Дагестанцы на Урале
Дагестанцы на Урале
Д. – этносы, коренное население Дагестана. По данным переписи 2002 г., на Урале проживало порядка 12 тыс. д., в т.ч. в Свердловской обл.: лезгины (1,2 тыс.), аварцы (0,7 тыс.), кумыки, даргинцы (по 0,3 тыс.), табасараны, лакцы (по 0,2 тыс.), цахуры (0,1 тыс.) и др.; в Оренб. обл.: лезгины, даргинцы (по 0,7 тыс.), аварцы (0,5 тыс.), кумыки (0,2 тыс.), табасараны, рутульцы, лакцы (по 0,1 тыс.) и др.; в Респ. Коми: лезгины (1,2 тыс.), аварцы (0,4 тыс.), даргинцы (0,3 тыс.), кумыки (0,2 тыс.), табасараны, лакцы (по 0,1 тыс.) и др.; в Челябинской обл.: аварцы, лезгины (по 0,6 тыс.), даргинцы (0,4 тыс.), кумыки (0,2 тыс.), табасараны, лакцы (по 0,1 тыс.) и др.; в Пермском крае: лезгины (0,4 тыс.), аварцы, даргинцы (по 0,3 тыс.), табасараны, кумыки, лакцы, агулы (по 0,1 тыс.) и др.; в Удмуртии: лезгины, даргинцы (по 0,2 тыс.), аварцы (0,1 тыс.) и др.; в Курганской обл.: лезгины (0,2 тыс.), аварцы (0,1 тыс.) и др. Первые контакты д. с мусульманами Урала относятся ко 2-й пол. XIX в. В ходе Кавказской войны (1817–64) были пленены некоторые сторонники имама Шамиля, в качестве наказания для них была избрана ссылка. Так, некоторое время в Перми провел известный суфий Махмуд-эфенди аль-Алмали б. Мухаммад ад-Дагестани (1810–77), а также Шаехбаба б. Гульахмад ад-Дагестани, прославившийся своей религиозной деятельностью на терр. Вятской и Пермской губ. Кроме того, ряд суфийских деятелей Дагестана были мюридами З.Х. Расулева. В сов. время д. начали активно приезжать в уральские регионы, что было связано с учебой, работой по распределению после окончания вузов, службой в армии и т.д. Многие д. оставались и сумели прочно интегрироваться в окружающем социокультурном пространстве, обзавестись своим делом и добиться заметных успехов. Среди наиболее известных д. Свердловской обл. – предприниматель, меценат, депутат двух созывов гордумы г. Ирбита Магомедамин Исаков, тренер самбо из г. Алапаевска Сайгид Билалов, гл. врач Красноуфимского противотуберкулезного диспансера Салман Шавхалов, адвокат, правозащитник из Екатеринбурга Азиз Гасанов, гл. отоларинголог УрФО и Свердловской обл. Хийир Абдулкеримов и др. представители первой волны миграции д. на Урал. В период 1990–2000-х гг. последовала вторая волна, связанная с трудовой миграцией, а также торговыми операциями. В связи с этим в межпереписной период (1989–2002) численность д. на Урале значительно увеличилась; так, только в Оренб. обл. численность даргинцев выросла в 2,2 раза, аварцев – в 1,7 раза. Представители второй волны заняты в основном розничной торговлей текстилем и товарами широкого потребления, в среднем бизнесе, редко – в строительстве. В регионах Урала действует ряд нац.культурных организаций: свердловский обл. обществ. культурный центр «Дагестан» (рук. З.А. Дарбишухумаев), в Оренб. обл. – региональная обществ. организация «Дагестан» (рук. Н.М. Абдуллаев), в Челябинской обл. – Дагестанский культурный центр (рук. хирург-онколог, к.м.н. Х.Я. Гюлов). Основной их задачей, согласно уставам, является сохранение нац. традиций, обычаев д. Организации активно занимаются социальной, культурной, правозащитной деятельностью, ведут работу с военнослужащими-д., участвуют в спортивных мероприятиях В ряде регионов, в т.ч. в Свердловской обл., работают представительства Респ. Дагестан (представитель Гаджи Гаирбегович Абдулкаримов – кандидат социологических наук, член Высшего совета Российского конгресса народов Кавказа и руководитель свердловской региональной ассоциации «Большой Кавказ»). Итогом работы представительства Дагестана в Свердловской обл. стало значительное увеличение товарооборота между двумя субъектами РФ с 2006 г. В религиозном плане д. – по преимуществу сунниты шафиитского мазхаба, прочно придерживаются религиозных традиций, активно посещают мечети в крупных городах Урала. У всех наиболее значимых диаспор есть свои духовные лидеры и имамы, которых приглашают из Дагестана и финансируют предприниматели. Среди д. второй волны большое число последователей суфийских тарикатов, на Урале представлены гл. образом мюриды Саида-Афанди Чиркейского, которые проводят работу по распространению данного учения среди мус. населения (татар и башкир), а также русских неофитов. В этом направлении они добились некоторых успехов в Екатеринбурге и Челябинске. Зикры проводятся вне стен мечетей, в рамках землячеств и общин. В среде д. соблюдаются традиционные правила гендерного нормативного поведения. Юноши активно занимаются в разл. спортивных секциях, в большинстве случаев – спортивной борьбой. Общение девушек происходит в основном в своем кругу. В оформлении жилища обязательны элементы исламской атрибутики. В семейном кругу проводятся застолья в честь Ураза- и Курбанбайрама. Обряды жизненного цикла совершаются как в Дагестане, так и в местах фактического проживания. Лит.: Амелин В. Этнические общины и мигранты. Оренбургская область. – http://eawarn.ru/pub/Bull/ WebHome/6902.htm; Дагестанский пожар. Выходцы из «страны гор», живущие в Челябинской области, выступают против войны // Вечерний Челябинск, 15.09.1999; Ильясов З. Роль Представительств Республики Дагестан в субъектах Российской Федерации и странах СНГ в развитии торгово-экономического сотрудничества Республики Дагестан. – http://www. riadagestan.ru/news/2007/09/27/31571/; Национальный состав населения Оренбургской области: Статсборник, т. 1. – Оренбург, 2004, с. 9–57; Постоянный представитель Дагестана в Свердловской области навестил земляков-военнослужащих. – http://www.riadagestan. ru/news/2008/07/14/69202/; Селиванова С. Свердловская область в лицах: дагестанцы // Дагестанская правда. – Махачкала, 21.04.2009; Ее же. Служим Родине – служим на Урале! – http://rcnc.ru/index.php?option=com content&task=view&id=752. А.С., К.М., Д.К.