1920 - в 50 тыс. миль.
До 1939 артист совершил 7 поездок на Восток, культура которого оставила определенный след в его творчестве. В 1914 Ц. женился на известной оперной и концертной певице (сопрано) Альме Глюк, с которой часто выступал в концертах в качестве пианиста и дирижера. Ряд сохранившихся записей свидетельствует о замечательном ансамбле двух музыкантов. Для А.Глюк Ц. написал ряд романсов, создавал обработки народных песен, как, например, «Две украинские народные песни» - «Виють витры» и «У сусида хата била».
Обладая огромным репертуаром, Ц. с большим успехом проводил ретроспективные «исторические» циклы концертов, исполняя музыку композиторов XVII-XX вв. Незабываемое впечатление оставляло исполнение артистом масштабных полотен: концерты Брамса и Чайковского, Мендельсона и Глазунова, передаваемых им в трепетном лирико-драматическом ключе. Он превосходно интерпретировал и современную музыку (посвященные ему концерты Ч.Стока и Д.К.Менотти).
Обладая исключительным виртуозным мастерством, он с ослепительным блеском исполнял собственную Фантазию на темы оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок» и в то же время своей мягкой певучей манерой игры придавал особое очарование концерту ремажор Н.Паганини, в котором одним из первых исполнил труднейшую каденцию Э.Соре, развеяв легенду о ее неисполнимости. Сдержанно и сосредоточенно звучали в его исполнении произведения Баха и Бетховена, романтической свежестью чувств отличались сонаты и Венгерские танцы Брамса. Обладая талантом перевоплощения, Ц. славился и как подлинный мастер инструментальных миниатюр, где его талант тонкого лирика захватывал слушателей обаянием филигранного мастерства, изысканностью красок, передачей тончайших оттенков чувств и настроений.
В 1934 и 1935 Ц. с огромным успехом гастролировал в СССР. «Он буквально околдовывал слушателей элегантной виртуозностью, вспоминал Д.Ойстрах, - Хейфец побеждал публику, подчиняя ее себе силой своего искусства; Цимбалист очаровывал, обращаясь к глубоким тайникам души и сердца... В художественной палитре Цимбалиста есть все краски, ему подвластны все «тайны» инструментальной выразительности, но он пользуется ими в мягкой, пожалуй, только ему одному присущей манере... Цимбалист неповторим, потому что в его игре нет ничего внешнего, эффектного, идущего от желания поразить или удивить... но за этой «простотой» и легкостью таится беспредельное мастерство виртуоза,.,, ни до него, ни после я никогда больше не встречал, чтобы в игре скрипача были настолько исключены малейшие случайности..
Филигранная отточенность исполнения - результат великолепного таланта, напряженной работы, блестящей школы».
Очень скоро Ц. занял особое место в музыкальной жизни США. Своей концертной, а затем и активной педагогической деятельностью он оказал «огромное влияние на исполнительское искусство этой страны, создав, по существу, скрипичную школу, широко известную теперь во всем мире» (Д.Ойстрах). С 1928 он преподавал в Кертис-институте в Филадельфии, где с 1941 по 1968 был также и директором, сменив на этом посту прославленного пианиста И.Гофмана. Особенно плодотворной была педагогическая деятельность артиста в последние десятилетия его работы. Достаточно сказать, что к 90-м почти все скрипачи прославленного Филадельфийского симфонического оркестра являлись его воспитанниками. Среди учеников Ц. - артисты с мировым именем, лауреаты международных конкурсов (Ш.Ашкенази, Х.Судзуки, О.Шумский, Н.Кэрол и др.). Вместе с тем творческие импульсы его таланта были столь сильны, что оказывали воздействие далеко за границами США. По признанию японских музыкантов, выступления Ц. у них в стране содействовали становлению японской скрипичной школы, Примечательно, что и в области педагогики незримые нити постоянно связывали Ц. с родиной. Он признавался, что всю свою артистическую жизнь оставался по духу русским артистом, приверженцем лучших достижений русской педагогики с ее стремлением к развитию индивидуальности, подчинению технических средств раскрытию глубин художественного содержания («я всячески старался развить неповторимое своеобразие каждого, научить каждого говорить своим голосом»). Эти принципы, унаследованные от ауэровской школы, артист неизменно отстаивал в педагогической работе. В его классе постоянно звучали концерты Чайковского, Глазунова, «Концерт-ная сюита» Танеева, многочисленные пьесы и транскрипции (в том числе и его собственные) произведений Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова, Скрябина, Рахманинова. Своей исполнительской, транскрипторской и педагогической деятельностью Ц. внес огромный вклад в популяризацию русского искусства.
Хотя «прощальный» концерт великого артиста состоялся в Нью-Йорке 14.1.1949, он, однако, возвращался на сцену неоднократно в 1950-е. В 1952 Ц. исполнил (впервые) посвященный ему скрипичный концерт Менотти, в 1955 - концерт Бетховена с филадельфийским оркестром.
Исключительно велик был международный авторитет скрипача. В числе самых выдающихся музыкантов мира его постоянно приглашали на ответственнейшие музыкальные соревнования творческой молодежи. В 1958-70 он принимал участие в работе жюри четырех Международных конкурсов им.П.Чайковского.
Современники не раз подчеркивали особую гармоничность, утонченность и изысканность художественной натуры Ц. Широко эрудированный музыкант, владевший несколькими языками, он глубоко знал и любил искусство.
Артист был известен как почитатель старинных рукописей и антикварных книг, в его собрании была огромная коллекция скрипок и музыкальных инструментов народов мира. Экзотическую часть коллекций составляли китайские росписи по шелку и вазы, японские гравюры и ткани.
Созданные Ц. опера «Ландара» (1956), музыкальная комедия «Нектар» (1920), с успехом поставленные на сценах США, симфонические произведения и концерты для скрипки, для фортепиано, для виолончели с оркестром, соната, сюита в старинном стиле, квартет и ряд др.
камерно-инструментальных произведений свидетельствуют о незаурядном композиторском даровании музыканта и широте его творческих горизонтов.