Д а н и и л
Д а н и и л
Митрополит Московский и всея России, поставлен в сей сан из Игуменов Иосифова Волоколамского Монастыря 1522 года Февраля 27, а в 1539 году во время малолетства Царя Иоанна Васильевича своевольствовавшими Боярами лишен сана и заключен в том же Иосифове Монастыре, в котором и скончался того же года Февраля 2. В библиотеках Патриаршей и Волоколамской Иосифовой есть его несколько Поучений, а в Новгородской Софийской целая книга, заключающая 13 Нравоучительных Посланий его к разным лицам. На конце оной приписано одно Послание Благовещенского Попа Сильвестра (см. ст. о Сильвестре) к Царскому Боярину и Наместнику Казанскому Александру Борисовичу и другое Послание некоего к некоему, впадшему в несчастие.
Д а н и и л
Игумен Русский, путешественник ко Святым Палестинским Местам. Списки путешествия его под названием: Паломник6, или хождение Даниила, Русския земли Игумена, есть в библиотеке Новгородского Софийского Собора и в других. Он начал путешествие свое чрез Царьград и Архипелаг, а в Палестине пробыл 16 месяцев и кратко, однакож обстоятельно, описал все тамошние Святые Места, так как ему рассказывали Греки, без всякого исследования о истине сказаний. В каком веке он жил и когда предпринимал свое путешествие, о том ничего не говорит он в своих записках. Однакож можно заключить из некоторых упоминаний его, что он путешествовал в начале XII века, то есть вскоре после первого Крестового похода; а именно: сам он о себе пишет: 1) что был в Иерусалиме при Балдвине Первом (1100–1118 гг.) Князь, или Король Иерусалимский, и находился с ним в походе к Дамаску; 2) что город Акра незадолго пред тем (1104 г.) завоеван был Фрязями, т.е. Франками, у Сарацинов; 3) что при нем были также в Иерусалиме Новгородчане и Кияне Изяслав Иванович, Городислав Михайлович Кашкичи и проч.; 4) что он, для поминовения о здравии в Лавре Св. Саввы Освященного записал имена Русских Князей с женами и детьми: Михаила (Святополка, княжившего в Киеве в 1093–1113 гг.). Василия (Владимира Мономаха), княжившего в Киеве же в 1113–1125 гг.). Давида Святославича, Михаила, Олега (княжившего в Чернигове в 1115 г.), Панкратия Святослава, Глеба Менского, или Минского, и проч. Все сии происшествия и лица принадлежат к начальным годам XII века. Можно также заключить, что сей Даниил сам был родом или жительством из окрестностей Чернигова, потому что реку Иордан сравнивал он с рекою Сновою, протекающею недалеко от Чернигова. Слог в записках его сходствует со слогом Летописи Нестора, которому он был современник. Список его Путешествия, сведенный из многих, представлен уже в 1816 г. в Московское Общество Истории и Древностей Российских.