ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Найдено 1 определение
ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
1) совокупность методологических принципов и объясняющих моделей, применяемых при анализе всемирной истории [А. А. Радугин]; 2) макрообъяснительная модель исторического процесса, позволяющая «вписать» конкретное общество в контекст общемировой истории через социокультурное своеобразие общества как целостности [Н. А. Проскурякова]. Ц. п. - способ изучения исторической реальности, является одной из форм организации трансдисциплинарных научных исследований, направленных на преодоление гетерогенности дисциплинарных теоретических знаний путем их осмысления на концептуальном уровне, выходящем за пределы и габитуальные рамки отдельных научных дисциплин, изучающих прошлое. Ц. п. как способ изучения исторической реальности представляет собой систему методологических установок, ориентирующих на ее интерпретацию в русле цивилизационных теорий, разработанных в различных областях социальногуманитарного знания. Методологические трудности использования цивилизационного подхода заключаются в том, что существует широкий разброс значений и смыслов, в которых употребляется слово «цивилизация». В настоящее время можно выделить три подхода к пониманию цивилизации: 1) унитарный; 2) стадиальный; 3) локально-исторический. В рамках унитарного подхода, сложившегося в русле классической модели исторического познания в начале XIX века, цивилизация рассматривалась как идеал прогрессивного развития человечества, ориентиры которого задавались наиболее развитыми европейскими странами. В русле этой модели познания в XIX-XX веках были созданы различные стадиальные теории цивилизаций как этапов прогрессивного развития человечества в целом: 1) «дикость - варварство - цивилизация»; 2) «традиционная - современная»; 3) «аграрная - индустриальная - постиндустриальная»; 4) «космогенная - техногенная - антропогенная»; 5) «устная - письменная - книжная - экранная»; 6) «коллективистическая - индивидуалистическая - солидаристическая». При этом развитие цивилизаций как стадий прогрессивного развития человечества рассматривается в контексте долгосрочного (многовекового) исторического цикла, включающего фазы зарождения, становления, зрелости, дряхления, кризиса и реликта. В рамках локально-исторического подхода к пониманию «цивилизаций», сформировавшегося в конце XIX - первой половине XX в. в русле неклассической модели исторического познания, цивилизации рассматривались как уникальные локальноисторические образования. В рамках этого подхода в настоящее время доминируют культурологические, этнопсихологические, экологические и социологические интерпретации локальных цивилизаций. На рубеже XX-XXI вв. в русле неоклассической модели исторического познания стала складываться новая версия цивилизационного подхода, в которой современный мир рассматривается как polylogue of civilizations и civilization of meeting (цивилизация встречи). В этом мире сами цивилизации становятся возможными лишь как «встреча цивилизаций», как их диалог / полилог на базе всеобщих символических форм, в ходе которого отдельные цивилизации вырабатывают собственные оценки универсалий (например, свободы, прав человека, власти и т. д.) и выражают таковые через призму своих ценностей и исторического опыта.
В этом плане локальные цивилизации представляют собой «вызовы» глобальным императивам. Такая коммуникационно-герменевтическая трактовка цивилизаций преодолевает представление о них как дискретных социокультурных единицах. Новации в такой трактовке понятия цивилизации состоят в том, что одновременно реализуется и цивилизационный, и мондиалистский подходы, признается социокультурная специфика цивилизаций и сохраняется экуменистское видение мира, устанавливается взаимосвязь «локализма» и «глобализма» через посредство универсально-символических форм.
В русле неоклассической модели исторического исследования в настоящее время разрабатываются различные многомерные методологические конструкты изучения локальных цивилизаций. В рамках одного из таких конструктов цивилизации рассматриваются как локально-исторические общности, представляющие собой единое целое в спатиальном (пространственном), темпоральном и конативном отношениях. Спатиальный параметр локальной цивилизации предполагает не просто выделение определенного ее ареала, но и выявление особенностей ее единого нормативно-ценностного пространства - символического универсума, представляющего собой «цивилизационную матрицу». «Цивилизационная матрица», или «доминантная форма интеграции», задавая базовые принципы социальных взаимодействий внутри локально-исторической общности, ее отношений с природной средой и окружающим миром, объединяет эту общность в единое целое и делает ее уникальной. Выделение «цивилизационной матрицы» позволяет преодолеть представление о локальной цивилизации как «конгломерате разнообразных явлений», а также стремление свести цивилизацию к специфике, например, культуры или религии, ибо в качестве «доминантной формы интеграции» могут выступать разные основания. Темпоральный параметр локальных цивилизаций выражается в социотипе развития, под которым понимаются повторяющиеся в длительной перспективе наиболее характерные черты этого развития и способы решения его проблем. Можно выделить такие социотипы развития как эволюционный, мобилизационный и инновационный. Конативный параметр локальных цивилизаций определяется культурными архетипами как совокупностью неосознанных архаических образов, ценностей и установок, носящих устойчивый характер и проявляющихся как в сфере повседневной жизнедеятельности людей, так и в области элитарного творчества.
Лит.: И онов И. Н. Теория цивилизаций и неклассическое знание (Социокультурные предпосылки макроисторических интерпретаций)// Общественные науки и современность. 2004. № 5; К узы к Б. К, Я ковец Ю. В. Цивилизация: теория, история, диалог, будущее: в 2-х т. М., 2006; П ронин А. С. Цивилизационная парадигма историологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». 2010. № 4— 5; П роскурякова Н. А. Концепции цивилизации и м одернизации в от ечест венной ист ориограф ии // Вопросы истории. 2005. № 7. С. 153-154; Р а дуги н А. А. Цивилизационный подход к истории // Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997. С. 431. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.