ЦЫГАНЕ РУССКИЕ

Найдено 1 определение
ЦЫГАНЕ РУССКИЕ
самоназвание — «русская рома». Наиболее многочисленная этнографическая группа цыган России. Самоназвание группы происходит от места её формирования. В Россию предки русских цыган пришли с территорий Германии и Польши в конце XVII в. Результат прежнего территориального пребывания русской ромы — это активное использование немецких и польских слов в цыганской лексике. Значительный пласт заимствований из русской культуры и языка является главным отличием русских цыган от цыган других групп. Заимствования проявились как в материальной, так и духовной культуре. Русские цыгане состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома, польска рома и др. В России русские цыгане долгое время вели полукочевой образ жизни: в летнее время совершали переезды, кочевали; зимой останавливались в русских деревнях, арендуя дома у местного населения. Основные занятия — гадания, продажа и обмен лошадей. До настоящего времени не выявлено достоверных источников, сообщающих о времени появления русских цыган в Прикамье. Известно лишь то, что их таборы кочевали по территории Перм. губ. уже в XIX в. В 1920—1930-х гг. отмечено присутствие русских цыган в городах и в сельских районах юга Прикамья: Еловском, Куединском, Чайковском, Октябрьском, Осинском и др. Указ 1956 г., запретивший кочевой образ жизни, стал важным этапом в переходе русских цыган к оседлой жизни. С этого времени постоянное оседлое цыганское население формируется в гг. Нытве, Краснокамске, Перми. В настоящее время русские цыгане расселены в гг. Перми, Чайковском, Кунгуре, Березниках, Чусовом и в сельских р-нах: Октябрьском, Куединском, Чайковском, Кунгурском, Верещагинском. Всего в Перм. обл., по данным переписи 2002 г., проживает 1606 цыган, из них городского населения — 1275, сельского — 331 человек. Среди сельского населения отмечены только русские цыгане, среди городского они также составляют большинство, так как другие этнографические группы цыган предпочитают в переписных листах не записываться цыганами.
Среди русских цыган Прикамья можно выделить несколько родовых групп, наиболее многочисленная из них — горбовичи. В настоящее время основным занятием городских цыган является торговля, у сельских сохраняются и др., традиционные, занятия: разведение лошадей, пастьба скота, попрошайничество. Сельские цыгане в большей степени сохраняют элементы традиционной культуры. Стремление селиться компактно сохраняется как в сельской местности, так и в городах, где для проживания выбирается один из микрорайонов. В настоящее время идёт активное строительство в цыганских «посёлках», в то время как традиционно цыгане старались лишь покупать или арендовать дома. В прошлом во время кочёвок использовалось временное жилище — цыганская палатка. Мужской традиционный костюм рано утратил этническую специфику, женский костюм состоял из юбки и кофты, замужняя женщина покрывала голову косынкой. Традиционная кухня имеет много общего с кухней русской и украинской. Как и для других групп цыганского населения, для русских цыган характерно сохранение традиционных социальных институтов. Продолжает функционировать община — табор. Община не всегда строится на родственно-территориальном принципе, часто в неё входят все русские цыгане, проживающие в данном населённом пункте, независимо от наличия родственных связей. В сельской местности и в небольших населённых пунктах обычно функционирует одна община. В г. Перми отмечено несколько цыганских общин. Община сохраняет некоторые традиционные функции: управленческую, этностабилизирующую, праворегулирующую. Среди других этнографических групп цыган русские цыгане считаются наиболее образованными, они, как правило, получают общее или среднее образование, есть специалисты со среднеспециальным и высшим образованием. Высока степень интеграции в местное сообщество, примером чему служат межэтнические браки. По вероисповеданию русские цыгане — православные христиане. Обычай предписывает совершение всех церковных ритуалов, посещение церкви. В домах, как правило, в переднем углу, находятся большие иконостасы. Наряду с православными сохраняются и традиционные дохристианские верования. Православные праздники стали основой традиционного нар. календаря: русские цыгане отмечают Пасху, Троицу, Рождество. Семейные обряды связываются с рождением ребёнка, вступлением в брак, смертью человека. Этническую специфику сохраняет свадьба. Главным атрибутом сватовства становится «древце» — украшенная монетами ветка дерева; на празднике накрывается два стола — мужской и женский; главным на современной свадьбе становится ритуал поздравления молодых и дарения им подарков. Наиболее популярными среди фольклорных жанров следует назвать сказки, легенды и предания, мифологические рассказы, а также лирические песни и романсы. Общественной организации русских цыган в Прикамье не создано.
Лит.:Друц, Е. Цыгане / Е. Друц, А. Гесслер. М., 1990; Деметер, Н. История цыган: новый взгляд / Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков. Воронеж, 2000; Черных, А.В. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе / А.В. Черных, Д.И. Вайман, Е.А. Имайкина. Пермь, 2005.
Д.И. Вайман, А.В. Черных

Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
270.52 кб

Песни литературного происхождения и жестокий романс в репертуаре русских цыган

Махотина Илона Юрьевна
В статье показано, как русские песни литературного происхождения и жестокий романс приобретают особые национальные черты в цыганском исполнении. Включены ранее не издававшиеся тексты.
Читать PDF
258.25 кб

Лев Толстой и русская религиозная философия (часть i). Перевод с нем. А. С. Цыганкова

Цвален Регула М., Цыганков Александр Сергеевич
Идеи Л.Н. Толстого являются одним из решающих катализаторов возникновения «нового религиозного сознания» и религиозной философии в начале XX в. в России.
Читать PDF
51.29 мб

Особенности личностной самооценки и тревожности младших школьников цыганского и русского этносов

Чернышова Евгения Леонидовна, Иванов Дмитрий Викторович
В статье представлен теоретический анализ проблемы этнического статуса младших школьников различных этнических групп, обучающихся в одном образовательном пространстве.
Читать PDF
257.67 кб

АННА СОБЕСКАЯ. РУССКАЯ ХАНДРА, ИЛИ О "ДУРНО ПАХНУЩИХ ДЕГТЕМ, СОЛДАТНЕЙ И ВОДКОЙ" ЦЫГАНСКИХ РОМАНСАХ

Душенко К.В.