ДАЛИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДАЛИ
dali) Сальвадор (полное имя Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменик) (1904, Фигерас, Испания – 1989, там же), испанский живописец, график, скульптор, декоратор, ювелир, дизайнер; один из лидеров сюрреализма. Жизнь художника была таким же произведением искусства, как и его творения. Он с юности отличался эксцентричной манерой поведения, читал лекции и выпускал книги, в которых воспевал себя и свое искусство («Дневник одного гения», «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим» и др.). В 1924–26 гг. Дали учился в Академии Сан-Фернандо в Мадриде, изучал живопись старых мастеров, интересовался современными течениями в живописи («Автопортрет с “Ла Публичитат”», «Венера и моряк»), одновременно создавая работы в манере «магической вещественности» («Девушка, стоящая у окна», 1925). В годы учебы сблизился с выдающимися деятелями испанской культуры – поэтом Ф. Гарсиа Лоркой и кинорежиссером-сюрреалистом Л. Бюнюэлем; увлекся сочинениями австрийского психиатра, создателя теории психоанализа З. Фрейда. Учение Фрейда о роли бессознательного в жизни человека оказало значительное воздействие на сложение творческого метода Дали. Первая персональная выставка художника в Барселоне (1925) была встречена очень благосклонно, а уже в 1926 г. Дали был исключен из Академии за подстрекательство к беспорядкам среди студентов. С 1929 г. жил в Париже, где сблизился с сюрреалистами.
В Париже художник вместе с Бюнюэлем снял фильмы «Андалузский пес» (1928) и «Золотой век» (1930). Шокирующие кадры из «Андалузского пса» с лезвием, разрезающим глаз человека, придумал именно Дали. Вернувшись в Испанию, художник познакомился с женой поэта Поля Элюара Еленой Дьяконовой, русской по происхождению. В 1934 г. она стала супругой Дали. Гала, как называл ее художник, на протяжении всей его жизни оставалась для него возлюбленной, подругой, музой, менеджером. Дали часто изображал ее в своих картинах («Градива» и др.).
Видения художника предстают в его полотнах как кошмарная реальность. Свой художественный метод мастер называл «параноидально-критическим» (его обоснование содержится в книге Дали «Видимая женщина», 1920). В картинах, написанных в оптически иллюзорной манере, призванной убедить зрителя в достоверности изображенного, фигуры и предметы растягиваются (мягкие часы в картине «Постоянство памяти», 1931), растворяются, превращаются в другие (два пассажира в «Призрачной повозке», 1933, оказываются башнями далекого города). С сер. 1930-х гг. Дали создавал сюрреалистические объекты («Телефон-омар», 1936; «Диван-губы», 1936–37, и др.). Его эксцентричные выходки привлекали внимание публики и прессы. На Международной выставке сюрреалистов в Лондоне (1936) художник появился в костюме водолаза, подходящем, по его мнению, для погружения в подсознание. Для выставки в Париже он создал композицию «Дождливое такси»: в машине сидел обнаженный манекен, его тело было покрыто живыми улитками; в салон лилась вода из дыр в крыше. Переживания по поводу гражданской войны в Испании Дали выразил в «Осеннем каннибализме» (1936) и «Мягкой конструкции с вареными бобами: Предчувствие гражданской войны» (1936). Постоянное стремление Дали к мистификациям и публичным скандалам, а также его сочувственное отношение к фашистским режимам вызвали конфликт художника с парижскими сюрреалистами. В 1939 г. Дали вышел из объединения, заявив, что является единственным подлинным сюрреалистом: «Сюрреализм – это я».
В 1940–48 гг. Дали и Гала жили в США. Среди известных картин этого времени – «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944). В Америке Дали нажил большое состояние, участвуя в коммерческих проектах, работая в театре, создавая дизайн ювелирных украшений и модной одежды, рекламную продукцию. После возвращения в Испанию (1948) художник все больше проникался идеями католицизма. Религиозные мотивы, классицистическая композиция, подражание технике старых мастеров характерны для картин 1950-х гг. («Тайная вечеря», 1955; «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба», 1958–59). С 1970-х гг. художник нередко прибегал к методам, позволяющим как можно убедительнее передать объем (наподобие голографии). В 1974 г. Дали построил Театр-музей Дали в Фигерасе и еще один музей в Кливленде. В последние годы он часто обращался к фотографии.
Творчество Дали оказало значительное влияние на изобразительное искусство 20 в. Его идеи в области дизайна и рекламы остаются актуальными по сей день.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Дали
, Сальвадор (Dali, Salvador) 1904, Фигерас, Каталония — 1989, Фигерас. Испанский художник. Представитель сюрреализма. Учился в Академии художеств Мадрида (1921—1922, 1925—1926). Увлечение живописью Де Кирико и знакомство с сочинениями З. Фрейда (1925) оказали решающее воздействие на становление его творческого метода и эстетических воззрений. Приехав в Париж в 1929, Дали примкнул к объединению сюрреалистов. В конце 1920-х сложился его "параноико-критический метод", который художник определил как "спонтанный метод иррационального познания, основанного на критической и систематической объективации бредовых ассоциаций и интерпретаций". Образы сновидений, фантазмы расстроенной психики имитируются в картинах Дали с поразительной оптической достоверностью, что придает им характер навязчивой реальности. Слившиеся друг с другом фигуры-гибриды устрашают своей абсурдностью (Мрачная игра, 1929, Париж, частное собрание). Постоянно повторяются загадочные детали и символы, связанные с событиями личной жизни и интимными переживаниями художника: костыли, мягкие часы и рояли, гниющая плоть, зубы, колющие и режущие инструменты, муравьи и кузнечики (Постоянство памяти, 1931, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Женщины с цветочными головами, обнаруживающие на пляже останки рояля, 1936, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Сон, 1937, частное собрание). Мотивы сексуальных извращений, жестокой агрессии, органического распада нагнетают атмосферу болезненной эротики и страха, которая в некоторых полотнах 1930-х ассоциируется с угрозой социальных потрясений и войн (Предчувствие гражданской войны, 1936, Филадельфия, Музей искусств; Осенний каннибализм, 1936, Лондон, галерея Тейт; Изобретение монстров, 1937, Чикаго, Институт искусств). В 1930-х живопись Дали наполняется зрительными парадоксами. Фигуры наслаиваются друг на друга, одни и те же формы получают двойное, тройное изобразительное истолкование (Метаморфоза Нарцисса, 1937, Лондон, галерея Тейт; Возникновение лица и вазы для фруктов на пляже, 1938, Хартфорд, Коннектикут, Уэдсворт Атенеум; Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера, 1940, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Обращаясь к классическим произведениям, художник перетолковывал их смысл в соответствии с учением Фрейда и собственными представлениями о бессознательном (Призрак Вермера Делфтского, который можно использовать как стол <Феноменологическая теория "мебели-пищи">, 1934, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали; Археологическая реминисценция "Анжелюса" Милле, 1934—1935, частное собрание). В 1934 возник конфликт Дали с другими участниками сюрреалистического объединения. В 1939 произошел окончательный разрыв, поскольку сюрреалисты сочли неприемлемыми его политические воззрения (монархизм, симпатии к вождям тоталитарных режимов) и упрощенное понимание эстетической программы движения. Порвав отношения с группой А. Бретона, Дали тем не менее продолжал считать себя единственным подлинным сюрреалистом. В 1940 эмигрировал в США. Шумная самореклама, эксцентричные акции и шоу, активная деятельность в прибыльных сферах оформительского и прикладного искусства обеспечили художнику коммерческий успех и огромную известность сначала в Америке, а затем и во всем мире. В 1948 Дали вернулся в Испанию и обосновался в Порт-Льигате. Заявив о своей приверженности католицизму, он создал ряд визионерских религиозно-мистических композиций, основанных на переработке барочной иконографии и стилистики (Мадонна де Порт-Льигат, 1950, частное собрание; Христос Хуана де ла Круса, 1951, Глазго, Художественная галерея и музей; Тайная вечеря, 1955, Вашингтон, Нац. галерея). В той же манере выполнены полотна на исторические и мифологические темы (Атомная Леда, 1949, Фигерас, Музей Дали; Открытие Америки Христофором Колумбом, 1958—1959, Сент-Питерсберг, Флорида, Музей Сальвадора Дали). Моделью для многих из них послужила жена художника Гала (наст. имя Елена Делувина-Дьяконова). Картины 1970-х написаны в беглой эскизной манере, характерной для романтической живописи (Дикий пейзаж с обнаженными, 1970, частное собрание). В 1973 художник основал на своей родине, в Фигерасе, Музей Дали, в котором жил с 1986 до смерти. Дали работал во многих областях художественного творчества: в скульптуре, графике, прикладном искусстве, в театре и кино. Его перу принадлежит ряд автобиографических, литературных и теоретических сочинений.
Лит.: Дали С. Дневник одного гения. М., 1991; Рожин А. И. Сальвадор Дали: Миф и реальность. М., 1992; Сальвадор Дали: Живопись. Скульптура. Графика / Авт.-сост. Е. В. Завадская. М., 1992; Дали без границ. Выставка произведений. М., 1994; Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. М., 1996; Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали. Лозанна, 1996; Ди Капуа М. Дали. Жизнь и творчество. М., 1997.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
0.00 байт

Почему дали «Вольную» питиям? К вопросу о подготовке винной реформы 1861 г.

Горюшкина Наталья Евгеньевна
Статья посвящена одному из слабо изученных аспектов истории «Великих реформ» винной реформе 1861 г. Автор исследует причины отмены откупов, экономический и общественный фон намечающегося преобразования.
Читать PDF
0.00 байт

Художник и традиция. Живопись Сальвадора Дали 1920-х годов в контексте каталонского неоклассицизма

Павлова Ольга Олеговна
В статье рассматривается творчество Сальвадора Дали 1920-х гг. применительно к такому специфическому явлению культурной и общественной жизни Барселоны первой четверти ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

«ВЕНЕРА В МЕХАХ»: ЦИТИРОВАНИЕ АНТИЧНОГО КУЛЬТУРНОГО КОДА В ГРАФИКЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ

Парфеникова Алёна Сергеевна
Искусство ХХ века, особенно второй половины, стремилось выработать новые методы художественной выразительности. Распознавание культурных кодов прошлого становится не менее важным процессом, чем их создание.
Читать PDF
0.00 байт

ОБРАЗЫ ВНЕШНИХ РЕАЛИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ САЛЬВАДОРА ДАЛИ: РЕФЛЕКСИИ НА КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЗИ

Чурилова Екатерина Евгеньевна
Исследуются особенности художественных образов в изобразительном творчестве Сальвадора Дали в контексте концептуальных позиций теории феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной.
Читать PDF
0.00 байт

Экзистенциальные зеркала Сальвадора Дали как отражение культуры постмодернизма

Заховаева А. Г.
Статья посвящена пониманию творчества гения современного искусства. Искусство Дали это новая бытийность, новое понимание бессознательного.Article is devoted understanding of creativity of the genius of the modern art. S.
Читать PDF
0.00 байт

«Думающий человек» - о ценности «Дали светлой»

Мансурова Валентина Дмитриевна
В статье анализируется творческий метод В.М. Шукшина по раскрытию основных ценностей человеческого существования.
Читать PDF
0.00 байт

Любовь к дальнему. Эстетика дали в кратком изложении

Лишаев Сергей Александрович
В статье рассматривается такой существенный для русской и европейской культуры феномен, как даль.

Похожие термины:

  • САЛЬВАДОР ДАЛИ

    (1904-1989), испанский художник. Родился недалеко от Барселоны. В 1929 г. в Париже сблизился с группой художников, представителей СЮРРЕАЛИЗМА, и вскоре стал самым знаменитым среди них. Под влиянием теории