ЦИСТЕРЦИАНЦЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ
члены католического монашеского ордена, основанного бенедиктинцем Робертом Молезмским в 1098 г. и возглавленного в 1115 г. Бернаром Клервоским. В XII–ХШ вв. мужские и женские монастыри Ц. были богаты, влиятельны и многочисленны: к 1300 г. существовало 700 монастырей Ц. во многих странах. С XIV в. конгрегация Ц. приходит в упадок. Из Ц. выделились бернардинцы и трапписты.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Цистерцианцы
Цистерцианцы (Cistercians), члены монашеского ка-толич. ордена, осн. св. Робером Молезмским в селении Сито, Франция, в 1098 г. Цистерцианцы придерживались строгого толкования правил св. Бенедикта; их устав был изложен в Хартии милосердия (Carta Caritatis). Бернар Клервоский основал монастырь в Клерво, к-рый сразу же получил широкую известность. Ц; вели строго аскетический образ жизни. В период бурного роста монастырей в 11-12 вв. возглавили движение за превращение малоплодородных (болот, топей и т.п.) земель в пригодные для с.х. и первыми начали использовать новые методы землепользования, в т.ч. применение силы воды, занимались овцеводством и торговлей шерстью. Ц. были весьма богаты и влиятельны. Из Ц. выделились трапписты, соблюдавшие строгие правила, по образу вост. аскетизма. Др. Ц. следовали уставу, допускавшему нек-рые послабления.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ЦИСТЕРЦИАНЦЫ
члены католич. монашеского ордена, осн. монахами- бенедиктинцами в 1098. Первый монастырь ордена - Цистерциум (ныне на его месте - дер. Сито, близ Дижона), организованный в 1098 Робером (аббатом, покинувшим свое аббатство Молем). Влиятельным орден Ц. стал с 12 в., когда был реорганизован Бернаром Клервоским (первым аббатом цистерцианского монастыря Клерво); с этого времени Ц. стали называться также бернардинцами. В 1119 был принят устав ордена, предписывавший физич. труд, строгий режим аскетизма. В 12-13 вв. орден Ц. сделался одним из самых богатых и влиятельных среди католич. монашеских орденов. К нач. 14 в. орден насчитывал 700 монастырей (муж. и жен.) - во Франции, Англии, Германии и др. странах Европы. Ц. использовались папством для распространения влияния в Вост. Европе, в частности - на Руси. С 14 в. орден Ц. приходит в упадок. В 17 в. его деятельность временно оживляется в связи с борьбой против протестантов; образуется орден реформированных Ц.- орден траппистов. В 1972 Ц. (совместно с траппистами) насчитывалось св. 8 тыс. чел.

Лит.: Grolleau Ch., Chastel G., L´Ordre de Coteaux, la Trappe, P., 1954.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Цистерцианцы
члены монашеского ордена, получившего свое название от местности (Cistercium — Сито), где в 1098 г. был основан их первый монастырь. Ц. пользовались Уставом Бенедикта Нурсийского, но выполняли его очень строго. Употребляли только грубую вегетарианскую пищу, восстановили обязательный годичный испытательный срок (новициат), не принимали в монастыри детей (отойдя в этом от бенедиктинской практики), избегали роскоши в убранстве монастырей, жили за счет собственного труда, не имея зависимых от себя крестьян. Строгость жизни обитателей первого монастыря ц. отпугивала от них многих людей, перелом же наступил, когда в орден вступил БерЦистерцианцы нар Клервоский. Его деятельность принесла ордену ц. огромную популярность, в 1150 г. насчитывалось уже 350 монастырей ц., а в 1500 г. — 738 муж. и 650 жен. обителей.
Ц. обычно создавали свои монастыри на неосвоенных землях. Это требовало тяжелого физ. труда. Земельные владения ордена быстро росли и за счет дарений знати. В ордене было введено деление монахов на два разряда: полноправных братьев и «светских братьев» (конверзов). Главным занятием первых были молитвы, вторых — физ. труд, дабы он не отвлекал духовную элиту от религ. занятий. «Светские братья» происходили из крестьян, они, как правило, были неграмотны (молитвы учили наизусть). Эти люди также проходили через новициат, давали традиционные монашеские обеты, но права голоса в ордене не имели. Благодаря их труду орден ц. вскоре стал одним из богатейших. Богатства ордена росли и в результате предприимчивости ц. в торговых операциях, поставках сырья для мануфактур.
По своей структуре орден ц. был федеративным со значительной автономией монастырей. Пять первых (по времени основания) монастырей считались главными. Остальные группировались вокруг них в пять объединений, аббат — глава такого объединения — контролировал жизнь подчиненных ему монастырей. Ежегодно собирался генеральный капитул из всех аббатов, где обсуждались важнейшие проблемы ордена и принимались обязательные для всех ц. постановления.
Жен. цистерцианские монастыри имели элитарный характер — в них принимали женщин только из семей феодалов.
Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992; Офм Л.Х. История христианского монашества. СПб., 1993.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Цистерцианцы
Цистерциа?нцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервосский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.
Духовность
Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.
Организация
Все обители ордена объединены в конгрегацию, управляемую генеральным капитулом, хотя отдельные монастыри пользуются самой широкой автономией; капитул назначает ответственных за ежегодную инспекцию всех монастырей.
Конституция ордена носит название — Хартия милосердия (Carta caritatis), ее составителем по традиции считается третий аббат Цистерцианского монастыря святой Стефан Хардинг (умер в 1134).
Существуют женские цистерцианские монастыри, первый из них по времени был основан в 1120. Самый известный — Пор-Рояль.
Облачение цистерцианцев — белое одеяние с черным наплечником, черный капюшоном и черным шерстяным поясом.
В 2005 году цистерцианцы насчитывали 1 470 монахов, из которых 717 были священниками. Ордену принадлежало 87 обителей.
История
Название цистерцианцы происходит от первой обители ордена — монастыря Цистерциум, основанного в 1098 св. Робертом на том месте, где теперь лежит деревня Сито (Citeaux, французский департамент Кот-д’Ор). Позднее монастырь стал называться просто Сито.
Роберт был отпрыском знатного шампанского рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя бесплодность своих попыток, удалился из Солемского монастыря, где занимал место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников. Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту, по требованию папы, пришлось вернуться в Солемский монастырь.
Его преемником на должности аббата Цистерцианского монастыря был Альберих, при котором папа Пасхалий II взял монастырь под свое особое покровительство. Альберих составил устав «Instituta monachorum Cisterciensium», в основу которых лег бенедиктинский устав. Сначала строгость правил цистерцианцев служила препятствием приливу новых членов, но после того, как в орден вступил св. Бернард Клервосский с 30 товарищами (1112), число цистерцианцев стало быстро расти. При жизни святого Бернарда ордену принадлежало около 350 обителей, а в 1200 ордену принадлежало уже около 2000 монастырей во Франции, Германии, Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии.
В 1119 папа Иннокентий III утвердил конституцию ордена «Charta libertatis», которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе ордена стоял аббат центрального монастыря Цистерциум; он должен был ежегодно объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из аббатов. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей — Клервоского (с 1113), Лаферте (с 1115), Понтиньи (с 1114) и Моримонского (с 1115) — составлял коллегию, управлявшую делами ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито; аббаты ближайших монастырей должны были ежегодно принимать в нем участие, аббаты более отдаленных — через более продолжительные промежутки времени. В середине XII века начался упадок ордена, вследствие отступлений от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 среди цистерцианцев образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого соблюдения устава, другая допускала уклонения от него.
В эпоху своего процветания цистерцианцы среди всех орденов занимали первое место по своему богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордены Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама в Испании.
В период реформации по ордену был нанесен удар в Германии и других европейских землях, ставших протестантскими; множество монастырей было конфисковано. В Англии цистерцианские монастыри были распущены в соответствии с указом Генриха VIII.
В XVII веке в ответ на послабление правил и упадок в некоторых цистерцианских монастырях во Франции из цистерцианцев выделился орден траппистов с еще более строгим уставом. Число траппистов вскоре сильно выросло, к ним перешла большая часть цистерцианских монастырей, в том числе и колыбель ордена аббатство Сито.
В XVIII веке начались правительственные меры против цистерцианцев: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции — национальное собрание в 1790.
Однако орден сумел избежать уничтожения и в XIX и XX веках число цистерцианских монастырей вновь приблизилось к сотне. В настоящее время наибольшее число обителей этого ордена находится в Европе (особенно во Франции, Германии, Австрии, Испании), и США. По одному монастырю есть в Австралии и Новой Зеландии.
Литература
* «Essais de 1’histoire de 1’ordre de Citeaux» (1696, 9 т.);
* «Traite historique du chapitre general de 1’ordre de Citeaux» (1737);
* «Histoire des ordres monastiques» (т. V, стр. 344 и сл.);
* Winter, «Die Cistercienser des nord-ostl. Deutschlands» (Гота, 1868-71);
* Janauschek, «Origines, Cristerciensium» (т. I, В., 1877);
* Brunner, «Ein Cistercienserbuch» (Вюрцбург, 1882);
* «Studien und Mitteilungen aus dem Benediktiner und Cistercienser Orden» (1883);
* «Cistercienser-Chronik» (1889).

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
816.39 кб

Цистерцианские exempla на закате Средневековья: от истории к риторике

Смирнова Виктория Викторовна
В этой статье автор предпринимает попытку найти новый подход к изучению позднесредневековых цистерцианских сборников exempla. Считаясь вторичными, эти произведения почти не привлекали внимания исследователей.
Читать PDF
1.12 мб

Средневековые цистерцианские exepmpla: между филологией и историей

Мула Стефано
В конце XII — начале XIII в.
Читать PDF
102.18 кб

Ароматические характеристики в цистерцианских визионерских текстах XIII В. (герберт Клервоский, Цеза

Кузьменко Елена Алексеевна
Данная статья посвящена роли обонятельных образов в визионерской литературе.
Читать PDF
414.46 кб

Цистерцианское искусство убеждения (XIII–XVI вв. ). «Диалог о чудесах» Цезария Гейстербахского и его

Смирнова Виктория Викторовна, Поло Де Болье Мари Анн
В статье изложены подробные резюме двух докладов, прозвучавших на парижской конференции, посвященной сборнику «Dialogus miraculorum» Цезария Гейстербахского.
Читать PDF
98.66 кб

Восприятие «Пустыни» у ранних цистерцианцев

Ефремова Юлия Александровна
В статье рассматривается феномен «ухода в пустыню», его сущность и восприятие в средневековой Европе. На основе сочинений некоторых французских монахов XII в.

Похожие термины:

  • Цистерцианский орден

    основан Робертом Молезмским (умер.1110), который в 1098 г. построил монастырь в болотистом местечке Сито (лат.Cistercium). К середине ХII в. орден становится культурным форпостом средневековой Европы.