ДА СЮЭ
"ДА СЮЭ"
Великое учение") - конфуцианский политич. и филос. трактат, излагающий идею о том, что водворение мира и социального благоустройства на земле должно начинаться с совершенствования личности правителя, его обществ. и моральных достоинств, проявляемых в его личности, в его семейной жизни, политич. деятельности и в отношениях с др. людьми. Согласно "Д. с", первейшим условием для этого является достижение наивысшего знания. Центр. филос. тезис трактата - о способе достижения наивысшего знания - сохранился в краткой (2 слова) и неясной формуле, истолкование к-рой на протяжении мн. веков являлось важным пунктом расхождений между различными направлениями кит. обществ. мысли и по сей день остается предметом дискуссий. Автором "Д. с." по одной из традиц. версий считался ученик Конфуция Цзэн Шань (Цзэн-цзы, 5 в. до н. э.), по другой - внук Конфуция Кун Цзи (Цзы-сы, 5 в. до н. э.). И то и другое лишено достоверных подтверждений. Новейшие исследования приводят к выводу, что текст "Д. с." появился не раньше сер. 4 в. до н. э. Фын Ю-лань связывает его с идеями Сюнь-цзы (298-238 до н. э.; см. Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, (2 ed.), v. 1, Princeton, 1952); Го Мо-жо - с канонизированной конфуцианской школой Мэн-цзы (372?-289? до н. э.; см. Го Мо-жо, Философы др. Китая, М., 1961, с. 182-201). Изд. (переводы текста и комментарии на европ. языках): Сы-шу-геи, т. е. четыре книги с толкованиями. Книга первая философа Конфуциуса, пер. с кит; и манчжурск. Леонтиева А., СПБ, 1780; Legge J., The Chinese classics, 2 ed., v. 1, Oxf., 1893; его же, Ta-hs?eh. The great learning, Chin. text with Engl. transl. Sh., 1935; The sacred books of China. The texts of Confucianism, transl. by J. Legge, (v.) 3-4, The Li Ki, Oxf., 1885 (The sacred books of the East, v. 27-28); Couvreur S., Li Ki, t. 1-2, Ho Kien Fou, 1899; Hughes E. R., The great learning and the Mean- in-action, N. Y., 1943. А. И. Мелналкснис. Москва.