— иеродиакон Чудова монастыря, писатель начала ХVІІІ века. Биографические сведения о нем очень скудны. В начале 80-х годов ХVII столетия он был еще мирянином, в 1691 г. — уже монахом Чудова монастыря, строгой жизни, проводившим время в чтении и писании книг. В 1698 г., о. Дамаскин удалился на Афон и описал все тамошние монастыри, скиты, трапезы, церкви и пещеры, составив и рисунки к ним. По возвращении в Москву, получил от митрополита Иова поручение отыскать удобное место для уединенного жилища митрополиту, посетил для этой цели Соловецкий монастырь, но удобного пустынного места не нашел. Очутившись снова в московском Чудове монастыре, Дамаскин возымел твердое намерение удалиться на Афон; но глубоко возмущенный клеветами и ругательствами архимандрита Гавриила Домецкого на всех московских ученых, по поводу спора о времени пресуществления св. даров и выхода в свет книги "Остен", — Дамаскин написал в 1704 г. книгу: "Сто пять ответов Домецкому", послал книгу митрополиту Иову при письме 8 июля 1705 г. и написал ему еще два письма, из коих видно, что митрополит поручил Дамаскину просмотреть писания Домецкого, что Дамаскин писал еще книгу — "Грешных спасение" и мн. других, неоконченных за недосугом. Книга достигла цели: враг православия Домецкий был ниспровергнут и бежал в Киев... Дамаскин, вероятно, удалился на Афон. Дамаскин — тип истинно русского человека, неиспорченного схоластическою наукою, хотя для своего времени и звания очень образованного, честного, неподкупного, с прямым здравым смыслом, непритворно смиренного и благочестивого, но неустрашимого борца за свою веру и народность.
Прот. Яхонтова — "Иерод. Дамаскин, русский полемист XII века".
Здр.
{Половцов}
Дамаскин, иеродиакон Чудова монастыря
— иеродиакон Чудова монастыря, полемист конца XVII века. О нем известно только то, что он был великоросс; посещал Киев, Афонскую гору и Соловки; был последователем и, может быть, даже учеником братьев Лихудов и умер после 1706 г. Главное его сочинение, "105 ответов", или "Остен", направлено против приверженцев латинского мнения, учащего, что пресуществление св. даров совершается при произнесении священником слов: "Приимите, ядите"... Впервые (1667) оно было высказано игуменом Киево-Михайловского м-ря Феодосием Сафоновичем в книге "Выклад о церкви и ее тайнах". Против нее по поручению патр. Иоакима написал возражение инок Евфимий, под заглавием "Остен" (т. е. бодец). Несмотря на то, что латинствующее учение было осуждено на Московском соборе 1690 г., против "Остена" выступил архим. Юрьева м-ря Гавриил Домецкий с "105 вопросами". Ответом ему и было названное сочинение Д., написанное в форме послания к митр. новгородскому Иову (1704). Д. принадлежат также: три послания к митрополиту Иову (1705); перевод с греческого "Проскинитария св. горы Афонския", д-ра И. Комнина (1701—3); сравнение Афонской горы с Соловецким монастырем. Ср. архим. Леонид, "Афонская гора и Соловецкий м-рь Дамаскина" (в "Памятн. др. письмен.", 1883); прот. Яхонтов, "Иеродиакон Д., русск. полемист" (СПб. 1884); H. Петров — "Ж. м. н. пр." 1884, апр.; Миркович, "О времени преосуществления св. даров", (Вильно 1886).
А. Лященко.
{Брокгауз}