Даниил - игумен, первый русский паломник, оставивший описание Святой Земли. ""Хождение"" его относится к 1106 - 1107 годам. Оно было очень популярно и сохранилось в большом количестве списков (больше 100). Путь начинается с Царя-града. Автор мало касается политического положения Палестины и один только раз упоминает о небольшом походе Балдуина к Дамаску. Весьма полно и подробно говорит он о церквах и монастырях и пересказывает связанные с ними легенды. Точность описания и обстоятельность наблюдений делают этот памятник весьма важным для изучения топографии Палестины XII в. Издано пять раз: в ""Путешествиях русских людей в чужие земли"" (Санкт-Петербург, 1837); в ""Путешествиях русских людей по святым местам"" (Санкт-Петербург, 1839); в ""Сказаниях русского народа"" (Сахарова, том II, книга 8, Санкт-Петербург, 1849); Археографической комиссией под редакцией Норова , 1864, и Палестинским обществом под редакцией М.А. Веневитинова (Санкт-Петербург, 1885). - Ср. статью Веневитинова ""Хождение игумена Даниила в Святую Землю"", в ""Летописи занятий археографической комиссии"" (выпуск VII, Санкт-Петербург, 1884). Французский и новогреческий переводы ""Хождения"" сделаны Норовым (Санкт-Петербург, 1864), немецкий - Лескиным (Лейпциг, 1884). См. Голубинский ""История русской церкви"" (том I, Москва, 1901).
Даниил, игумен
Даниил, игумен
Даниил (втор. пол. XI – нач. XII в.) – игумен одного из черниговских монастырей, автор «Хождения». Д. в начале XII в. (по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104–1107 гг.) посетил Палестину, «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» является древнейшим из известных памятников этого жанра.
По косвенным данным можно полагать, что Д. был постриженником Киево-Печерского монастыря, а затем игуменом какого-то монастыря на Черниговской земле. Возможно, он возглавлял небольшую группу русских паломников. Предположение, что Д. выполнял также дипломатические поручения, не имеет достаточных оснований.
По пути из Руси Д. останавливался в Константинополе, Эфесе, на острове Кипр. В самой Палестине он провел 16 месяцев, жил в монастыре св. Саввы под Иерусалимом, побывал в различных районах Иерусалимского королевства – Иерихоне, Вифлееме, Галилее, на Тивериадском озере. Д. подробно описывает маршрут каждой поездки, увиденные им достопримечательности, попутно пересказывая связанные с ними библейские и апокрифические легенды или предания церковной истории. Осведомленность его в священной истории чрезвычайно широка, – возможно, этим он обязан не только своей образованности, но и рассказам опекавшего его монаха, «свята и стара деньми и книжна вельми». Подробные описания «святых мест» превратили «Хождение» Д. в ценнейший источник сведений для последующих паломников.
Д. описывает природу Палестины, ее плодородные земли, сады и виноградники, при этом в топографических описаниях нередко прибегает к сравнениям с природой и ландшафтом русских земель. Интерес представляет также рассказ Д. о встречах его с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по дорогам, на которых паломников подстерегали засады «сарацин», о богослужении в иерусалимском храме. Д. постоянно ощущает себя посланцем Руси, заботится (в специфической для своего сана и для своего времени форме) о ее благополучии: поминая в монастыре св. Саввы русских князей, бояр и «всех христиан», он, как заметил В. Л. Янин, перечисляет князей в том иерархическом порядке, который был установлен в его время на Руси, тем самым как бы ратуя за устойчивость политического устройства своего государства.
«Житие и хождение» Д. получило широкое распространение в древнерусской письменности; известно более ста списков его начиная с XV в. По мнению Л. Измайловой, в языковом отношении текст «Хождения» лучше всего передан в списке ГИМ, Синод. собр., № 181 (XVI в.). Б. А. Рыбаков высказал предположение, что Д. является также составителем памятника – «Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». В этом сочинении Поучение Григория Богослова на богоявление пересказано и дополнено многочисленными вставками о языческих обычаях у славян. Оно является поэтому одним из важнейших источников для исследователей древнерусского язычества. «Слово» известно в четырех списках: ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081 (так называемый Паисиевский сборник, XV в.); ГПБ, Соф. собр., № 1295, кон. XV в., ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 43/1120, XVII в., и в некоторой переработке в списке ГИМ, Чуд. собр., № 270 (изд. текста см.: Тихонравов. Летописи Тихонравова, т. 4, с. 96–105; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. 2. – В кн.: Зап. Моск. археол. ин-та, т. 18, М., 1913, с. 17–35). В списке Соф. собр. указывается, что составитель «Слова» не смог использовать свой источник полностью: «Досюда беседа си бысть. Досюде могох написати, даже несоша ны (исправляют на: «книгы ты») Цесарюграду, а мы выседше ис корабля идохом в Святую гору». Это указание, что составитель путешествовал, а также косвенные данные, отразившиеся в былине «Данило Игнатьевич», позволили Б. А. Рыбакову допустить, что составитель «Слова» – Д.
Изд.: Сахаров И. Путешествие игумена Даниила по святым местам в начале XII столетия. – В кн.: Путешествия русских людей в чужие земли. СПб., 1837, ч. 1, с. I–XIX, 1–90; Путешествие игумена Даниила по святой земле в начале XII в. (1113–1115) / Изд. Археогр. ком. Под редакцией А. С. Норова. СПб., 1864; P?lerinage en Terre Sainte de 1’igoum?ne russe Daniel, au commencement du XII si?cle (1113–1115) / Trad. par. A. de Noroff. СПб., 1864 (пер. на фр. яз.); Лицевой список хождения Даниила паломника. СПб., 1881 (ПДПИ, № XIV); Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106–1107 гг. – ППС, 1883, т. 1, вып. 3, 1885, т. 3, вып. 3 (репринт: Abt Daniil. Wallfahrtsbericht. M?nchen, 1970 (Slavische Propyl?en, Bd 36)); Die Pelgerfahrt des russischen Abtes Daniel ins Heilige Land 1113–1115. ?bersetzt von A. Leskien. – Zeitschrift des Deutschen Pal?stina-Vereins, 1884, Bd 7, S. 17–64 (пер. на нем. яз.); The Pilgrimage of the Russian Abbot Daniel in the Holy Land 1106–1107 A. D. By C. W. Wilson. London, 1888 (пер. на англ, яз.); Khitrovo В. Itin?raires russes en Orient. Gen?ve, 1889, t. 1, 1, p. 1–83 (пер. на фр. язык); Хождение игумена Даниила / Подг. текста, пер. и ком. Г. М. Прохорова. – В кн.: ПЛДР. XII век. М., 1978, с. 24–115, 627–645.
Лит.: Пономарев А. К истории древнерусской церковной письменности и литературы. II. Игумен Даниил и его хождение в св. землю. – Странник, 1880, декабрь, с. 467–492; Веневитинов М. 1) Заметки к истории Хождения игумена Даниила. – ЖМНП, 1883, май, с. 1–13; 1887, январь, с. 11–67; 2) Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII ст. – ЛЗАК за 1876–1877 г., 1884, вып. 7, с. 1–138; 3) Путеводитель в Палестину XVI в. – Там же, отд. 2, с. 1–10; 4) Переделка Хождения игумена Даниила в сборнике св. Димитрия Ростовского. – ЧОИДР, 1889, кн. 3, отд. 2, с. 1–25; Рузский Н. Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в святую землю русского игумена Даниила в начале XII в. – ЧОИДР, 1891, кн. 3, отд. 2, с. 1–172; Сперанский М. Славянские апокрифические евангелия. – В кн.: Тр. VIII археол. съезда в Москве. М., 1895, т. 2, с. 64–66 (то же: отдельный оттиск, с. 27–29); Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении иг. Даниила. – РФВ, 1899, № 1–2, с. 220–237; № 3–4, с. 237–273; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 92–105; Кузьмина В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине в начале XII в. по «Хождению» игумена Даниила. – Вестн. ист. мир. культ., 1959, № 6, с. 82–87; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила». – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 112–131; Надвикова Т. Ф. Книжные слова в «Хождении игумена Даниила». – В кн.: Исследования по лексикологии и грамматике русского языка. М., 1961, с. 132–144; Водовозов Н. В. «Хождение» Даниила и первый крестовый поход. – Русская литература и народное творчество. М., 1962. (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, № 178, с. 16–35; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину. – В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 79–87; Рыбаков Б. А. 1) Древняя Русь: Сказания; Былины; Летописи. М., 1963, с. 115–124; 2) Язычество древних славян. М., 1981, с. 11–30; Измайлова Л. О древнейшем из списков «Хождения» Даниила игумена. – В кн.: Сб. работ аспирантов кафедр гуманитарных наук Дагест. гос. ун-та им. В. И. Ленина. Махачкала, 1964, вып. 1, с. 192–204; Янус Э. Варшавский список «Хождения игумена Даниила». – ТОДРЛ, 1968, т. 23, с. 300–304; Прокофьев Н. И. 1) Русские хождения XII–XV вв. – Литература древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. № 363, с. 27–64); 2) О классовой и народной основе хождений игумена Даниила и Афанасия Никитина. – Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та, 1970, № 389, с. 74–86; Поппе А. Сообщение русского паломника о церковной организации Кипра в начале XII в. – ’????????? ??? ??????? ’????????????? ’???????, VIII, ????????, 1975–1977, с. 53–72; Seemann К. – D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. M?nchen, 1976, S. 173–204.
О. В. Творогов
По косвенным данным можно полагать, что Д. был постриженником Киево-Печерского монастыря, а затем игуменом какого-то монастыря на Черниговской земле. Возможно, он возглавлял небольшую группу русских паломников. Предположение, что Д. выполнял также дипломатические поручения, не имеет достаточных оснований.
По пути из Руси Д. останавливался в Константинополе, Эфесе, на острове Кипр. В самой Палестине он провел 16 месяцев, жил в монастыре св. Саввы под Иерусалимом, побывал в различных районах Иерусалимского королевства – Иерихоне, Вифлееме, Галилее, на Тивериадском озере. Д. подробно описывает маршрут каждой поездки, увиденные им достопримечательности, попутно пересказывая связанные с ними библейские и апокрифические легенды или предания церковной истории. Осведомленность его в священной истории чрезвычайно широка, – возможно, этим он обязан не только своей образованности, но и рассказам опекавшего его монаха, «свята и стара деньми и книжна вельми». Подробные описания «святых мест» превратили «Хождение» Д. в ценнейший источник сведений для последующих паломников.
Д. описывает природу Палестины, ее плодородные земли, сады и виноградники, при этом в топографических описаниях нередко прибегает к сравнениям с природой и ландшафтом русских земель. Интерес представляет также рассказ Д. о встречах его с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по дорогам, на которых паломников подстерегали засады «сарацин», о богослужении в иерусалимском храме. Д. постоянно ощущает себя посланцем Руси, заботится (в специфической для своего сана и для своего времени форме) о ее благополучии: поминая в монастыре св. Саввы русских князей, бояр и «всех христиан», он, как заметил В. Л. Янин, перечисляет князей в том иерархическом порядке, который был установлен в его время на Руси, тем самым как бы ратуя за устойчивость политического устройства своего государства.
«Житие и хождение» Д. получило широкое распространение в древнерусской письменности; известно более ста списков его начиная с XV в. По мнению Л. Измайловой, в языковом отношении текст «Хождения» лучше всего передан в списке ГИМ, Синод. собр., № 181 (XVI в.). Б. А. Рыбаков высказал предположение, что Д. является также составителем памятника – «Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят». В этом сочинении Поучение Григория Богослова на богоявление пересказано и дополнено многочисленными вставками о языческих обычаях у славян. Оно является поэтому одним из важнейших источников для исследователей древнерусского язычества. «Слово» известно в четырех списках: ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 4/1081 (так называемый Паисиевский сборник, XV в.); ГПБ, Соф. собр., № 1295, кон. XV в., ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 43/1120, XVII в., и в некоторой переработке в списке ГИМ, Чуд. собр., № 270 (изд. текста см.: Тихонравов. Летописи Тихонравова, т. 4, с. 96–105; Гальковский Н. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси, т. 2. – В кн.: Зап. Моск. археол. ин-та, т. 18, М., 1913, с. 17–35). В списке Соф. собр. указывается, что составитель «Слова» не смог использовать свой источник полностью: «Досюда беседа си бысть. Досюде могох написати, даже несоша ны (исправляют на: «книгы ты») Цесарюграду, а мы выседше ис корабля идохом в Святую гору». Это указание, что составитель путешествовал, а также косвенные данные, отразившиеся в былине «Данило Игнатьевич», позволили Б. А. Рыбакову допустить, что составитель «Слова» – Д.
Изд.: Сахаров И. Путешествие игумена Даниила по святым местам в начале XII столетия. – В кн.: Путешествия русских людей в чужие земли. СПб., 1837, ч. 1, с. I–XIX, 1–90; Путешествие игумена Даниила по святой земле в начале XII в. (1113–1115) / Изд. Археогр. ком. Под редакцией А. С. Норова. СПб., 1864; P?lerinage en Terre Sainte de 1’igoum?ne russe Daniel, au commencement du XII si?cle (1113–1115) / Trad. par. A. de Noroff. СПб., 1864 (пер. на фр. яз.); Лицевой список хождения Даниила паломника. СПб., 1881 (ПДПИ, № XIV); Житье и хожение Даниила Русьскыя земли игумена: 1106–1107 гг. – ППС, 1883, т. 1, вып. 3, 1885, т. 3, вып. 3 (репринт: Abt Daniil. Wallfahrtsbericht. M?nchen, 1970 (Slavische Propyl?en, Bd 36)); Die Pelgerfahrt des russischen Abtes Daniel ins Heilige Land 1113–1115. ?bersetzt von A. Leskien. – Zeitschrift des Deutschen Pal?stina-Vereins, 1884, Bd 7, S. 17–64 (пер. на нем. яз.); The Pilgrimage of the Russian Abbot Daniel in the Holy Land 1106–1107 A. D. By C. W. Wilson. London, 1888 (пер. на англ, яз.); Khitrovo В. Itin?raires russes en Orient. Gen?ve, 1889, t. 1, 1, p. 1–83 (пер. на фр. язык); Хождение игумена Даниила / Подг. текста, пер. и ком. Г. М. Прохорова. – В кн.: ПЛДР. XII век. М., 1978, с. 24–115, 627–645.
Лит.: Пономарев А. К истории древнерусской церковной письменности и литературы. II. Игумен Даниил и его хождение в св. землю. – Странник, 1880, декабрь, с. 467–492; Веневитинов М. 1) Заметки к истории Хождения игумена Даниила. – ЖМНП, 1883, май, с. 1–13; 1887, январь, с. 11–67; 2) Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII ст. – ЛЗАК за 1876–1877 г., 1884, вып. 7, с. 1–138; 3) Путеводитель в Палестину XVI в. – Там же, отд. 2, с. 1–10; 4) Переделка Хождения игумена Даниила в сборнике св. Димитрия Ростовского. – ЧОИДР, 1889, кн. 3, отд. 2, с. 1–25; Рузский Н. Сведения о рукописях, содержащих в себе Хождение в святую землю русского игумена Даниила в начале XII в. – ЧОИДР, 1891, кн. 3, отд. 2, с. 1–172; Сперанский М. Славянские апокрифические евангелия. – В кн.: Тр. VIII археол. съезда в Москве. М., 1895, т. 2, с. 64–66 (то же: отдельный оттиск, с. 27–29); Заболотский П. Легендарный и апокрифический элемент в Хождении иг. Даниила. – РФВ, 1899, № 1–2, с. 220–237; № 3–4, с. 237–273; Данилов В. В. К характеристике «Хождения» игумена Даниила. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 92–105; Кузьмина В. Д. Сведения об арабах и арабской культуре в Палестине в начале XII в. по «Хождению» игумена Даниила. – Вестн. ист. мир. культ., 1959, № 6, с. 82–87; Янин В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила». – ТОДРЛ, 1960, т. 16, с. 112–131; Надвикова Т. Ф. Книжные слова в «Хождении игумена Даниила». – В кн.: Исследования по лексикологии и грамматике русского языка. М., 1961, с. 132–144; Водовозов Н. В. «Хождение» Даниила и первый крестовый поход. – Русская литература и народное творчество. М., 1962. (Учен. зап. МГПИ им. В. И. Ленина, № 178, с. 16–35; Глушакова Ю. П. О путешествии игумена Даниила в Палестину. – В кн.: Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран: Сб. статей к 70-летию акад. М. Н. Тихомирова. М., 1963, с. 79–87; Рыбаков Б. А. 1) Древняя Русь: Сказания; Былины; Летописи. М., 1963, с. 115–124; 2) Язычество древних славян. М., 1981, с. 11–30; Измайлова Л. О древнейшем из списков «Хождения» Даниила игумена. – В кн.: Сб. работ аспирантов кафедр гуманитарных наук Дагест. гос. ун-та им. В. И. Ленина. Махачкала, 1964, вып. 1, с. 192–204; Янус Э. Варшавский список «Хождения игумена Даниила». – ТОДРЛ, 1968, т. 23, с. 300–304; Прокофьев Н. И. 1) Русские хождения XII–XV вв. – Литература древней Руси и XVIII в. М., 1970 (Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. № 363, с. 27–64); 2) О классовой и народной основе хождений игумена Даниила и Афанасия Никитина. – Учен. зап. Моск. гос. пед. ин-та, 1970, № 389, с. 74–86; Поппе А. Сообщение русского паломника о церковной организации Кипра в начале XII в. – ’????????? ??? ??????? ’????????????? ’???????, VIII, ????????, 1975–1977, с. 53–72; Seemann К. – D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. M?nchen, 1976, S. 173–204.
О. В. Творогов