Цветаев Дмитрий Владимирович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Цветаев, Дмитрий Владимирович

(род. в 1852 г.) — историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц. по окончании курса в СПб. духовной академии прослушал педагогические курсы при 2-ой СПб. военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и императрицы Марии в Орле и Москве. По защите магистерской диссертации Ц. поступил (1886 г.) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на "немецком" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношении русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи и монографии: "Марья Владимировна и Магнус Датский" ("Ж. M. H. Пр.", 1878, III); "Протестантство в Польше и Литве в его лучшую пору" ("Чтения в Общ. любителей дух. просвещения", 1881, XII); "Вновь открытый закон Петра Вел. о протестантах" ("Московские ведомости", 1882, 319); "Положение протестантов в России до Петра Вел." ("Ж. M. H. Пр.", 1883, IX—X); "Протестантство в России в правление Софьи" ("Русский вестник", 1883, XI); "Из истории брачных дел в царской семье московского периода" (ib., 1884, VII—VIII и отд.); "Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке" (М., 1884); "Истории сооружения первого костела в Москве" (М., 1886); "Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках" ("Русский вестник", 1885 и отд.); "Обрусение иноземцев протестантов в Московском государстве" (М., 1886); "Положение западного иноверия в Московском государстве" ("Московские ведомости", 1886, 273—74, вступительная речь, читанная в Московском университете); "Литературная борьба с протестантством в Московском государстве" (М., 1887); "Иностранцы в России в XVI—XVII вв." ("Русский вестник", 1887, XII); "Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра" ("Варшавские унив. известия", 1889, VIII; "Православное обозрение", 1890, V—VII и отд.); "К истории культуры в России в XVI и XVII веках" (Воронеж, 1890); "История основания русского флота" ("Русская старина", 1896, VII и отд.); "Медики в Московской России и первый русский доктор" ("Труды Русс. медицинского общ. при Варшавском унив.", 1896, II и отд.); "Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте" ("Московские ведомости", 1899, 316) и проч. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: "Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках" (М., 1886, магистерская дисс.) и "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований" (M., 1890, докторская дисс.). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. "Исчерпывая все существенные стороны предмета", это сочинение является "как бы введением в историю Петровской реформы" (проф. Багалей, Брикнер и Завитневич). Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под загл. "Памятники к истории протестантства в России" (ч. I, М., 1888). В речи "К истории изучения вопроса об иностранцах в России" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным. За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании, главным образом, данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: "Царь Василий Шуйский в Польше" ("Варш. унив. известия", 1894, IV—V; "Варшавский дневник", 1897, № 86); "Об усыпальнице Шуйских в Варшаве" ("Варш. дневник", 1897, дек. 20; "Исторический вестник", 1898, II, V) и др.; затем составляется цельный труд под загл. "Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше"; вышел второй его том в двух книгах, заключающий "приложение к историческому исследованию" (Варшава, 1901—1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: "Сношения с Абиссинией" ("Русский архив", 1888, I);. "Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве" ("Христианское чтение", 1896, I), "Новые материалы к истории Москвы" ("Московские ведомости", 1885, № 75); "Петр Великий во Франции" ("Русское обозрение", 1894; "Московские ведомости", 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулированы им в статье "Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях" ("Русское обозрение", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что "по своей природе и истории Россия как самостоятельное государство безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов" (стр. 714—715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством проф. Кояловича, Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С. М. Соловьева. В педагогической литературе наиболее известны его "Баллады Шиллера. Опыт объяснения их" (помещались в "Филологических записках" 1881—82 гг. и отд.).



А. С—ов.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Цветаев Дмитрий Владимирович

Цветаев (Дмитрий Владимирович, родился в 1852 г.) - историк. Сын сельского священника Владимирской губернии, Ц., по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии, прослушал педагогические курсы при 2-й санкт-петербургской военной гимназии. Преподавал историю, русский язык, словесность, педагогику и методику в средних учебных заведениях ведомств военного, народного просвещения и Императрицы Марии в Орле и Москве. По защите магистерской диссертации, Ц. поступил (1886) в приват-доценты Московского университета. С 1887 г. состоит профессором Варшавского университета по кафедре русской истории. Специальные научные изыскания Ц. по русской истории сосредоточиваются главным образом на "немецком" вопросе в России и состоят в документальном выяснении положения, жизни и деятельности иностранцев и инородцев протестантского и католического вероисповеданий и отношения русских к этим людям и к западноевропейской культуре и образованности. Сюда относятся статьи монографии: "Марья Владимировна и Магнус Датский" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, III); "Протестантство в Польше и Литве, в его лучшую пору" ("Чтения в обществе любителей духовного просвещения", 1881, XII); "Вновь открытый закон Петра Великого о протестантах" ("Московские Ведомости", 1882, № 319); "Положение протестантов в России до Петра Великого" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1883, IX - X); "Протестантство в России в правление Софьи" ("Русский Вестник", 1883, XI); "Из истории брачных дел в царской семье московского периода" (ib., 1884, VII - VIII и отдельно); "Генерал Николай Бауман и его дело. Из жизни Московской Ново-Иноземской слободы в XVII веке" (Москва, 1884); "История сооружения первого костела в Москве" (Москва, 1886); "Вероисповедное положение протестантских купцов в России в XVI и XVII веках" ("Русский Вестник", 1885 и отдельно); "Обрусение иноземцев-протестантов в Московском государстве" (Москва, 1886); "Положение западного иноверия в Московском государстве" ("Московские Ведомости", 1886, № 273 - 74, вступительная речь, читанная в Московском университете); "Литературная борьба с протестантством в Московском государстве" (Москва, 1887); "Иностранцы в России в XVI - XVII веках" ("Русский Вестник", 1887, XII); "Первые немецкие школы в Москве и основание придворного немецко-русского театра" ("Варшавские Университетские Известия", 1889, VIII; "Православное Обозрение", 1890, V - VII и отдельно); "К истории культуры в России в XVI и XVII веках" (Воронеж, 1890); "История основания русского флота" ("Русская Старина", 1896, VII и отдельно); "Медики в Московской России и первый русский доктор" ("Труды Русского Медицинского Общества при Варшавском университете", 1896, II и отдельно); "Новые данные о кронпринцессе Софии-Шарлотте" ("Московские Ведомости", 1899, № 316) и прочее. Благодаря изучению предмета по отдельным деталям, в объединительных трудах Ц. из данной области даже частности обыкновенно оказываются подробно и тщательно обработанными. Важнейшие труды этого рода: "Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках" (Москва, 1886, магистерская диссертация) и "Протестантство и протестанты в России до эпохи преобразований" (Москва, 1890, докторская диссертация). В первом из них дается фактическая история пользования свободой общественного и частного вероисповедания протестантов и католиков в Московском государстве. Второй труд изображает быт иноземцев-протестантов и взаимные сношения их с русскими, сопровождавшиеся культурным воздействием на русскую среду. "Исчерпывая все существующие стороны предмета", это сочинение является "как бы введением в историю Петровской реформы" (профессор Багалей , Брикнер и Завитневич ). Часть архивных и рукописных документов, собранных Ц., издана им под заглавием "Памятники к истории протестантства в России" (часть I, Москва, 1888). В речи "К истории изучения вопроса об иностранцах в России" (Варшава, 1891), произнесенной на докторском диспуте, объясняется важность непосредственного изучения предмета по подлинным архивным данным. За последние годы специальные работы Ц. относятся преимущественно к вопросам, связанным с пребыванием и кончиной царя Василия Ивановича Шуйского в польском плену. На основании главным образом данных, найденных им в архивах, он сначала выясняет различные отделы предмета в ряде монографий: "Царь Василий Шуйский в Польше" ("Варшавские Университетские Известия", 1894, IV - V; "Варшавский Дневник", 1897, № 86); "Об усыпальнице Шуйского в Варшаве" ("Варшавский Дневник", 1897, декабря, 20; "Исторический Вестник", 1898, II, V) и др., затем составляется цельный труд, под заглавием: "Царь Василий Шуйский и места погребения его в Польше"; вышел второй его том в двух книгах, заключающий "приложение к историческому исследованию" (Варшава, 1901 - 1902); самое исследование входит в первый том и печатается. Из статей Ц. по другим предметам выдаются: "Сношения с Абиссинией" ("Русский Архив", 1888, I); "Из истории церковной и государственной жизни в старой Москве" ("Христианское Чтение", 1896, I); "Новые материалы к истории Москвы" ("Московские Ведомости", 1885, № 75); "Петр Великий во Франции" ("Русское Обозрение", 1894; "Московские Ведомости", 1901, № 252). Основные взгляды Ц. на русскую историческую жизнь наиболее цельно формулируются им в статье "Россия и Западная Европа в их взаимных отношениях" ("Русское Обозрение", 1895, II), исходной мыслью которой служит положение, что "по своей природе и истории Россия, как самостоятельное государство, безусловно необходима для правильной жизни самой Западной Европы: до вступления своего в круг европейской системы она была охранительницей ее от азиатского напора и разрушения со стороны диких полчищ; по вступлении же своем в систему европейских государств (в эпоху Петровских реформ) она стала незаменимой посредницей между борющимися там сторонами, оберегающей политическое равновесие и тем обеспечивающей благосостояние и возможность беспрепятственного дальнейшего культурного развития западноевропейских государств и народов" (стр. 714 - 715). Начав свои научные занятия по русской истории под руководством профессора Кояловича , Ц. в методах исследования и в основных воззрениях ближе стоит к исторической школе С.М. Соловьева . В педагогической литературе наиболее известны его "Баллады Шиллера. Опыт объяснения их" (помещались в "Филологических Записках" 1881 - 1882 гг. и отдельно). А. С-ов.

Источник: Биографический словарь. 2008