ДАФНА
Дафна
в греческой мифологии дочь речного бога Пенея (греч. Daphne — лавр). Ее преследовал влюбленный Аполлон. По ее просьбе была превращена в лавровое дерево, когда ее настиг бог. С того времени в греческих мифах лавр посвящен Аполлону.
Дафна
(греч. Daphne — лавр), дочь речного бога Пенея. Уклонялась от преследования влюбленного Аполлона и была по ее просьбе превращена в лавровое дерево, когда бог настиг убегавшую нимфу. С того времени в греч. мифах лавр посвящен Аполлону. Превращение Д. часто изображалось в искусстве (пластика Бернини, картины Джорджоне, Тьеполо), в литературе (драма Г. Сакса), в музыке (опера Шюца, а также Генделя и Р. Штрауса).
Источник: Словарь античности. 1989
ДАФНА
в греч. миф. нимфа («лавр»), дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона). История любви Аполлона к Д. рассказана Овидием. Д. — древ. растит. божество, вошло в круг Аполлона, утеряв свою самостоят. и став атрибутом бога. В Дельфах победителям на состязаниях давались лавровые венки. О свящ. лавре на Делосе упоминает Каллимах. О прорицаниях из самого дерева лавра сообщает Гомеровский гимн. На празднике Дафнефорий в Фивах несли лавровые ветви.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ДАФНА
лавровое дерево; 2Мак 4:33) — знаменитая роща и капище Аполлона и Артемиды, близ Сирийской Антиохии, находившаяся, как полагают, на левом берегу Оронта в настоящей местности: Бейт-Эль-Маа. Построение капища приписывают Селевку Никатору. Оно пользовалось, между прочим, правом убежища и считалось неприкосновенным, и здесь-то укрывался от преследования недостойный первосвященник Ония, о чем и упоминается во 2-й Маккавейской книге, в выше означенной цитате.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ДАФНА
• Daphne,
?????,
1. см. Apollo, Аполлон, 4;
2. см. Delphicum oraculum, Дельфийский оракул;
3. предместье Антиохии (см. Antiochia, Антиохия, 1.), посвященное Аполлону Селевком Никатором, царем сирийским, с замечательным храмом Аполлона и Артемиды, который сгорел в 362 г. от Р. X.; за ним было право убежища и при нем совершались игры. Liv. 33, 49. Находившаяся вблизи в прелестной местности роща кипарисовых и лавровых деревьев, имевшая 80 стадий в окружности, делала город любимым местопребыванием для Селевкидов, Помпея и позднейших римлян. Однако город пользовался дурною славою вследствие господствовавшей в нем распущенности нравов (Daphnici mores).
?????,
1. см. Apollo, Аполлон, 4;
2. см. Delphicum oraculum, Дельфийский оракул;
3. предместье Антиохии (см. Antiochia, Антиохия, 1.), посвященное Аполлону Селевком Никатором, царем сирийским, с замечательным храмом Аполлона и Артемиды, который сгорел в 362 г. от Р. X.; за ним было право убежища и при нем совершались игры. Liv. 33, 49. Находившаяся вблизи в прелестной местности роща кипарисовых и лавровых деревьев, имевшая 80 стадий в окружности, делала город любимым местопребыванием для Селевкидов, Помпея и позднейших римлян. Однако город пользовался дурною славою вследствие господствовавшей в нем распущенности нравов (Daphnici mores).
Дафна
греч. Daphne)
* * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
«лавр» - нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью-Землей в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.) В утешение Аполлон сделал себе лавровый венок. В связи с этим такой венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона - как символ победы. Его носили Юлий Цезарь, Вергилий (по описанию Данте). История превращения Дафны была хорошо известна в средние века благодаря Овидию. Этот сюжет использовал Чосер в "Истории рыцаря", хотя имя там искажено - Дана. Дафну можно интерпретировать как дух, которому угрожает демон и который находит спасение благодаря силе мольбы. Для Петрарки ее образ имел особое значение, так как благодаря созвучию (лавр) она могла символизировать его Лауру. Петрарка также очень гордился лавровым венком, который получил в Капитолии в Риме за свое поэтическое мастерство.
В античном искусстве известно изображение Дафны на фресках в Помпеях. Художники Возрождения (Джорджоне, Джордано, Пуссен, Паллайоло и др.) драматизировали сюжет экспрессивным решением. В Риме сохранилась великолепная мраморная группа Бернини, которую кардинал Барберини надеялся сделать более приемлемой для церкви, добавив на подставке латинское двустишие, морализирующее о том, что погоня за призрачным может окончиться только разочарованием.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *в греческой мифологии нимфа, дочь Геи и речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным в нее Аполлоном, превратилась в лавр.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
«лавр» - нимфа, дочь Геи и фессалийского речного бога Пенея. Преследуемая влюбленным Аполлоном, Д. взмолилась отцу о помощи, и тот превратил ее в лавровое дерево. В память о Д. Аполлон сделал лавр своим священным растением.
(Мифологический словарь / Г.В. Щеглов, В.Арчер - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006)
* * *
Греческая горная нимфа, которой постоянно домогался Аполлон и которая, в ответ на мольбу о помощи, была превращена Матерью-Землей в лавровое дерево. (Во времена древних греков существовало известное святилище Аполлона в лавровом лесу на острове Дафна, где посетителям, включая Павсания, показывали первое лавровое дерево.) В утешение Аполлон сделал себе лавровый венок. В связи с этим такой венок стал присуждаться победителю Пифийских игр в честь Аполлона - как символ победы. Его носили Юлий Цезарь, Вергилий (по описанию Данте). История превращения Дафны была хорошо известна в средние века благодаря Овидию. Этот сюжет использовал Чосер в "Истории рыцаря", хотя имя там искажено - Дана. Дафну можно интерпретировать как дух, которому угрожает демон и который находит спасение благодаря силе мольбы. Для Петрарки ее образ имел особое значение, так как благодаря созвучию (лавр) она могла символизировать его Лауру. Петрарка также очень гордился лавровым венком, который получил в Капитолии в Риме за свое поэтическое мастерство.
В античном искусстве известно изображение Дафны на фресках в Помпеях. Художники Возрождения (Джорджоне, Джордано, Пуссен, Паллайоло и др.) драматизировали сюжет экспрессивным решением. В Риме сохранилась великолепная мраморная группа Бернини, которую кардинал Барберини надеялся сделать более приемлемой для церкви, добавив на подставке латинское двустишие, морализирующее о том, что погоня за призрачным может окончиться только разочарованием.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)