направление в изобразительном искусстве, возникшее во время первой мировой войны в Швейцарии. Входившие в группу «Дада» художники (в их числе бывшие футуристы) отрицали классическое искусство, культивируя собственное творчество с элементами абсурда. Подобно кубистам они пользовались техникой коллажа, т.е. создавали изобразительные композиции посредством соединения различных материалов, далеких от искусства предметов. Д. утверждал, что человеческое восприятие способно принять за искусство любой предмет, изъятый из своего обычного жизненного окружения, лишенный своего назначения и помещенный в другую обстановку.
Дадаизм
Дадаизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ДАДАИЗМ
(фр. dadaisme, от dada — детская деревянная лошадка, а также невнятный, младенческий ле-пет) — литературно-художественное движение, возникшее в Швейцарии на рубеже 1919–1920-х гг. среди эмигрантов разных национальностей. Название дано участником течения румынским поэтом Т. Тцарой. Наиболее видным представителем являлся французский поэт М. Дюшан, который провозгласил отказ от традиционных эстетических ценностей и выдвинул программу «антиискусства». Согласно этой программе, создание художественных произведений заменялось экспонированием реальных вещей. Воспринимая мир как безумие, дадаисты соответствующим образом отра-жали его. В своих творениях — коллажах, ассабляжах, монтажах — они соединяли фрагменты реальных предметов, обрывки впечатлений, бессвязные рельефы и т.д. Дадаисты отвергали планомерное построение произведений, канонизировала случайность, прибегали к приемам пародии на творчество и разрушения художественной формы. В дальнейшем дадаизм стал творческим источником для многих направлений авангардного искусства, прежде всего сюрреализма.
ДАДАИЗМ
от франц. dada – конек, деревянная лошадка; детский лепет), авангардистское литературно-художественное течение. Возникло в 1916 г. в Цюрихе (Швейцария) среди эмигрантов разных национальностей как протест против Первой мировой войны и европейской цивилизации в целом как ее первопричины. Название «дада», по довольно противоречивым свидетельствам, было случайно найдено в словаре Ларусс одним из основателей течения румынским поэтом Тристаном Тцарой (настоящее имя Самуил Розеншток). Поэта привлекла неопределенность значения слова в разных языках. Тцара собрал вокруг себя интернациональную группу, в которую вошли его соотечественник литератор, художник, архитектор М. Янко, скульптор, художник и поэт из Эльзаса Ж. Арп, немецкие писатели-эмигранты Г. Балль и Р. Гюльзенбек и др. В 1917–20 гг. выходил журнал «Дада», выдержавший семь изданий.
Теоретическое оформление течения произошло в 1918 г., когда Тцара опубликовал первый «Манифест Дада», за которым последовало еще шесть. Дадаисты отказывались от общечеловеческих ценностей – разума, религии, морали, красоты – в пользу свободы: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали… мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра». В 1919 г. Тцара вместе со своими единомышленниками перебрался в Париж. Дадаистские группы возникли также в Берлине (Р. Гюльзенбек, Г. Гросс, Р. Хаусманн), Ганновере (К. Швиттерс), Кельне (Ж. Арп), Голландии (Т. ван Дусбург), Нью-Йорке (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Рей). Движение Дада стало не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом. Цюрихский клуб «Кабаре Вольтер» устраивал эксцентричные акции антисоциального и антикультурного характера, провоцируя публику на ответную реакцию возмущения. Скандально известная попытка Дюшана выставить писсуар в качестве произведения искусства для экспонирования на Нью-Йоркской выставке 1917 г., перерисовки технических чертежей в полотнах Пикабиа, коллажи Швиттерса и Арпа из случайных предметов стали зримым выражением кризиса европейской культуры первой четверти 20 в. и поисков новых путей в искусстве. Движение просуществовало до 1922 г., после чего дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии – с экспрессионизмом.
Теоретическое оформление течения произошло в 1918 г., когда Тцара опубликовал первый «Манифест Дада», за которым последовало еще шесть. Дадаисты отказывались от общечеловеческих ценностей – разума, религии, морали, красоты – в пользу свободы: «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали… мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра». В 1919 г. Тцара вместе со своими единомышленниками перебрался в Париж. Дадаистские группы возникли также в Берлине (Р. Гюльзенбек, Г. Гросс, Р. Хаусманн), Ганновере (К. Швиттерс), Кельне (Ж. Арп), Голландии (Т. ван Дусбург), Нью-Йорке (М. Дюшан, Ф. Пикабиа, М. Рей). Движение Дада стало не столько направлением в искусстве, сколько интеллектуальным бунтом. Цюрихский клуб «Кабаре Вольтер» устраивал эксцентричные акции антисоциального и антикультурного характера, провоцируя публику на ответную реакцию возмущения. Скандально известная попытка Дюшана выставить писсуар в качестве произведения искусства для экспонирования на Нью-Йоркской выставке 1917 г., перерисовки технических чертежей в полотнах Пикабиа, коллажи Швиттерса и Арпа из случайных предметов стали зримым выражением кризиса европейской культуры первой четверти 20 в. и поисков новых путей в искусстве. Движение просуществовало до 1922 г., после чего дадаизм во Франции слился с сюрреализмом, в Германии – с экспрессионизмом.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007