Дань

Найдено 16 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Дань
натуральный или денежный побор с покорённых племён или стран.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Дан
Общее название для китайских трезубцев типа "крылья феникса" и "усы дракона".

Источник: Военно-исторический словарь

ДАНЬ
натуральный или денежный побор с покоренных земель или народов. Известна на Руси с IX в. В XI—XVI вв. означала налог и феодальную ренту. В XIII—XV вв. дань (выход) собиралась Золотой Ордой с русских княжеств.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ДАНЬ
натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI-XVI вв. это слово означало налог и феодальную ренту. В XIII—XV вв. Д. («выход») собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Дань
натуральный или денежный побор с покорённых народов. На Руси известна с IX в. В XI–XIII вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту. Первоначально размер дани не был фиксированным. В XIII–XV вв. дань собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды («ордынский выход»).

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Дан
в ветхозаветном предании один из двенадцати сыновей Иакова, рожденный им от Валлы, служанки Рахили; родоначальник одного из колен Израилевых. В Библии к колену Дана отнесен богатырь Самсон. Согласно позднейшей традиции, из племени Дана должен объявиться антихрист.

Источник: Исторический словарь

Дань
натуральная или денежная форма налога, взимаемого с населения. В Древнерусском государстве известна с 9 в. Подчиняя отдельные племена, князья облагали их данью - мехами, деньгами и т.д. Позднее дань стала составной частью феодальной ренты. С образованием Русского централизованного государства на рубеже 15 - 16 вв. дань стала обязательным налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. дань была объединена с другими сборами. В 13 - 15 вв. специальная разновидность дани взималась с русских земель  в пользу Золотой Орды (т.н. "ордынский выход").
 

Источник: Краткий исторический словарь

Дан
т. е. судья. 1) один из сыновей Иакова от Баллы (Быт. 30:6). 2) Город в колене Неффалимовом (3Цар. 15:20) на самой северной границе Палестины, отсюда выражение: «от Дана до Вирсавии». Этот город раньше назывался Лаисом (Суд 18:7) или Ласемом (И. Нав. 19:47). После покорения его коленом Дановым он назван по его имени (Суд. 18:29). Идолослужение скоро привилось к колену Данову (Суд. 18:30). Так как этот город был местом, где стоял один из золотых тельцов Ровоама, то он долгое время пользовался дурной славой (3Цар. 12:29; Ам. 8:14). Местоположение Дана определяется холмом Тель эль Кади, «холм судьи», недалеко от Баниаса, у подошвы горы Ермона, где течет приток Иордана — Леджан. 3) Иез. 27:19. См. «Дан и Иаван».

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ДАН
судия). Назван так потому, что Рахиль при рождении его сказала: Судил мне Бог, и услышал голос мой и дал мне сына (Быт 30:6). Пятый сын Иакова от Баллы, служанки Рахилиной, родоначальник колена Данова. Пророчество Иакова относительно Дана: Дан будет судить народ свой... Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня (49:16-17), толкуется различно, но, вероятнее всего, оно указывает на хитрость его потомков, точно также как и другое предсказание о Дане: Дан, молодой лев, который выбегает из Васана (Вт 33:22) с покатостей Ермона, где, он скрывается, подстерегая себе добычу, указывает на силу и воинственность потомков Дана. Действительно, мы знаем, что Самсон, происходивший из г. Цоры, колена Данова — самый известный между Данитянами по своей силе, отличался также и своею ловкостью и хитростью (Суд 14, 15). Быть может, тот же самый воинственный дух и хитрость служили отличительною чертою и всего колена Данова.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Дань
натуральный или денежный сбор, получаемый победителем с побежденного, иногда ее выплачивали как выкуп с целью избежания военных столкновений. В период складывания раннефеодальных государств дань взималась с племен, находящихся под властью племенного вождя (князя), тут дань приобретала значение налога, а в результате пожалований права ее сбора дружинникам, духовенству, светским феодалам она трансформировалась в феодальную ренту. В истории Руси дань известна с IX в., когда князья Киева подчинили отдельные племена, обложив их данью, главным образом, в виде натуральных поборов, в том числе мехов. В XIII - XV вв. (во время монголо - татарского ига) Русь выплачивала Золотой Орде дань. С образованием на рубеже XV - XVI вв. единого русского государства дань стала обязательным налогом с черносотенных, дворцовых и посадских людей. Дань была отменена в 1679 г. в связи с объединением всех прямых налогов в один - стрелецкие деньги.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Дан
судья)-а) (Быт 14.14; Нав 19.17; Суд 18.29; 20.1; Вт 34.1; 3Ц 12.29,30; 15.20; 1Пар 21.2; Ам 8.14)-город в уделе Неффалимовом на севере Палестины у подошвы горы Ермон. В этом городе Иеровоам, сын Наватов, установил одного из своих тельцов, но в нем еще во времена судей уже был свой истукан (Суд 18.31), который установили сыны Дановы. Город, захваченный ими, назывался раньше Лаис (см. Лаис,а) (во 2Ц 24.6 назван Дан-Яан);
б) пятый сын Иакова (Израиля) и первенец Валлы, служанки Рахили, родоначальник колена Данова, отличавшегося хитростью и воинственностью. Из этого колена происходил Самсон (Суд 13.25). Удел этому колену был дан на запад от удела Вениаминова, но сыны Дана пошли на север и захватили Ласем и поселились также и там (Нав 19.47); (См. колена Израилевы)
в) (Иез 27.19)-в оригинале это слово отличается от написания имени главы колена Данова и похоже на прозвище греков (Даниты, Данайцы), данное им еще Гомером. В Септуагинте вместо «Дан и Иаван» стоит: «и вином».

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ДАН
город; Быт 14:14, Нав 19:47, Суд 18:29) — город Дан был перестроен из Лаиса, как нами упомянуто в предыдущей статье. Он находился на северной оконечности земли Израилевой в колене Неффалимовом, при подошве Ливана, близ верховья Иордана и, как некоторые думают, дал имя означенной реке (Jor — источник, Dan — Дана). Впрочем, означенное словотолкование безосновательно. Иордан не имеет никакой связи со словом Дан Это название дано было реке задолго до означенного времени. Иордан — происходит от Еврейского слова, значащего течь вниз и означает источник скоро и постоянно текущий. Город Дан был взят царем Ассирийским (3Цар 12:29). Здесь Иеровоам поставил одного из золотых тельцов и установил ему торжественное богослужение (3Цар 12:29, Амос 8:14), хотя идолослужение и господствовало здесь до него (Суд 18:17-31). Ныне место Дана указывают на в. от Панеады, на небольшом холме: Тель-Эл-Кади. Источники в Тель-Эл-Кади прямо соответствуют тому источнику, который Иосиф называет другим источником Иордана, тоже под названием Дан.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ДАН
Гурвич), Федор Ильич (1871-1947) - один из лидеров меньшевизма, публицист. По профессии врач. В с.-д. движении с 1894, входил в петерб. "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В авг. 1896 был арестован и в 1898 выслан в Вятскую губ. на 3 года. Летом 1901 бежал за границу; в Берлине вошел в группу содействия "Искре". В 1902 участвовал в подготовке II съезда РСДРП, в этом же году был снова арестован и сослан в Вост. Сибирь. В сент. 1903 бежал за границу, где примкнул к меньшевикам. Участник IV (1906) и V (1907) съездов РСДРП. В годы столыпинской реакции - идейный руководитель ликвидаторства, ред. газ. "Голос социал-демократа", чл. меньшевистских OK и ЦК. В 1-ю мировую войну - социал-шовинист. После Февр. революции 1917 - один из лидеров меньшевистской партии, идеолог "революц. оборончества" и политики коалиции с буржуазией, чл. Исполкома Петрогр. совета и Президиума ЦИК 1-го созыва; поддерживал бурж. Врем. пр-во, активно участвовал в травле большевиков. После Окт. революции работал врачом в системе Наркомздрава, на 7-м (дек. 1919) и 8-м (дек. 1920) Всеросс. съездах Советов выступал от имени меньшевистской фракции. В 1922 был выслан за границу как враг Сов. власти. Возглавил в Берлине контрреволюц. деятельность эмигрантов-меньшевиков. В 1923 принимал участие в создании объединенного желтого Социалистич. интернационала. В 1923 был лишен сов. гражданства. В 1941-47 издавал в США антисов. журн. "Новый путь" - орган меньшевиков-эмигрантов.

Лит.: Ленин В. И. (см. Справочный том к 4 изд., Соч., ч. 2, с. 197); VII Всеросс. съезд Советов. Стеногр. отчет, М., 1920, с. 19-20; VIII Всеросс. съезд Советов. Стенографич. отчет, М., 1921, с. 33-43.

Н. Е. Королев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДАНЬ
натуральный или денежный налог, побор с покоренных племен. Первоначально размер Д. не был фиксированным. Древнерусские летописные своды употребляют этот термин прежде всего в смысле военной контрибуции, которую подвластные славянские племена платили своим победителям. Д. облагали покоренные племена, славянские и неславянские, и первые русские князья. Часть Д. получали простые войны, участвовавшие в завоевательных экспедициях, часть – городские общины земли-данщика, она шла непосредственно на общественные нужды. Сбор Д. с населения иногда передавался князем кому-либо из дружинников. Увеличение традиционного размера Д. могло привести к восстаниям (например, древлянское 945 г.). При Ольге произошел возврат к системе фиксированной Д., нарушенной «несытовством» Игоря, путем введения «уроков» – определения размера Д. и ее разверстки среди данников. Князья довольствовались только Д., не вмешиваясь во внутреннюю жизнь племен, плативших ее. Известно также фиксирование размеров Д. Ярославом Мудрым в Суздальской земле после восстания 1024 г. Д. составляла важную статью дохода Новгорода (и в XIII в.). Организация и проведение даннических походов находились под пристальным вниманием вечевого собрания Новгорода. Для участия в таком походе каждый коней, Новгорода выставлял по 100 чел.
В 1257 г. татро-монголы провели перепись населения Руси с целью обложения Д. Д. не были обложены лишь те, «кто зрит на Богородицю и владыку», т. е. служители церкви. Правда, в начале XIV в. ордынцы пытались принудить церковь платить Д., но уже с ярлыка митрополиту Алексею (1357 г.) привилегии восстановились (см. Выход ордынский). Позднее Д. потеряла значение контрибуции и стала податью, платимой населением государству.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Дан
, Вальтер (Dahn, Walter) Род. 1954, округ Крефельда. Немецкий живописец, график, фотохудожник и рок-музыкант, яркий представитель "новых диких". Учился в Гос. художественной академии в Дюссельдорфе (1971—1977). Вслед за одним из своих учителей — художником Й. Бойсом — Дан унаследовал веру в возможность изменить общество посредством искусства и назвал творчество лучшим способом проявления инакомыслия. В 1980—1982 он стал признанным идейным лидером группы "Мюльхаймер фрайхайт", название которой соответствовало месту расположения ателье живописцев и одновременно характеризовало их как "Свободных художников Мюльхайма". На анархический характер поведения Дана повлияло мировоззрение панков, сильное увлечение рок-музыкой и искусством граффити. Он сравнивал себя и коллег с маленькими детьми, которые протестовали против общепринятых правил этики и представлений о морали. Рассматривая свое объединение как саркастическое подобие "сумасшедшего дома, детского сада и художественной школы", Дан провоцировал "новых диких" к формированию особого субкультурного стиля поведения. На концертах, приуроченных ко дням открытия и закрытия его выставок, Дан охотно выступал в роли диск-жокея и музыканта (компакт-диск под названием "Да снизойдет" вместе с рок-группой "9 Dream" ("Мечта № 9"). С 1982 Дан демонстрировал большие серии соавторских живописных произведений с Иржи Георгом Докупилом (Початок, Под душем, оба — 1982), а позднее — с Филиппом Пококком (Мутная вода Миссисипи, 1995) и другими мастерами. Увлекшись коллективной живописью, он стремился сделать художественный процесс публичным, вынести его на всеобщее обозрение. Для него всегда был важен не только конечный результат — созданная картина, но и сам процесс творчества. Живописная манера Дана, отличавшаяся нарочитой стилизацией и спонтанностью, была во многом основана на искусстве примитива и карикатуры. Проявляя большой интерес к древневосточным цивилизациям, Дан осмыслил этот пласт художественного наследия как своего рода экзотику. Его произведения получили откровенно иронический характер и стали своеобразной насмешкой над псевдоаналитическими текстами современной критики: они были примером сарказма, "живописью без идеи". Для своих произведений Дан выбирал, как правило, самые банальные мотивы, черпая их из своего прошлого и настоящего, а также из жизни современного города: надписи в стиле граффити, пьяница и курильщик, многочисленные автопортреты и портреты его друзей. Темы и сюжеты произведений отличались нарочито абсурдной саркастической интерпретацией: его собственная голова становилась квадратной наподобие экрана телевизора, перед которым он проводит слишком много времени. В другом случае на ней топчется носорог как символическое олицетворение темных подсознательных инстинктов (Без названия. Желтая голова; Без названия, вместе с И. Г. Докупилом, оба — 1984, Веймар, Новый музей, собрание П. Менца).
Лит.: Орлова Е. В. Неоэкспрессионисты и "новые дикие": от индивидуального мифотворчества к соавторской игре // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1999. Вып. 6. С. 37—46; Walter Dahn: im Gesprach mit Wilfried Dickhoff, Bettina Pauly und Johannes Stuttgen. Koln, 1993; Walter Dahn: "Die Band wird genauso wichtig wie meine Kunst, und das ist nur gut fur meine Kunst". Ein Gesprach mit R. Prince // Kunstforum International. 1997. Bd. 135. S. 213—219.
Е. Орлова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

ДАНЬ
1) Натур. или ден. взносы, взимаемые (на ранних ступенях историч. развития) победителем с побежденного племени или гос-ва; иногда уплачивалась также при приближении неприятельского войска с целью избежать войны. Взимание Д. становится обычным в период разложения первобытнообщинного строя, когда вследствие повышения производительности труда и появления прибавочного продукта оказывается возможным накопление богатств и происходит "...вырождение древней войны племени против племени в систематический разбой на суше и на море в целях захвата скота, рабов и сокровищ, превращение ее в регулярный промысел" (Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 110-11). В рабовладельч. обществе Д. часто служили люди, обращаемые в рабство; предметами Д. также часто являлись меха, скот, хлеб, благовония и т. д. С развитием ден. х-ва Д. начинает взиматься в первую очередь драгоценными металлами в слитках, а позднее золотыми и серебр. монетами.

2) Одна из форм эксплуатации населения племенным вождем - в варварском обществе, и гос. властью - в раннефеод. гос-ве; наиболее древняя и долго сохранявшаяся форма налога. В период распада общинно-родового строя Д. взималась племенным вождем, князем с подчиненных племен и носила первоначально характер "подарков"; по мере укрепления власти вождя эти приношения утрачивали добровольный характер и становились обязательной Д., использовавшейся вождем для содержания дружины. В процессе складывания феод. строя Д. эволюционировала в двух направлениях: она превращалась в гос. налог (подушный или поземельный), а также - в результате пожалования королями права сбора доходов дружинникам и духовенству - трансформи- ровалась в феод. ренту. Значит. роль в процессах становления феодализма и феод. гос-ва Д. играла в странах, где развитие феодализма совершалось без синтеза с рабовладельч. строем, напр. в Англии - до нормандского завоевания 1066 (см. Бокланд, "Датские деньги"), в сканд. странах (см. Вейцла), на Руси и т. д.

На Руси Д. известна с 9 в. Подчиняя отд. племена, князья облагали их Д. (деньгами, натурой, мехами и пр.). Рост феод. собственности на землю привел к захвату феодалами права взимания Д. и включению ее в состав феод. ренты. В 13-15 вв. привилегированные землевладельцы часто освобождались князьями от платежа Д. С образованием Рус. централизованного гос-ва Д. на рубеже 15-16 вв. стала обязат. налогом с черносошных и дворцовых крестьян и посадских людей. К 17 в. Д. была объединена с др. сборами (за наместнич. корм, городовое и ямчужное дело) и стала называться данными деньгами, или четвертными дохода м и, т. к. они поступали в четверти - финанс. приказы. Дворцовые крестьяне платили в зависимости от местных условий от 33 до 70 руб. с сохи (см. Сошное письмо), черносошные - от 48 до 200 руб., посадские люди - 30-58 руб. в р-нах служилого землевладения (см. Служилые люди); на черных землях - как черносошные крестьяне. Данные деньги отменены в 1679 после объединения важнейших прямых налогов в один - стрелецкие деньги. Патриарх, митрополиты, архиепископы и епископы взимали с церк. причтов церк. Д. (часть дохода от взносов прихожан). В 13-15 вв. спец. разновидность Д. взималась с рус. земель в пользу Золотой Орды (т. н. ордынский "выход").

Лит.: Лаппо-Данилевский А. С., Организация прямого обложения в Моск. гос-ве со времен смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П., Спорные вопросы финанс. истории Моск. гос-ва, СПБ, 1892; Веселовский С., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Очерки истории СССР. Период феодализма XVII в., М., 1955, с. 411-39.

Д. Г. Редер. Москва, А. Я. Гуревич. Калинин, С. М. Каштанов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976