ЦЫГАНЕ МОЛДАВСКИЕ

Найдено 1 определение
ЦЫГАНЕ МОЛДАВСКИЕ
, самая большая по численности этнографическая группа цыган в мире. Известны как кэлдэрары / котляры; название «молдавские», используемое как самоназвание, связывает их с внутренним разделением этнографической группы на ветви — греческую, венгерскую, сербскую и молдавскую. Самоназванием молдавских цыган, как и других групп цыган, является этноним «рома». Место формирования этнографической группы — Балканы. В XIX в. кэлдэрары покинули Балканы и расселились в Зап. Европе и России, а затем и по всему миру. Основное занятие — ремесло, прежде всего лужение посуды. Занятие ремеслом определило название этнографической группы (кэлдэрар в пер. с румынского — котёл; котляр — от русского «котёл»).
Точная численность цыган-кэлдэраров в России неизвестна. Сегодня цыгане-кэлдэрары проживают почти во всех регионах России. Предпочитают селиться в городах или на городских окраинах, поэтому представлены преимущественно городскими жителями. До настоящего времени у молдавских цыган сохраняются традиционные социальные институты, в том числе община — табор. Все сложные вопросы жизни табора решаются коллективно. Нормы обычного права регулируют порядок наследования, наказание в случае совершения преступления, соблюдение традиций. Каждый табор молдавских цыган имеет своё родовое имя. Деление цыган на роды произошло в сер. XIX в. и было связано с увеличением их численности. Молдавские цыгане г. Перми относят себя к роду рувони (волка). Табор молдавских цыган рода волка с 1979 г. постоянно живет в микрорайонах Чапаевский и Январский Орджоникидзевского р-на г. Перми.
Сохраняют до настоящего времени все основные элементы традиционной культуры. Работа с металлом наложила отпечаток на современный цыганский бизнес: молдавские цыгане занимаются покупкой и продажей труб и другой металлической арматуры, ремонтом металлических конструкций. Бизнесом в среде молдавских цыган занимаются исключительно мужчины. Как и раньше, в таборе сохраняется разделение труда на мужской и женский. При кочевом образе жизни мужчина отвечал за повозку с лошадьми, ставил палатку. На женщине лежали все домашние хлопоты, связанные с приготовлением пищи, заботой о детях. Гадание, как и в настоящее время, было занятием женским. Мужской традиционный костюм в прошлом состоял из вышитой и орнаментированной аппликациями куртки и жилетки, штанов, кожаного или тканого пояса, украшенного металлическими или золотыми бляшками, высоких сапог с узорчатой выделкой. К настоящему времени традиционный мужской цыганский костюм не сохранился. Женская одежда сохраняет свою специфику и самобытность вплоть до настоящего времени. Основа женского костюма — традиционная юбка готья, комплект с юбкой составляет кофта. Традиционная причёска и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на висках в жгуты, а затем заплетает две косы, такая прическа называется амболдинари. Поверх амболдинари надевают косынку — дикло. Дополнение к женскому костюму — большой платок или шаль. Традиционная цыганская кухня во многом схожа с кухней народов юго-вост. Европы; праздничными блюдами являются голубцы сармали и рулет с начинкой из фруктов совияку. По вероисповеданию молдавские цыгане — православные христиане. Из церковных ритуалов совершают крещение и отпевание умерших, иногда — венчание. Календарные праздники связаны с православным календарем: отмечаются Пасха, Рождество, Троица, Петров день. Сохраняется комплекс традиционных мифологических представлений. Цыганский фольклор представлен сказками, быличками, балладами, лирическими и обрядовыми песнями.
Лит.:Деметер, Н. История цыган: новый взгляд / Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков. Воронеж, 2000; Черных, А.В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыган. табора. Пермь, 2003; Черных, А.В. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе / А.В. Черных, Д.И. Вайман, Е.А. Имайкина. Пермь, 2005.
Д.И. Вайман, А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.