Дамаскин (в миру Димитрий Семенов Руднев, 1737 - 1795) - ученый епископ, получивший образование в московской славяно-греко-латинской академии. В 1766 г. он вызвался быть инспектором при семинаристах, которые отправлялись в Геттингенский университет, и вместе с ними слушал там лекции. До некоторой степени он усвоил себе общий дух и направление Геттингенского университета и отличался независимостью в суждениях о церкви и духовенстве. Во время пребывания в Геттингене Дамаскин перевел на немецкий язык древнейшую часть Несторовой летописи. Возвратясь в Петербург, получил звание профессора словесных наук и церковной истории; затем назначен был профессором философии в славяно-греко-латинскую академию. Был ректором академии и архимандритом Богоявленского монастыря. В 1782 г. Дамаскин - епископ севский, с 1783 по 1794 г. - епископ нижегородский. В Нижнем Новгороде Дамаскин заботился об обращении иноверцев, расширил круг семинарского преподавания. Славился как проповедник, и в своих поучениях нередко затрагивал общественные вопросы; между прочим, он высказывал мысль, что спасение общества заключается в просвещении разума и в развитии нравственного чувства, и что для водворения в общественной жизни начал истины и добра необходимо, чтобы представители власти отрешились от взгляда на невежество масс, как на лучшее средство управлять ими. Издание сочинений Ломоносова , сделанное Дамаскиным (Москва, 1778), по научности приемов превосходит как прежние, так и последующие издания, кроме издания М.И. Сухомлинова . Библиографический труд Дамаскина ""Библиотека Российская, или Сведение о всех книгах в России с начала типографии в свет вышедших"" напечатан в ""Памятниках древней письменности"" (Санкт-Петербург, 1881). Сочинение это обнимает время с 1518 по 1785 г. и весьма важно для русской библиографии, особенно XVII и XVIII веков, как по указанию книг, хранившихся в то время в библиотеках Синодальной, типографской и других, так и по замечаниям автора. Перечню книг предпослана общая характеристика русской литературы и образованности. Историю литературы или письменности Дамаскин сливает с историей просвещения и делит ее на 3 периода: от Владимира до Иоанна Грозного ; от начала книгопечатания до введения гражданского шрифта и от введения гражданского шрифта. Обозрение русской литературы Дамаскин доводит до XVI столетия; живыми и смелыми красками рисует он умственное состояние тогдашней России и степень участия духовенства в просвещении русского общества и народа. Дамаскин издал еще трактат Феофана Прокоповича об исхождении святого Духа (Гота, 1772), к которому приложил много ценных примечаний, указатель литературы вопроса и краткую биографию Феофана (неизвестного автора), которая до сих пор служит одним из источников сведений о Феофане и известна в нашей литературе под именем готской. - См. М.И. Сухомлинов ""История российской академии"" (часть I, Санкт-Петербург, 1874); Я. Горожанский ""Д.С. Руднев"" (Киев, 1904).