Даниил
авт. житий и служб, монах.
{Венгеров}
Даниил
игумен, первый русск. паломник путеш. по св. местам (XI—XII в.).
{Венгеров}
Даниил
дух. писатель ХV в., епископ Владимирский.
{Венгеров}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Даниил
юрьевский епископ. В 1113 г. был поставлен епископом в Юрьев. В 1115 г. участвовал в перенесении мощей Бориса и Глеба в каменную церковь, построенную в их честь. В.Н.Татищев добавляет, что в 1121 г. Даниил умер.
ПВЛ: 197,199,399,401; Татищев: 130,135.
Источник: Историко-биографический словарь. Повесть временных лет. 2002
ДАНИИЛ
до 1492-1547), митрополит Московский и всея Руси и 1522-39. Глава иосифлян. Инициатор церковных соборов 1525 и 1531, осудивших нестяжателей Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Предположительно один из составителей Никоновской летописи, руководил редактированием Иоасафовской летописи.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Даниил
(Daniel), иудейский пророк при дворе Навуходоносора 11, вымышл. персонаж, гл. герой одной из позднейших книг Ветхого завета. Окончательная редакция (ок. 165 до н. э.) содержит апокалипсич. видения о приближающемся катастрофич. конце всемирной истории и чудотворном возрождении. Эти видения оказывали воздействие на умы человечества вплоть до средневековья.
Источник: Словарь античности. 1989
Даниил
(1492—1547) митрополит Московский и Всея Руси (с 1522 г.). Писатель. Из рода рязанских епископов Симеона и Леонида. Был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря, учеником Иосифа Волоцкого. Активный иосифлянин. Став митрополитом, помогал Василию III укреплять его власть. Инициатор церковных соборов 1525 и 1531 гг., осудивших противников иосифлян Максима Грека и Вассиана Патрикеева. Один из составителей Никоновской летописи. Позже, в период боярского правления, был вынужден отречься от сана митрополита.
Источник: Краткий словарь по истории.
ДАНИИЛ
евр. — Бог мне судья) — последний из четырех великих пророков Израиля, живший во времена вавилонского пленения (после 587 г. до Р.Х. — взятие Навуходоносором Иерусалима). Служил при дворе Навуходоносора, изучая халдейскую мудрость. Выдвинулся благодаря своему пророческому дару (истолкование сна Навуходоносора о камне — Дан II). Играл первостепенную роль при Навуходоносоре и его преемниках, а после падения вавилонского царства пользовался вниманием наместника Кира в Вавилоне — Дария Мидянина. По доносу завистливых сановников был предан казни — брошен в ров со львами, но чудесным образом избежал гибели (один из ветхозаветных прообразов смерти и Воскресения Христа). Библейская книга пророка Даниила содержит его жизнеописание (Дан I-V), пророчества о явлении Мессии и конце мира (Дан VII-XI) и некоторые неканонические сказания о нем, переведенные с греческого (Дан ХII-ХIII).
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ДАНИИЛ
ранее 1492 - 22. V. 1547) - моск. митрополит в 1522-39. Происходил из Рязанской земли; с 1515 - игумен Иосифо-Волоколамского монастыря; ученик Иосифа Волоцкого. Представитель воинствующих церк. кругов, заинтересованных в союзе с великокняж. властью. Выступал против боярско- нестяжательской группировки Вассиана Патрикеева, Максима Грека и др. и организовал в 1525-31 ряд церк. соборов, осудивших нек-рых видных нестяжателей. В обход церк. канонов Д. санкционировал развод вел. кн. Василия III с бездетной Соломонией Сабуровой, к-рую поддерживало боярство (1525). Во время борьбы в 1538 кн. В. В. Шуйского с кн. И. Ф. Вельским Д. поддерживал последнего, за что был лишен сана митрополита пришедшими к власти Шуйскими. Д. - автор многочисл. соч. церк.-полемич. характера, в к-рых обличал еретиков (см. Ереси) и нестяжателей.
Лит.: Жмакин В., Митрополит Даниил и его сочинения, М., 1881; Казаков Н. A., Вассиан Патрикеев и его сочинения, М.-Л., 1960.
С. М. Каштанов. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Даниил
Бог мой судья)-а) один из иудейских юношей знатного происхождения, которые были уведены в плен в Вавилон в 606 г. до РХ при первом нашествии Навуходоносора (Дан 1.1-4). В числе других он был взят ко дворцу и вскоре был поставлен над всеми мудрецами и царскими сатрапами. Ему была дана от Бога величайшая мудрость, о которой упоминает и пророк Иезекииль (14.14,20; 28.3), а также дар понимать видения и сны (Дан 1.17). Предание гласит, что Даниил умер в Вавилоне около 536 г. до РХ в возрасте 90 лет (Дан 1.21). Незадолго до этого он был брошен по навету завистников в львиный ров (Дан 6.16), откуда его спас Господь. Написание этого имени (в оригинале) в книге пророка Иезекииля (Данел) дает предположение, что он имел в виду другого Даниила, слава которого уже была известна всем (пророк же Даниил был его современник и еще не был широко известен);
б) (Езд 8.2; Неем 10.6)-один из глав поколений священников, вышедших из Вавилона с Ездрою, и один из приложивших печать под договором на верность Богу.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
ДАНИИЛ
(евр. «Бог мне судья») – четвертый из больших пророков, его история в книге, носящей его имя, передана с большими подробностями. Он был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношей был отведен в Вавилон в числе прочих пленных иудеев.
Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился языку и мудрости халдейской и вместе с тремя своими товарищами, Ананией, Азарией и Мисаилом, был взят на службу при царе и жил в царском дворце (см. Дан. 1, 1-4). С ранних лет он отличался благочестием и мудростью, о чем свидетельствует современный ему писатель пророк Иезекииль (см. Иез. 14, 14-20; 28, 3), и поэтому через некоторое время занял высокое положение при дворе Вавилонского царя. Даниил истолковывал царю его сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых ему были открыты важнейшие и замечательнейшие события. При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи и был чудесным образом спасен от пасти львов, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере (см. Дан. 6, 10-24). Неизвестно, где умер Даниил, хотя и полагают, что он скончался в 90 лет от роду в одной из Халдейских областей.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ДАНИИЛ
2-я пол. XI-XII в.), игумен одного из черниговских монастырей, автор "Жития и хождения Даниила, Русской земли игумена".
Даниил посетил Палестину в 1104-07, где некоторое время сопровождал короля Балдуина I в одном из его походов, и описал свой путь, природу Палестины, христианские святыни, пересказал ряд библейских и апокрифических легенд. В Палестине провел 16 месяцев, жил в монастыре Св. Саввы под Иерусалимом, посетил различные земли в Иерусалимском королевстве, Иерихон, Вифлеем, Галилею, путешествовал и вокруг Тивериадского моря. Даниил описывает подробно и торжественное богослужение у Гроба Господня, где он поставил лампаду "от всея Русскыя земля". В монастыре Св. Саввы Даниил записал для поминовения имена многих русских князей. В.Л. Янин полагает, что в перечне этих княжеских имен отразилась система старшинства, разработанная как средство против усобиц по инициативе Владимира Мономаха на княжеских съездах к. XI - н. XII в. Возможно, кроме "Хождения" Даниил является также составителем памятника "Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како първое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят" (Б.А. Рыбаков). Это слово является важным источником для изучения древнерусского язычества.
Л. К.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
ДАНИИЛ
библейский пророк, относится к великим пророкам. Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны. Однажды Навуходоносор увидел странный сон, поразивший его, но, проснувшись, он забыл виденное. Вавилонские мудрецы оказались бессильны узнать, что приснилось царю. Тогда святой пророк Даниил прославил перед всеми силу истинного Бога, открывшего ему не только содержание сна, но и его пророческое значение. После этого Даниил был возведен царем в сан начальника Вавилона.
Книга Пророка Даниила проникнута мессианскими идеями. Он точно указывает время пришествия в мир Спасителя мира, Его искупительную жертву (предан будет смерти Христос). Часто применяемое к Себе Спасителем имя Сын Человеческий восходит к книге Даниила. Эта книга уникальна по обилию предсказаний важнейших исторических событий. Смена земных царств – не случайная последовательность, а перспектива, которая ведет к победе Царствия Божия. Книга Пророка Даниила впечатляющими образами показывает грядущий Суд, которым закончится время и начнется вечность Бога.
Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ДАНИИЛ
2-я пол. XV в. - 1547), митрополит, писатель. Родом из Рязани. Монах Иосифа-Волоколамского монастыря, в 1515 избран преемником основателя обители Иосифа Волоцкого. В 1552 был поставлен митр. Московским и всея Руси вместо низведенного с кафедры "нестяжателя" Варлаама. В качестве митрополита оказал множество услуг вел. кн. Василию III (например, санкционировал его развод с бездетной Соломонией Сабуровой (1525) и обвенчал с Еленой Глинской (1526). Ревностно проводя линию Иосифа Волоцкого, поощрял церковное землевладение (в частности, митрополичье), осуществил осуждение Вассиана Патрикеева и Максима Грека на церковных Соборах 1525 и 1531, последовательно выдвигал в иерархи единомышленников. После смерти Василия III и Елены Глинской (1538) влияние Даниила падает. В борьбе боярских группировок он принял сторону Бельских и в 1539 их соперниками Шуйскими был сведен с митрополичьей кафедры. У опального митрополита вынудили "добровольное" отречение от архиерейского чина и сослали на жительство в Волоколамский монастырь.
Даниил известен как автор шестнадцати "Слов", объединенных в рукописный Соборник в XVI в. В своих "Словах" Даниил полемизировал о нетленности тела Христа, размышлял о царской власти и налагаемых ею обязанностях, прославлял и разъяснял церковные предания и обряды, неоднократно укорял паству за вражду и дух взаимного осуждения, критиковал распространившиеся разводы и повторные браки, наконец, обличал нравственные пороки, обрушиваясь на разврат среди высокородной молодежи, на нежелание жить по евангельским заповедям.
Л. К.
Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000
ДАНИИЛ
судия Божий, т.е. открывающий от лица Бога волю Его): Иез 14:14) четвертый из больших пророков (Мф 24:15), история которого в книге носящей его имя передана с большими подробностями. Он, по мнению некоторых, был потомок Давида или, по крайней мере, происходил из царского рода и еще юношею был отведен в Вавилон в числе прочих пленных Иудеев. Одаренный прекрасными душевными и телесными качествами, он научился здесь языку и мудрости Халдейской и вместе с тремя своими товарищами, Ананиею, Азариею и Мисаилом, под именем Валтасара взят на службу при царе и жил в царском дворце (Дан 1:1-4). С ранних лет он отличался благочестием и мудростью, о чем свидетельствует современный ему писатель пр. Иезекииль (14:14-20, 28:3) и наконец занял высокое положение при дворе царя Вавилонского. Даниил истолковывал царю его замечательные сны и сам удостоился неоднократных видений, в которых ему были открыты важнейшие и замечательнейшие события. При восшествии на престол Дария он был сделан первым из трех правителей Империи, и был чудесным образом спасен от пасти львов, брошенный в львиный ров за свою привязанность к отеческой вере (Дан 6:10-24). Неизвестно, где умер Даниил, хотя и полагают, что он скончался 90 лет от роду в одной из областей Халдейских. Слава о мудрости и праведности Даниила далеко распространилась еще при его жизни. Он поставляется наравне с Ноем и Иовом (Иез 14:14-20). Сам Господь внушает особенное внимание к пророчествам Даниила, давая видеть, как историческую действительность лица его, так и великое значение его пророчеств (Мф 24:5, Мк 13:14, Лк 21:20).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Даниил
то есть суди меня Бог. 1) Молодой еврей знатного происхождения колена Иудина, переселенный в Вавилон около 607-го года до Р Хр, и вместе с Ананией, Мисаилом и Азарией назначенный затем на службу при дворе Вавилонского царя. Они получили халдейские имена (Даниилу дали имя Валтасар, или по-ассир. Ба-латзу-узур, т. е. храни его жизнь) и были научены всей мудрости халдейской. Они отказались есть пищу с царского стола (Дан. 1). Даниилу Бог дал разумение не только всякой книги, но видений и снов (Дан 1:17). По окончании учения Даниил проявил эту способность, объяснив Навуходоносору его сон о большом истукане, обозначавшем четыре больших земных царства и царство Божие, которое будет после них За это царь возвысил Даниила: оставил его при своем дворе и назначил главным начальником над вавилонскими мудрецами (Дан. 2:48,49). Затем он объяснил Навуходоносору его второй сон (Дан. 4) и, впоследствии, Валтасару таинственные слова на стене дворца (Дан. 5) Дарий Мидийский сделал его одним из 3-х правителей над 120 губернаторами и намеревался поставить над всем царством, тогда против Даниила составился заговор князей (правителей) и сатрапов (губернаторов), уговоривших царя издать приказ, запрещающий в течение 30 дней «просить какого-либо бога или человека, кроме царя» и грозивший ослушникам суровым наказанием, — быть брошенным львам на растерзание Но Даниил остался верным своему обычаю и три раза в день молился истинному Богу перед открытым окном, обращенным к Иерусалиму (Дан. 6.10), за что, согласно указа, был брошен в львиный ров. Но Бог заградил пасть львам, и Даниил был вытащен неповрежденным. Тогда обвинители его были брошены в этот ров и немедленно растерзаны львами. Дарий по всему своему царству издал приказ, чтобы все чтили Бога Даниилова (Дан б и дал.). Немного спустя, когда Даниил нашел в пророчестве Иеремии, что время плена приближалось к концу, он обратился к Господу в молитве и посте; в ответ на это к нему был послан Гавриил, который возвестил ему о семидесяти седьминах, о князе Христе и очищении грехов через его смерть (Дан. 9:2,24,26). Даниил еще при персидском царе Кире имел большое влияние (Дан 6:28). На 3-ем году его царствования, около 533 г. до Р. Хр., он видел свое последнее известное нам видение на берегу Тигра (Дан. 10). Даниил прожил 90 лет. Вероятно он окончил свою жизнь при персидском дворе. Иезекииль говорит о нем, как об образце праведности и мудрости (Иез. 14:14,20; 28:3) 2) 2-й сын Давида, называемый также Далуиа (1 Пар. 3:1; 2 Цар. 3:3). В еврейск. тексте он назван Килэееб во 2 Цар. 3:3. 3) потомок Ифамара, последовавший за Ездрой из Вавилона (Ездр. 8: 2; Неем. 10:6).
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
Даниил
четвертый по счету из великих пророков. Его история изложена в им же написанной книге. Даниила считают потомком Давида, который еще в ранней юности был отведен в Вавилон вместе с другими пленными иудеями. Красивый и разносторонне одаренный юноша научился в Вавилоне халдейской мудрости и вместе с тремя своими товарищами – Азарией, Ананией и Мисаилом – был взят под именем Валтасара на службу к царю. С ранних лет Даниил отличался мудростью и очень скоро занял высокое положение при дворе. Он истолковывал царю его сны и сам был удостоен редких видений, в которых Господь открыл ему важнейшие и замечательнейшие события. Когда на вавилонский трон взошел царь Дарий, Даниила бросили в ров со львами за его преданность истинной вере. Однако звери не тронули пророка, а лежали рядом с ним тихие и умиротворенные. Где покоятся останки Даниила, не известно никому, но историки считают, что он мирно скончался в одной из халдейских областей в возрасте 90 лет. Слава о праведности и мудрости Даниила распространилась еще при его жизни. Церковные летописцы ставят его в один ряд с праведным Иовом и Ноем. Значение его пророчеств так велико, что на него имеются ссылки и в Новом Завете. Книга пророка Даниила состоит из 14 глав и написана им самим. В еврейском варианте Библии она включена в ряд писаний Божественного происхождения, а не в канон пророческих книг. Тем не менее, Книга пророка Даниила всегда была священной не только для иудеев, но и для христиан. Он была показана Александру Македонскому, после того как он взял Иерусалим (332 год до Рождества Христова). В ней оказалось пророчество о том, царь греческий ниспровергнет царство Персидское. Кроме того, особенности языка книги пророка Даниила соответствуют особенностям, свойственным иудейскому языку в период Вавилонского пленения. Одна ее часть написана на еврейском языке, а другая – на халдейском наречии. Но главной особенностью книги Даниила является не просто предсказание будущего, но и указание времени, в которое его пророчества должны исполниться. В частности это касается пророчества о семидесяти седминах: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи, и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых» (Книга пророка Даниила, 9, 24). Это пророчество является предсказанием о рождении Спасителя, Его крестной смерти, последующем разрушении Иерусалимского храма и прекращении ветхозаветных жертвоприношений. Оно исполнилось с потрясающей точностью. В славянской и русской Библиях пророка Даниила часто называют «мужем желаний».
Источник: Православная энциклопедия.
ДАНИИЛ
2-я пол. XI—нач. XII в.) — игумен одного из черниговских монастырей, посетивший в нач. XII в. Палестину и описавший свое путешествие в сочинении, носящем в рукописях заглавие “Житие и хожение Даниила, Русской земли игумена”. В Палестине, входившей в те годы в состав созданного крестоносцами Иерусалимского королевства, Д. провел 16 месяцев. Он жил в монастыре св. Саввы, откуда совершал поездки по стране, посещая места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа и библейскими событиями. Именно эти достопамятности Д. описывает особенно подробно, не упуская возможности напомнить связанные с ними предания или апокрифические легенды. Он описывает, например, скамью, на которой покоилось тело снятого с креста Христа, находящийся неподалеку камень, сидя на котором ангел возвестил о грядущем воскресении Иисуса, описывает Голгофу и даже то углубление в скале, в которое, по преданию, был вставлен крест; он упоминает место, откуда был вознесен на небо в огненной колеснице пророк Илья, пещеру, в которой постившегося Иисуса пытался искусить дьявол, здание претории, куда Христа привели к Пилату, и т. д. В некоторых случаях Д. воспроизводит отдельные эпизоды, передает или сам сочиняет реплики участников событий (таков, например, возглас Богородицы, видящей распятие Иисуса). Столь же конкретно и образно описывает Д. природу Палестины. Он восторгается плодородием южной земли, где хорошо произрастают пшеница и ячмень, а в садах — обилие разнообразных плодовых деревьев. Стремление Д. к конкретности и наглядности поразительно: расстояния он измеряет то длиной перелета стрелы, то длиной броска камня (“как взрослый мужчина добросит”,— поясняет при этом Д.), реку Иордан он срав-нявает со знакомой ему на Руси рекой Сновь (притоком Десны): так же быстро ее течение, так же извилисто русло. Тивериадское озеро, пишет Д., можно обойти, а вода в нем так вкусна, что не может ею насытиться пьющий. В озере том водится рыба — вкуснее всех рыб, ее любил есть Христос, с виду она напоминает карпа. Столь же обстоятельны и наглядны описания архитектурных сооружений: Д. рассказывает о мраморных колоннах, расписанных сводах, мозаичных полах палестинских храмов, о крепостных сооружениях. Д. упоминает о встречах с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по горным дорогам, где путников подстерегали засады “сарацинов”, о богослужении в Иерусалимском храме. Д. постоянно ощущал себя посланцем Руси: не случайно он оставляет в храме св. Саввы поминание за всех русских князей, перечислив их, как отметил В. Л. Янин, в соответствующем своему времени иерархическом порядке. “Хожение” Д. ценно не только как обстоятельный путеводитель для паломников; оно воспроизводит знания и представления русских христиан о событиях и персонажах Священной истории, свидетельствуя о широком кругозоре русских книжников начала XII в. “Хождение” сохранилось более чем в ста списках, начиная с XV в. Оно оказало влияние на развитие жанра “хождений” в литературах восточных славян. Изд.: Житье и хождение Даниила, Русьскыя земли игумена- 1106—1107 гг //ППС—1883— Т 1, вып. 3, 1885.— Т 3, вып 3; Хожение игумена Даниила / Подг текста, перевод и комм Г. М Прохорова // ПЛДР- XII век — М , 1978 — С 24—115, 627—645. Лит.: Веневитинов М. Хождение игумена Даниила в святую землю в начале XII ст. // ЛЗАК за 1876—1877 гг.—1884.—Вып. 7 — С. 1—138, Я н и н В. Л. Междукняжеские отношения в эпоху Мономаха и “Хождение игумена Даниила” // ТОДРЛ—1960—Т 16—С 112—131, ПрокофьевН. И Русские хождения XII—XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. — М., 1970 — С 27—64, Творогов О. В. Даниил // Словарь книжников—Вып 1—С 109—112 О.В. Творогов
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
ДАНИИЛ
2-я пол. XV в.—1547) — митрополит всея Руси, писатель и публицист. Родом из Рязани. Поначалу был монахом Иосифо-Волоколамского монастыря. При жизни Иосифа Волоцкого он не играл сколько-нибудь видной роли, его имя не упоминается в числе десяти старцев, которых Иосиф считал наиболее достойными своими преемниками. Очевидно, под давлением великого князя Василия III после смерти Иосифа Д. был избран в сентябре 1515 г игуменом Волоколамского монастыря. Д. неукоснительно следовал заветам Иосифа, пытаясь ввести еще более строгие правила монастырского общежития. В частности, он не разрешал монахам держать собственные книги в кельях, что вызвало противодействие всей братии. 27 февраля 1522 г по желанию великого князя Д. был поставлен в митрополиты на место оставившего кафедру Варлаама. Д. поддерживал Василия III во многих щекотливых политических мероприятиях, не брезгуя никакими средствами. В мае 1523 г. он помог Василию III заманить в Москву и схватить его врага — северского князя Василия Шемячича. В 1525 г Д. помог великому князю устроить неканонический развод с бесплодной Соломонией Сабуровой. Следуя традициям Иосифа Волоцкого, Д. ревностно защищал право монастырей владеть вотчинами. Он был инициатором церковных соборов 1525 и 1531 гг., осудивших Максима Грека и Вассиана Патрикеева Политические противники очень резко оценивали деятельность Д. Едкую характеристику ему дал С. Герберштейн — посол императора Священной Римской империи. По его словам, Д. был “приблизительно 30 лет от роду, человек крепкого и тучного сложения с красным лицом” (Герберштейн С. Записки о московитских делах.—СПб., 1908—С. 41). Герберштейн рассказывает далее, что митрополит окуривался серным дымом перед торжественными богослужениями, чтобы не казаться преданным более удовольствиям, чем аскетическим подвигам. После смерти Василия III, a в особенности после смерти его вдовы — Елены Глинской—положение Д. заметно ухудшилось, и в 1539 г. он был смещен боярской группировкой Шуйских; его заставили подписать грамоту, в которой он отрекался от митрополии по неспособности. Последние годы жизни Д. провел в Волоколамском монастыре. Д. был весьма плодовитым писателем. Исследователи атрибутируют ему 16 “слов”, 18 посланий, поучение и окружное послание, помимо сочинений административного характера, В. Г. Дружинин обнаружил, помимо названных, еще 26 посланий и поучений Д., но о принадлежности ему этих и иных сочинений нет единого мнения. Слова и поучения Д посвящены животрепещущим проблемам общественной жизни его времени. Он обличает догматические заблуждения еретиков, внушает мысль о божественном происхождении власти великого князя, призывает судей и правителей быть праведными, не брать мзды, доказывает преимущества общежительных монастырей Д. — талантливый сатирик, с тонкой наблюдательностью изобразивший дурные нравы различных сословий Московского государства; в бытовых сценках, которые рисует Д., он использует живой разговорный язык. Большая часть посланий Д. носит нравоучительный характер. Упорядочению монастырской жизни посвящены послания в Иосифо-Волоколамский, Владимирский Волосов и Владычен Введенский монастыри. Послания Д. адресованы лицам различного общественного положения: старцу Дионисию Звенигородскому, Досифею — епископу Сарскому и Подонскому, князю Юрию Ивановичу Дмитровскому и др. В своих произведениях Д проявил себя очень начитанным книжником. Каждую мысль он иллюстрирует огромным количеством цитат из Писания и сочинений отцов церкви. Ему были хорошо известны как переводные (патерики, “Александрия”, хроники), так и славянские (“Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, летописи) произведения. В своем творчестве Д. использовал также сочинения своих современников — переводы Максима Грека, “Просветитель” Иосифа Волоцкого. Д. принимал активное участие в культурной жизни своего времени. Б. М. Клосс убедительно доказал непосредственное участие Д. в составлении Летописи Никоновской; в тех же кругах, что и Никоновская летопись, возникла, по мнению Клосса, и так называемая Западнорусская редакция хронографа (см Хронограф Русский). Под наблюдением Д. занимался переводами Максим Грек. В митрополичьей канцелярии под руководством Д. редактировалась Иоасафовская летопись и Сводная Кормчая, составлялись формуляры митрополичьих посланий, систематизировались копии земельных актов московского митрополичьего дома. Клосс выявил многочисленные рукописи, которые Д. частично переписал или отредактировал. Сочинения митрополита Д. пользовались широкой популярностью. Основной корпус их сохранился в значительном количестве списков. Изд.: Ж м а к и н В. Митрополит Даниил и его сочинения — М , 1881. Дружинин В. Г. Несколько неизвестных литературных памятников из сборника XVI в //ЛЗАК—СПб. 1909—Вып 21.—С 36—38,45—106, 113—114, Поучение Даниила, митрополита всея Руси / Подг. текста, перевод и комм Н В Понырко // ПЛДР- Конец XV—первая половина XVI века—М, 1984— С. 520—533, 749—750 Лит.: Клосс Б М; 1) Митрополит Даниил и Никоновская летопись // ТОДРЛ — 1974 — Т 28—С 188—201; 2) Никоновский свод и русские летописи XVI—XVII вв.— М., 1980. Б у л а н и н Д. М. Даниил // Словарь книжников — Вып 2, ч 1.—С. 182—185. Д. М. Буланин
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996