Д а м а с к и н Семенов-Руднев
Д а м а с к и н Семенов-Руднев
Епископ сперва Севский, а потом Нижегородский, родился в Январе 1737 года, и в мирянах именовался Димитрием; обучался в Московской Славено-Греко-Латинской Академии с Января 1750 по 1761 год; а по окончании круга наук определен был учителем Риторики и Греческого языка в Крутицкую Семинарию, которою, за небытностью Ректора и Префекта, и управлял по 1765 год. В 1766 году послан был в звании Инспектора с четырьмя студентами, избранными из Духовных Семинарий, в Геттингенский Университет, для усовершения их в знаниях, и сам обучался в оном Немецкому и Французскому языкам; а сверх того слушал лекции Герменевтики, Богословии Догматической и Нравоучительной, Церковной Истории, опытной Физики, Всеобщей и Европейской Истории, Статистики и чистой Математики. Там принят он был Товарищем и Корреспондентом Исторического Института, и на сие звание получил Диплом. Оттуда, возвратясь в Россию 1773 года в Феврале со студентами своими, по выдержании при Профессорах С.-Петербургской Академии Наук испытания, в присутствии Св. Синода, признан Профессором Философии и Словесных наук; а прочие студенты Магистрами. В сих званиях они утверждены тогда же и Имянным Высочайшим Указом, с назначением Семенову по 600, а Магистрам по 400 рублей жалованья, и предоставлены в распоряжение Св. Синоду. По сему Магистры распределены были по Семинариям, а Семенов послан в Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию Префектом и Философии Профессором. Он вступил в сии звания с Мая 1775 года, и того же года Сентября 8 дня пострижен в Монашество, а потом произведен во Иеромонаха; в 1778 году Апреля 15 посвящен во Архимандрита Богоявленского Монастыря и того же года в Июне пожалован Академии Ректором, Богословии учителем и Архимандритом Заиконоспасского Училищного Монастыря, а 19 Апреля 1779 года и Членом Конторы Св. Синода. Во все прохождение сих званий сверх соединенного с ними жалованья получал он и пенсион по 600 руб., назначенный ему еще в 1773 году. В Мае 1782 года позван он в Санкт-Петербург и Июля 5, при Высочайшем присутствии, в Сергиевой Пустыне хиротонисан во Епископа на Севскую Епархию, бывшую Викарною Московскою. Из оной в 1783 году Сентября 22 переведен в Нижегородскую, где пробыв 10 лет, по собственному прошению за болезнию уволен в 1794 году Января 12 с пенсионом на пребывание в Московском Покровском Монастыре и там в 1795 году Декабря 18 скончался. Из сочинений своих он издал в свете только несколько Проповедей, говоренных им с 1775 по 1782 год, кои сперва печатал он порознь, а потом все совокупно 1783 года в Москве в 8 долю листа и посвятил первым трем Членам Св. Синода. Из переводов его известны: 1) Из Несторовой Летописи с Русского на Немецкий язык Сокращение оной, сделанное в Геттингене для Гаттерера, и сим последним изданное 1771 г. там же в Einleit. in die synchronist. Universal. Hist. (Введение во Всеобщую историю в синхронистическом изложении, – лат.***) О сем свидетельствует Шлецер в предуведомлении к своему Нестору; а тогда напрасно приписывали перевод сей самому издателю Гаттереру, который и не знал Русского языка; 2) Там же сделанный с Русского на Латинский язык перевод книги Преосв. Платона Митрополита Московского, известной под именем Православное учение или сокращенная Богословия, сочиненной для наставления Великого Князя Павла Петровича. Сей перевод напечатан под смотрением самого переводчика уже по возвращении его из Геттингена в С.-Петербурге 1774 г. в 8 долю листа под заглавием: Orthodoxa doctrina, seu Compendium Theologiae Christianae etc.; 3) перевод с Немецкого на Русский язык книжки Сулцеровой О полезном с Юношеством чтении древних Классических Писателей, напечатано в Москве 1780 г. в 8 долю листа и вторично 1787 г., там же. Им же изданы: 1) Богословский Трактат Архиепископа Феофана Прокоповича на Латинском языке De processione Spiritus Sancti (о происхождении Святого Духа) напечатан в Готе 1772 г. в 8 долю листа. В сей книге присовокупил он и от себя важные дополнения, а именно: целую XVI Главу О порче книг, приписуемой от Латинов Грекам, и Историческую роспись Греческих и Латинских Писателей о Догмате происхождения Св. Духа; дополнил и докончил самую Историю о сем Догмате; во всей книге повсюду прибавил многие ссылки и примечания; исправил сочинителевы ссылки на писателей по новейшим и вернейшим изданиям их в начале книги приложил лицевое изображение сочинителя и жизнеописание его, которое исправнее изданного в 1767 г. при Истории о сем Догмате; а наконец присовокупил азбучную роспись содержания всей книги. В предисловии признается он, что при издании оной много способствовала ему многочисленная Геттингенская библиотека, и что в России не можно было бы исполнить сего труда. Она напечатана иждивением Амвросия Зертиса, Архиепископа Московского и ему посвящена; 2) Сочинения М.В.Ломоносова, которые он собрал и издал в Москве 1778 г. в 3-х частях в 8 долю листа с разноречиями прежних изданий; а в 3-м томе приложил к подлиннику речей Ломоносовых и переводы оных на Латинский, Немецкий и Французский языки, сделанные самим сочинителем и другими; также и к выписке переводов Ломоносовых из Классических писателей присовокупил подлинники для сличения. За сие издание получил он от Императрицы Екатерины II в награждение 500 рублей; 3) Поучительные Слова и другие сочинения Преосв. Платона, Митрополита Московского; собраны и изданы им с Предисловием в Москве с 1779 г. в 9 частях. В сем труде участвовал и бывший тогда Московской Академии Префект Иеромонах Амвросий Серебренников (после Архиепископ Екатеринославский). В некоторых экземплярах сего издания при 1 Томе припечатано было и Жизнеописание Преосв. Платона.