(урожд. Лукина) [14 (26).5.1869 (в нек-рых источ. 1872), Киев — 1929, Москва] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано) и камерная певица. Род. в семье музыканта-виолончелиста. В 1884 окончила Киев. гимназию. В 1885—91 обучалась пению в Моск. конс. (кл. Дж. Гальвани и Э. Тальябуэ; по гармонии — У А. Аренского, ф-п. — У А. Гедике, оперной подготовке — у В. Сафонова). В 1893—1928 выступала в моск. Большом т-ре. Будучи артисткой этого т-ра, продолжала заниматься пением у У. Мазетти, оперные партии готовила под рук. Э. Павловской. Особым успехом пользовалась в характерных партиях.
1-я исп. в Большом т-ре партий: Лауры ("Иоланта"), Степаниды Матуты ("Псковитянка", 3-я ред.), Царского отрока ("Снегурочка"), Тани ("Дубровский"), Серафины ("Федул с детьми"), Гельмвиги ("Валькирия"). Др. партии: Княгиня и Ольга ("Русалка" А. Даргомыжского), Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Настя ("Забава Путятишна"), Татьяна, Прилепа; Церлина ("Дон Жуан"), Маргарита ("Фауст"), Джульетта и Стефано ("Ромео и Джульетта"), Елена и Роза ("Лакме"), Софья ("Галька"), Педро ("Дон Кихот"), Паж Урбан, Маргарита Валуа, Паж Оскар, Стелла, Микаэла, Ортлинда. Партнеры: С. Власов, Л. Донской, Е. Катульская, Б. Корсов, Г. Пирогов, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, Э. Направника, С. Рахманинова, Н. Федорова.
Часто и с большим успехом выступала в концертах в Москве, Петербурге и др. городах России.
Талант певицы высоко ценили А. Нежданова и Л. Собинов.
Лит.: К юбилею г-жи Данильченко // Театр. 1913. № 1263. С. 6; Россия в ее прошлом и настоящем (1613—1913). — М.: Саблин, 1914. Т. 1. С. 30; Некролог // Рабис. 1929. № 47. С. 20.