самоназвание - рома), народ, живущий во многих странах. В Российской Федерации 153 тыс. человек. Язык цыганский индийской группы индоевропейской семьи языков. Верующие (Россия) в основном православные.
Цыгане
ЦЫГАНЕ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ЦЫГАНЕ
народность (точнее — этнич. группы, связанные общностью происхожд. и языка), распростр. по всем континентам. Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в кон. 1-го тыс. н.э. Возможно, что поводом исхода Ц. из Индии послужили нашествия мусульм. завоевателей в Индию в 7 — 14 вв. Можно предполагать, что беженцы — предки Ц. принадлежали к различ. низшим кастам. Первонач. осев в Перед-ней Азии (в Иране), а также в Египте (отсюда ложное представл. об их егип. происхожд.), они надолго задержались на вост. окраине Визант. империи. В нач. 2-го тыс. они продвинулись на Балканский п-ов и на С. Африки.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Цыгане
(самоназвание – рома) – этническая общность, живут во многих странах. Предки – выходцы из Индии. Общая численность 2,62 млн. чел. (1992), в Российской Федерации - 153 тыс. чел. Язык цыганский, относится к новоиндоарийской группе индоевропейских языков. Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки цыган покинули Индию в конце 1 тыс. до н.э. Первоначально осев в Передней Азии, цыгане надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. В 13 – 15 в.в. цыгане распространились сперва по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем по Северной Африке, по Северной и Южной Америке и Австралии (19 в.). В Западной Европе в начале 15 в. цыгане были встречены доброжелательно. Позднее отношение к ним изменилось, их стали преследовать как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством, объявляли вне закона, выселяли за пределы государства или убивали. Возникло деление цыган на оседлых, полуоседлых и кочевых. Кочующий табор цыган – это группа, продвигающаяся по определенной, традиционно установленной территории и возглавляемая выборным вождем - вайдой. Он является официальным представителем табора перед административными организациями той страны, где кочует табор, он же вершит суд по внутренним конфликтам. Положение женщины приниженное. Она подчиняется отцу, потом мужу, на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые цыгане исполняют церковные обряды тех народов, среди которых они живут, и легко меняют вероисповедание при переселении. Кочевые цыгане придерживаются традиционных религиозных воззрений. См. Индийцы.
ЦЫГАНЕ
самоназвание рома. Расселены по всему миру, живут во многих странах Европы, Передней и Юж. Азии, а также в Сев. Африке, Сев. и Юж. Америке и Австралии. Цыганский язык относится к особой индоарийской группе индоевропейской языковой семьи. Общая численность цыган, по разным оценкам, составляет от 6 до 10 млн. чел. Численность в РФ — ок. 153 тыс. чел. В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой прародиной цыган является Индия. Предки цыган покинули Индию в конце 1 тыс. н.э. Из Индии они прошли через территорию современных Ирана, Афганистана и Армении, частично осели на этих землях и составили основу существующих до настоящего времени этнографических групп цыган этих регионов. Далее произошло разделение: часть цыган двинулась в сторону Палестины и Египта, где и осталась, часть направилась на территорию Византии. Пробыв в Византии ок. 300 лет, в сер. XV в. цыгане расселились по Юго-Вост. и Вост., а затем по Центральной и Зап. Европе, в дальнейшем — по Сев. Африке и по Сев. и Юж. Америке. В Россию цыгане попали двумя путями: через балканские страны в XV—XVI вв. и через Германию и Польшу в XVI— XVII вв. В результате сложной этнической истории сформировались разные этнографические группы цыганского народа, каждую из которых отличает особый диалект, вероисповедание, занятия, свой уклад жизни, традиционный костюм, мировоззрение, разная степень сохранности традиционных институтов.
Все группы цыган связывает общность происхождения и языка. Среди цыган есть мусульмане, католики, православные. В России проживают представители нескольких этнографических групп цыган, самые многочисленные из которых — русские цыгане и цыгане кэлдэрары. В Прикамье также представлены несколько этнографических групп: русская рома — «русские цыгане», молдавские цыгане, крымские цыгане и среднеазиатские цыгане (люли). Время появления в Прикамье первых цыганских кочевых таборов неизвестно. Таборы русских цыган кочевали уже в XIX в. Русские цыгане вели полукочевой образ жизни, в летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в деревнях, где снимали избы. В XX в. постепенно происходит переход русских цыган к оседлой жизни. Многие таборы перешли к оседлости после принятия постановления Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 г., которое предусматривало суровое наказание для цыган, занимающихся бродяжничеством. В настоящее время компактно русские цыгане проживают в г. Перми, Краснокамске, Нытве, других городах края, а также в сельской местности (Куединский, Октябрьский, Чайковский р-ны). С XIX в., видимо, появились в Прикамье и таборы молдавских цыган. Но только в начале 1970-х гг. в Перми обосновался на постоянное проживание табор молдавских цыган рода рувони. В 1970—80-е гг. в г. Пермь переселяются и несколько семей крымских цыган. В середине 1990-х гг. в Прикамье, как и в др. регионах России, появилась ещё одна этнографическая группа — среднеазиатские цыгане, люли. Проживание их в регионе носит в основном сезонный характер, хотя некоторые семьи проживают постоянно. Основным занятием люли является попрошайничество. По данным переписи 2002 г., в Перм. обл. зафиксировано 1606 цыган. Однако эти данные заведомо неполные, реальная численность цыганского населения несколько больше. Часть цыган предпочитают в офиц. документах записываться под др. этнонимами: напр., татары (крымские цыгане), румыны, бессарабы (молдавские цыгане). Среди цыган сохраняются многие формы традиционной социальной организации общины-табора, многие элементы традиционной культуры. До настоящего времени бытуют многие жанры традиционного фольклора. По вероисповеданию русские и молдавские цыгане — православные христиане, среднеазиатские и крымские — мусульмане. Общественных организаций цыган в Прикамье не создано.
Лит.: Деметер, Н. История цыган: новый взгляд / Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков. Воронеж, 2000; Народы России. М., 1994; Черных, А.В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыган. табора. Пермь, 2003; Черных, А.В. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе / А.В. Черных, Д.И. Вайман, Е.А. Имайкина. Пермь, 2005.
Д.И. Вайман, А.В. Черных
Все группы цыган связывает общность происхождения и языка. Среди цыган есть мусульмане, католики, православные. В России проживают представители нескольких этнографических групп цыган, самые многочисленные из которых — русские цыгане и цыгане кэлдэрары. В Прикамье также представлены несколько этнографических групп: русская рома — «русские цыгане», молдавские цыгане, крымские цыгане и среднеазиатские цыгане (люли). Время появления в Прикамье первых цыганских кочевых таборов неизвестно. Таборы русских цыган кочевали уже в XIX в. Русские цыгане вели полукочевой образ жизни, в летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в деревнях, где снимали избы. В XX в. постепенно происходит переход русских цыган к оседлой жизни. Многие таборы перешли к оседлости после принятия постановления Совета Министров РСФСР № 685 от 20 окт. 1956 г., которое предусматривало суровое наказание для цыган, занимающихся бродяжничеством. В настоящее время компактно русские цыгане проживают в г. Перми, Краснокамске, Нытве, других городах края, а также в сельской местности (Куединский, Октябрьский, Чайковский р-ны). С XIX в., видимо, появились в Прикамье и таборы молдавских цыган. Но только в начале 1970-х гг. в Перми обосновался на постоянное проживание табор молдавских цыган рода рувони. В 1970—80-е гг. в г. Пермь переселяются и несколько семей крымских цыган. В середине 1990-х гг. в Прикамье, как и в др. регионах России, появилась ещё одна этнографическая группа — среднеазиатские цыгане, люли. Проживание их в регионе носит в основном сезонный характер, хотя некоторые семьи проживают постоянно. Основным занятием люли является попрошайничество. По данным переписи 2002 г., в Перм. обл. зафиксировано 1606 цыган. Однако эти данные заведомо неполные, реальная численность цыганского населения несколько больше. Часть цыган предпочитают в офиц. документах записываться под др. этнонимами: напр., татары (крымские цыгане), румыны, бессарабы (молдавские цыгане). Среди цыган сохраняются многие формы традиционной социальной организации общины-табора, многие элементы традиционной культуры. До настоящего времени бытуют многие жанры традиционного фольклора. По вероисповеданию русские и молдавские цыгане — православные христиане, среднеазиатские и крымские — мусульмане. Общественных организаций цыган в Прикамье не создано.
Лит.: Деметер, Н. История цыган: новый взгляд / Н. Деметер, Н. Бессонов, В. Кутенков. Воронеж, 2000; Народы России. М., 1994; Черных, А.В. Пермские цыгане: очерки этнографии цыган. табора. Пермь, 2003; Черных, А.В. Этносоциальные процессы в цыганских общинах Пермской области на современном этапе / А.В. Черных, Д.И. Вайман, Е.А. Имайкина. Пермь, 2005.
Д.И. Вайман, А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
ЦЫГАНЕ
самоназв. рома - люди) - народность (точнее - этнич. группы, связанные общностью происхождения и языка), распространившаяся по всем континентам. Говорят гл. обр. на цыганском яз., распадающемся на ряд диалектов, относящихся к индоарийской группе индоевроп. семьи языков. Язык Ц. сохраняет близость как с санскритом, так и с нек-рыми новоиндийскими языками. Различные народы называют Ц. по-разному: немцы - Zigeuner, венгры - cig?ny, испанцы - Gitanos, англичане - Gypsies (египтяне), французы - Tsiganes, Boh?miens, голландцы - Heidens (язычники), финны - mustalainen (черный), армяне - боша, среднеазиатские народы - люли и др. Числ. Ц., по разным оценкам, определяется от 1 до 6 и более млн. чел. В СССР Ц.- 175,3 т. ч. (1970, перепись). В совр. науке наиболее распространена точка зрения, считающая, что предки Ц.- выходцы из Индии. Первыми ее высказали нем. ученые Й. Рюдигер и Г. Грельман (кон. 18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и словенский ученый Ф. Миклошич (19 в.). Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э. Возможно, что поводом исхода Ц. из Индии послужили нашествия мусульм. завоевателей в Индию в 7-14 вв. Можно предполагать, что беженцы - предки Ц. принадлежали к различным низшим кастам. Первоначально осев в Передней Азии (в Иране), а также в Египте (отсюда ложное представление об их егип. происхождении), они надолго задержались на вост. окраине Визант. империи. В нач. 2-го тыс. они продвинулись на Балканский п-ов и на С. Африки. В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Центр., а затем по Зап. и Вост. Европе, в дальнейшем - по Сев. и Юж. Америке и Австралии (19 в.). В Россию Ц. попали двумя путями: южные - через балканские страны (15-16 вв.), северные - через Германию и Польшу (16-17 вв.). В Зап. Европе Ц. вначале были встречены с любопытством и даже доброжелательно. Позднее отношение к Ц. изменилось, на них стали смотреть как на бродяг, промышляющих нищенством, гаданием и воровством, их объявляли вне закона, выселяли за пределы гос-в. Лишь в кон. 18 в. в отд. странах Европы стали принимать нек-рые меры по улучшению правового положения Ц. Возникло деление Ц. на оседлых, полуоседлых и кочевых. Кочующий табор Ц.- это локальная группа, состоящая как из кровных родственников, так и представителей др. цыганских родов, передвигающаяся по определенной, традиционно установленной терр. Возглавляет табор выборный вождь - вайда (или сагибоскиро). Наряду с ним большое влияние имеет старейшая женщина табора. Табор имеет обществ. кассу, к-рой распоряжается вайда. Он является офиц. представителем табора перед адм. органами той страны, где табор находится, он же осуществляет суд по внутр. противоречиям, возникающим в таборе. Положение цыганской женщины в таборе приниженное. Она беспрекословно подчиняется отцу, затем мужу, но на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые Ц. исполняют церк. обряды тех народов, среди к-рых они живут, но легко меняют свое вероисповедание при переселении. Кочевые Ц. придерживаются традиц. суеверий и обрядов, связанных с ранними религ. культами их предков. Значит. часть Ц. сохранила свои исконные занятия (обработка металла, дерева, пера, рогов, волос, плетение корзин, коневодство, гадание) и иск-ва (музыка, пение, танец, акробатика, дрессировка животных). Во время 2-й мировой войны большинство Ц. в Центр. и Вост. Европе было варварски истреблено гитлеровцами. В 60-е гг. 20 в. в нек-рых странах Европы начали приниматься меры по ликвидации неграмотности среди взрослых и детей. Ц. представлялись условия для оседания и приобретения различных профессий. В России до Окт. революции Ц., жившие в городах, занимались: мужчины - преим. барышничеством, женщины - гаданием; кочующие - гл. обр. попрошайничеством и гаданием и частично кузнечеством и лужением. Ц., обосновавшиеся в Петербурге и Москве (с 30-х гг. 19 в.), жили оседло, большая часть их входила в состав хоровых ансамблей. После Окт. революции был издан ряд постановлений: ЦИК и СНК СССР от 1 окт. 1926 "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни"; ВЦИК и СНК РСФСР от 20 февр. 1928 "О наделении землей цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни", и др. В 1931 в Москве был открыт цыганский театр "Ромэн". В дни Великой Отечеств. войны многие Ц. сражались в рядах Сов. Армии и партиз. отрядах. После войны кочевничество Ц. усилилось. Это было вызвано тем, что новые группы Ц., оказавшиеся на терр. СССР в 1939-40, в связи с воссоединением Зап. Украины и Бессарабии и вхождением в СССР прибалт. республик, вели преим. кочевой образ жизни, а также тем, что большинство цыганских колхозов во временно оккупированных немецко-фашистскими войсками р-нах было уничтожено. 5 октября 1956 был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Многие Ц. перешли к оседлому и трудовому образу жизни. Лит.: Герман А. В., Библиография о цыганах. Указ. книг и статей с 1780 по 1930 гг., М., 1930; Miklosich F., ?ber die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; Rott A. F., Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Halle, 1844-45; A cataloque of the Gypsy books collected, by R. A. Scott Macfie, Liverpool. 1936; Kochanowski J., Gypsy studies, v. 1-2, New Delhi, 1963; Foletier F. de, Mille ans d´histoire des Tsiganes, P., (1970) (лит.); Vaux de Foletier F. de, Mille ans d´histoire de tsiganes, P., (1970); "Journal of the Gypsy lore Society", Old series, 1888-92, v. 1-3, New series, 1907-16, v. 1-9, Third series, 1922-, v. 1-; "Etudes Tsiganes", 1955-, v. 1-. Т. В. Вентцелъ. Москва.