род. 8.11.1904, Петербург) - танцовщица, педагог. Д. рано, еще в младенчестве, потеряла родителей, воспитывалась бабушкой, после ее смерти - крестной матерью, а затем Л.Готовцевой, которая смогла дать девочке хорошее образование и первой обратила внимание на ее хореографическую одаренность. В 1911-20 Д. училась на балетном отделении Петербургского (Петроградского) театрального училища (педагоги О.Преображенская и А.Ваганова). На выпускном вечере танцевала pas de deux из балета «Сильвия» Л.Делиба. По окончании была определена в кордебалет Петроградского театра оперы и балета (быв. Мариинский), но вскоре ей были поручены сольные партии: исполнила вариацию «Мольба» в балете «Коппелия» Делиба, а вслед затем Беренику («Египетские ночи» А.Аренского), Повелительницу дриад («Дон Кихот» Л.Минкуса), Принцессу Флорину и Фею Сирени («Спящая красавица» П.Чайковского), Мирту («Жизель» А.Адана) и др. Невысокая, чуть выше среднего роста, хорошо сложенная, юная танцовщица привлекла внимание критиков, которые отмечали, что «из Даниловой вырабатывается первоклассная классическая танцовщица. Ее искусство овеяно шармом благородного изящества... Не обладая природной элевацией, артистка моментами достигает иллюзии превосходной легкости..., в сфере партерного танца у нее изумительная четкость и незаурядная устойчивость в движениях». Уже тогда Д.
интересовал не только академический репертуар. В 1922, увлеченная хореографическими замыслами своего соученика и партнера Г.Баланчивадзе (впоследствии Дж.Баланчин), она - активная участница группы «Молодой балет» (исполняла хореографическую миниатюру «Поэма» на муз, З.Фибиха и др.). В 1923 Д. - солистка в экспериментальной работе Ф.Лопухова - танцсимфонии «Величие мироздания» (эпизод «Тепловая энергия»), ав 1924 станцевала заглавную партию в его «Жар-Птице». Встреча с Лопуховым (в то время художественным руководителем балетной труппы Петроградского театра оперы и балета) стала для Д. важной вехой в жизни. По ее собственному признанию, именно Лопухов пробудил в ней жажду знаний, помог осознать важность создания сценического образа.
Осенью 1924 Д. должна была танцевать Китри («Дон Кихот»), но летом в составе небольшого гастрольного коллектива из числа участников «Молодого балета» (Баланчивадзе, Т.Жевержеева, Н.Ефимов и др.) уехала на гастроли по городам Германии и Англии и уже не вернулась на родину. В своих воспоминаниях она писала, что «не собиралась покидать [Россию] навсегда, но хотела видеть мир, увидеть то, что лежало за ее пределами». В Лондоне была приглашена С.Дягилевым в труппу «Русский балет». Здесь брала уроки у Э.Чекетти штатного педагога труппы.
Первая сольная партия - комаринская в «Русских сказках» Л.Мясина (комп.А.Лядов). В 1926 станцевала Одетту-Одиллию в сокращенном варианте «Лебединого озера» и, после ухода В.Немчиновой, заняла место ведущей солистки труппы. Ее партнерами в «Русском балете» в разные годы были Баланчин, Мясин, С.Лафарь, А,Долин.Д. танцевала в балетах разных по своему художественному почерку балетмейстеров: М.Фокина (Жар-птица в одноименном балете И.Стравинского, Кьярина и Коломбина в «Карнавале» на муз.Р.Шумана, Девушка в «Видении Розы» на муз.К.Вебера, Балерина в «Петрушке» Стравинского); Б.Нижинской (сольная партия в «Ланях» Ф.Пуленка, Диана в «Вариациях» на муз.
Л.Бетховена); Мясина (солистка в премьере балета «Стальной скок» С.Прокофьева, Муза в «Зефире и Флоре» В.Дукельского, Снегурочка в «Полуночном солнце» на муз, Н.РимскогоКорсакова, главные партии в «Оде» на муз, Н.Набокова, «Чимарозиане» на муз.Д.Чимарозы в оркестровке О.Респиги, «Волшебной лавке» на муз. Дж.Россини в оркестровке и аранжировке Респиги, «Треуголке» М. де Фальи); Баланчина, с которым ее связывали в 1925-28 близкие отношения (была первой исполнительницей партий в его балетах «Барабо» В.Риети - 1925, «Пастораль» Ж.Орика, Сказочная королева в пантомиме «Триумф Нептуна» Дж.Бернерса, главная партия в «Чертике из табакерки» Э.Сати - все три 1926; Терпсихора в «Аполлоне Мусагете» Стравинского - 1928; Служанка в «Богах-попрошайках» на муз. Г.Генделя - 1929; танцы в опере «Турандот» Дж.Пуччини, постановка Оперного театра Монте-Карло).
Последняя партия, исполненная Д. в «Русском балете» Дягилева - Аврора в «Свадьбе Авроры» (Лондон, 1929).
Три сезона после смерти Дягилева (1929) - трудное время для Д. Она не имела постоянной работы, кроме случайных и редких приглашений различных, в основном, французских трупп (в том числе солистка балета Оперного театра Монте-Карло, в 1931 танцевала в лондонском театре «Alhambra» в оперетте «Венские вальсы» И.Штрауса). Однако она продолжала совершенствовать свое мастерство (с известным педагогом Л.Егоровой). Ее упорство было вознаграждено, ив 1933 (до 1937, кроме сезона 1934, когда Д. танцевала в оперетте «Большой вальс» в нью-йоркском «City Center») она - балерина в «Ballet Russe de Monte Carlo», после раздела которого в 1936 осталась в «Ballet de Monte Carlo» под дирекцией Р.Блюма, выступая в своих прежних ролях и с особым успехом в деми-характерных партиях в балетах Мясина, который высоко ценил комедийное дарование Д,, сверкающую виртуозность ее танца: в партии Уличной танцовщицы («Волшебная лавка») и в одной из самых любимых и блестящих своих ролей Продавщицы перчаток («Парижское веселье» на муз.Ж.Оффенбаха). В 1933 Мясин создал для Д. сольную партию в балете «Хореартиум» на музыку И.Брамса.
В 1938-51 Д. - прима-балерина в труппе «Ballet Russe de Monte Carlo» под руководством С.Денема. Во время войны 1939-45 гастролировала вместе с труппой в США и решила остаться там (в 1946 получила американское гражданство). Мясин, бывший главным балетмейстером труппы, создал для нее в 1939 главную партию в «Испанском каприччио» на музыку Римского-Корсакова (балет снят в Голливуде под названием «Испанская фиеста», 1941), в 1940 - чеканно-виртуозную вариацию в дивертисменте «Вена 1814» (на муз. Бебера), в 1941- партию Девушки в «Саратоге» Я.Вайнбергера. В этих балетах Мясин выступал вместе с ней.
В 1939 английский балетмейстер Ф.Аштон поставил для Д. «Забавы дьявола» («Праздник дьявола» на муз.Н.Паганини в аранжировке В.Томмазини). Д. танцевала также классические партии: Одетту-Одиллию в «Лебедином озере», Аврору в «Спящей красавице», Раймонду (3-й акт, который поставила совм. с Баланчиным). С тех пор творческие контакты с Баланчиным не прерывались до самой смерти балетмейстера в 1983. Для нее Баланчин поставил «Концертные танцы» (комп, Стравинский), новую версию «Моцартианы» (вариации Чайковского на темы В.А.Моцарта), партию Сомнамбулы в балете «Ночная тень» (на муз.В.Беллини в аранжировке В.Томмазини), которая, по признанию самой балерины, стала одной из ключевых для нее. Создала также партию Весны в «Снегурочке» (на муз. Римского-Корсакова) и главную партию в «Концерте Шопена» - обе поставлены Б.Нижинской. Этот период - вершина карьеры Д., ставшей одной из наиболее популярных и знаменитых танцовщиц своего времени.
Все достоинства артистки, отмеченные еще в пору ее выступлений в России, выкристаллизовались в совершенную форму. Ее внешние данные - великолепная осанка, грация и прекрасной формы ноги, изящная посадка головы, ее неотразимый шарм и блеск, элегантность и блистательная техника, чистота русского академизма и безукоризненный вкус, чувство стиля и полная самоотдача на сцене - снискали ей любовь публики и почитание критиков.Д. пользовалась заслуженной славой и как носительница академических традиций русской школы, и как исполнительница наиболее известных произведений новой хореографии.Д.
покоряла зрителей женственностью и величавостью в Одетте, тонким чувством комедии в Сванильде, искрящимся весельем в Уличной танцовщице, элегантностью в Авроре, В 1949 Д. вместе со своим постоянным партнером Ф.франклином выступала в Лондоне в «Sadlers Wells Ballet» (в «Жизели», «Коппелии», «Волшебной лавке»), В 1951 она покинула «Ballet Russe de Monte Carlo», в последний раз выступив в «Парижском веселье». В 1952 и 1955 танцевала в лондонском «Festival Ballet», где З.Зорин в расчете на ее дарование поставил комедийный балет «Мадмуазель Фифи». В 1952-54 выступала в труппе М.Словенской-Ф.Франклина, в 1954 сформировала собственную маленькую (из 4-х человек) труппу «Великие мгновения балета», ставя своей целью посещение тех городков, до которых не добирались более крупные коллективы, В репертуаре - pas de deux и вариации из классических балетов и постановок Баланчина. С этой труппой она объездила США, Канаду, Латинскую Америку, Филиппины и др.
страны, закончив выступления в Токио в 1957. В 1957 танцевала в «Ballet Russe de Monte Carlo» в Нью-Йорке. Ее последнее выступление в качестве классической танцовщицы состоялось на сцене «Metropolitan Opera» в 1959.
После ухода со сцены деятельность Д. весьма разнообразна: она выступала в бродвейских постановках мюзиклов; впервые - в «Норвежских песнях» (1944, пост. Баланчина), затем «О, капитан!» (1958), ставила танцы и балетные сцены в оперных спектаклях «Metropolitan Opera» («Джоконда» А.Понкьелли, «Борис Годунов» М,Мусоргского, «Цыганский барон» Оффенбаха и др.). В 1971 еще раз появилась на балетной сцене в пантомимной роли Королевы («Свадьба Авроры» в Лондонском театре «Coliseum»), произведя невиданный фурор. Снялась в драматической роли в художественном фильме «Точка возврата» (1976), ездила по США с лекциями о русском балете. Но основной сферой приложения ее сил стала педагогическая деятельность. Сначала (с 1958)-в частной студии Ф.Ленского (Нью-Йорк), позже по приглашению Баланчина начала вести занятия по изучению классических вариаций в Школе «American Ballet».
С 1964 там же преподавала классический танец, ставила с учащимися фрагменты из классических русских балетов. Воспитанница петербургской академической школы, Д. как танцовщица и в эмиграции продолжала совершенствовать свое мастерство в тех же традициях у Чекетти, Н.Легата, Егоровой, Преображенской, М.Кшесинской. И их опыт лег в основу ее собственной методы преподавания, Легендарная балерина, одна из блистательнейших звезд балета XX в., Д, прививала традиции русской школы американскому балету. Требуя чистоты, тщательности отделки и завершенности исполнения, она учила вместе с тем не форсировать движение, стремясь к мягкости и кантиле танца, а в классе по изучению наследия обращая особое внимание на стиль и манеру, побуждая своих учеников к расширению культурного кругозора. В 1989 решила отойти от преподавательской деятельности, но продолжала работать репетитором.
Еще в 1946 Д. занялась постановочной работой, перенося на сцены западных театров классические русские балеты: впервые вместе с Баланчиным «Раймонду» в «Ballet Russe de Monte Carlo», затем там же «Пахиту» (1949), в 1961 - «Коппелию» в «La Scala» (Милан), в 1972- «Шопениану», в 1974 - «Коппелию» (с Баланчиным) - оба в «New York City Ballet», в 1975 - «Павильон Армиды» для вечера в честь В.Нижинского в Гамбурге, в 1976- 2-й акт «Лебединого озера» в Гамбурге для спектакля Дж.Ноймайера и др.
В 1989 президент США Дж.Буш вручил ей медаль Центра Кеннеди за совершенство в танцевальном искусстве. В 1991 Американская Ассоциация балетных критиков устроила цикл семинаров, посвященных творчеству Д.
О ней создан фильм «Размышление балерины. Александра Данилова, прима-балерина assoluta». Д. - автор мемуаров («Choura. Memoire of Alexandra Danilova». New York, 1986).