ДАНТЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Данте
Алшьери (итал. Dante Alighieri) (1265 1321), выдающийся итал. поэт. Соглашаясь с церковной картиной мира средневековья. Д., однако, отстаивал приоригег светской власти в борьбе между империей и церковью. Наряду с Петраркой и Боккаччо способствовал развитию итал. разговорною языка («De vulgan cloquentia». 1305). Ею творения опираются как на ашичный, так и на Ср.-век. фундамент. Это нашло отражение в поэтич. («La vita nuovo») и философских произведениях Д. («Il convivio», не опубликовано; «Божественная комедия», 1307 1321). Д. неоднократно возвращался к богатству духовного мира агпичности. Он чтил Гомера, Аристгеля, Вергилия, Горация, Овидия, Лукана и Стация. Их идеи и образы наряду с идеями Ср.-век. философов и мистиков лет ли в основу просвещ. христианского гуманизма Д., имевшего целью достигнуть универсальности и реализма.

Источник: Словарь античности. 1989

ДАНТЕ
Алигьери (Dante Alighieri) (май 1265 - 14. IX. 1321) - итал. поэт, провозвестник Возрождения. Род. во Флоренции, в семье дворянского происхождения, но близкой к пополанам. Активный участник политич. жизни Флоренции, в июне - авг. 1300 был избран в состав приората. В борьбе между "белыми" и "черными" гвельфами примыкал к радикальному крылу пополанской партии "белых". Когда победили нобили - "черные", Д., находившийся в то время в Риме, был заочно приговорен в марте 1302 к сожжению; до конца жизни обречен на скитания как политич. эмигрант. Умер и похоронен в Равенне. Начав творч. путь с "Новой жизни" ("Vita nuova", ок. 1292) - книги стихов и прозы, вдохновленной юношеской любовью к Беатриче Портинари и полной утонченного психологизма, Д. создал в изгнании ряд произв., среди к-рых: незаконч. трактат "О народной речи" ("De vulgari eloquentia") - первый труд по сравнит, романской филологии и поэтике; обширный, но тоже незаконч. филос. трактат "Пир" ("Il convivio") - яркий манифест раннебурж. морали, утверждавший, вопреки сословным, феод. нормам, самоценность человеч. личности (обе работы созданы в период между 1304-10); трактат "О монархии" ("De Monarchia", ок. 1313), важный для истории итал. политич. мысли; наконец, величайшее поэтич. творение Д. - "Комедия", назв. в 14 в. "Божественной" ("La Divina Commedia", ок. 1307-21). В творчестве Д. нашли отражение все важнейшие социально- политич. проблемы его эпохи. Д. мечтал о гос. объединении Италии под эгидой нац. монархии, о прекращении междоусобных войн и гражд. раздоров, об уничтожении светской власти папства. Д. связывает с объединением и надежды на социальное обновление страны. Но внутри Италии не было силы, способной осуществить объединение; отсутствовала нац. династия. Поэтому идеи Д. отливаются в форму "всемирной монархии". Поэт обращает взоры к "Священной Римской империи", мечтая о превращении ее в мировую державу с центром в Италии, и горячо поддерживает в 1310-13 герм. имп. Генриха VII. Д. уловил действительные и глубокие потребности ист. развития страны. Однако предложенные им практич. решения были - и в этом трагич. противоречие - утопичны и даже реакционны. В мировоззрении поэта отразились противоположные тенденции, сказались интересы разных социальных слоев, но прежде всего Д. - идеолог пополанской коммуны. Оставаясь искренно верующим католиком, Д. яростно обрушивается на рим. церковь и требует ее полной перестройки. Провозглашая свободу чувств, пытливость ума, жажду познания мира и стремление к личной славе, Д. переступал рамки аскетич. морали и наносил удар ср.-век. католич. мировоззрению. Творчество Д., весь строй его чувств и мыслей, несмотря на силу ср.-век. инерции, явились непосредств. кануном и провозвестием Возрождения.

Соч.: Opera omnia, v. 1-2, Lpz., 1921; Рус. пер. - Божеств. комедия, М., 1961; Новая жизнь, М.-Л., 1934; О нар. речи, П., 1922.

Лит.: Дживилегов А. К., Данте Алигиери. Жизнь и творчество, 2 изд., М., 1946; Баткин Л. М., Утопия всемирной монархии у Данте, сб. "Ср. века", М., 1958, в. 11; Villari P., Il "De Monarchia" di Dante Alighieri, Roma, 1911; Zingarelli N., La vita, i tempi e le opere di Dante, Mil., 1931; Barbi M., Dante: vita, opere е fortuna, Firenze, 1933; Vallone A., La critica dantesca contemporanea, Pisa, 1953; Davis Ch., Dante and the idea of Rome, L., 1957; Scartazzini G. A., Enciclopedia Dantesca, v. 1-3, Mil., 1896-1905.

Л. M. Баткин. Харьков.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ДАНТЕ
полное имя – Алигьери Данте (Dante Alighieri) (1265, Флоренция – 1321, Равенна), итальянский поэт, мыслитель. Будучи потомком древнего рода, с детства воспитывался на памятниках как христианской, так и классической античной литературы, что нашло отражение в его творчестве. Под влиянием тосканской школы поэтов «нового сладостного стиля» и отчасти провансальских трубадуров с их концепцией «куртуазной любви» начал сочинять сонеты. В 1292 г. написал книгу «Новая жизнь», в которой стихи перемежались прозаическими комментариями и рассуждениями на темы любви и поэзии. В книге изложил историю своей безответной любви к некоей молодой и благородной особе по имени Беатриче и представил ее в образе идеальной дамы. Дантову Беатриче как предмет высокой любви обычно соотносят с реальной женщиной – Беатриче Портинари, однако не исключено, что ее образ мог являться всего лишь философской метафорой мудрости или поэзии.
В 1290-х гг. поэт активно участвовал в общественной жизни Флоренции и в результате поражения политической партии гвельфов, в которой он состоял, в 1302 г. был вынужден навсегда покинуть родину. Скитаясь по городам Италии, живя при дворах ее северных герцогов, писатель создал ряд ученых трудов и поэтических произведений.
Незавершенным остался стихотворно-прозаический трактат «Пир» (1304–07), который Данте намеревался составить из канцон и объясняющего их аллегорический смысл комментария и в котором впервые появляется идея создания общеитальянского литературного языка. В трактате «О народном красноречии» (1304–07) автор выступил в защиту родного языка, утверждая, что именно язык итальянской куртуазной лирики должен стать нац. литературным языком – и тем самым способствовать объединению нации. В трактате «О монархии» (1313) развивал идею необходимости объединения Италии, но настаивал на том, что объединенной страной должен управлять не Папа, а светский властитель император, как это было во времена античного Рима. Оба последних ученых труда написаны на латыни, как и сохранившиеся письма писателя, посвященные личным и политическим вопросам. Существуют также разрозненные стихи – и флорентийского периода, и «периода изгнания» (сонеты, канцоны и др.), – которые сам поэт не планировал включать в какую-либо книгу.
Вершиной творчества поэта-философа стала поэма «Божественная комедия», которую автор завершил незадолго до смерти, в 1321 г., а начал писать, как предполагают, в 1307 г., прервав работу над трактатами «Пир» и «О народном красноречии». Сам Данте именовал свое произведение «Комедией». Эпитет «божественная» впервые появился в венецианском издании 1555 г. как напоминание о том, что Дж. Боккаччо, первый биограф и комментатор поэта, при чтении публичных лекций о творчестве Данте назвал его «божественным поэтом». Поэму отличает формальное совершенство, всю ее структуру пронизывает симметрия. Текст «Комедии» разделен на три крупные части – кантики, различающиеся местом действия («Ад», «Чистилище», «Рай»); каждая из частей – на 33 приблизительно равные по объему песни (сумма песен всех трех кантик вкупе с песней-прологом – 100); наконец, каждая песня написана особыми трехстишиями с цепной рифмовкой – терцинами. В «Комедии» автор представил сюжет-аллегорию о путешествии души от низкого к высокому, от земного – к небесному, от мрака греховных заблуждений – к свету философских истин. Превратив себя в персонажа собственной поэмы, Данте изобразил путешествие через 27 частей загробного мира (девять кругов Ада, девять кругов Чистилища, девять небес Рая) к Эмпирею – высшей небесной точке, при достижении которой человека ожидает духовное озарение. Проводниками Данте-персонажа по этим пространствам оказались его предшественник Вергилий, любимая Беатриче и святой Бернард Клервоский, чьи образы были призваны символизировать величие нац. поэзии, благородную любовь и чистую созерцательность – три вещи, наиболее ценимые Данте и ведущие его по жизненному пути.
В рус. литературе структура «Комедии» повлияла на первоначальный план «Евгения Онегина» А. С. Пушкина и на композицию «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. Аллюзией на содержание ее первой кантики является роман А. И. Солженицына «В круге первом».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Античные традиции в политической теории Данте

Беляев В.В.
Читать PDF
0.00 байт

«Божественная комедия» Данте Алигьери в архитектурных проектах Италии 1930-х гг. : Рисорджименто и ф

Емельянова Ирина Борисовна
Автор анализирует возникновение феномена монументализации фигуры итальянского поэта Данте Алигьери, имевшее место в XIX-XX вв.
Читать PDF
0.00 байт

Владимир Соловьев и Данте: проблема христианской Империи

Г. Флоровский
Читать PDF
0.00 байт

Характеристика света и цвета в «Божественной комедии» Данте

Прохоренкова Светлана Александровна
Дан анализ световых и цветовых явлений в «Божественной комедии» Данте Алигьери и представлено воздействие поэмы на формирование световых и цветовых представлений в философии и изобразительном искусстве Высокого Возрождения
Читать PDF
0.00 байт

Гюстав Доре - художник книги: иллюстрации к поэме «Божественная комедия» Данте Алигьери. «Ад» - траг

Челбогашева Ольга Сергеевна
Статья посвящена проблеме интерпретации литературной идеи «Ада» первой части «Божественной комедии» Данте Алигьери (1265-1321) в иллюстративной серии французского гравера, живописца и мастера искусства книги XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Влияние Данте на концепцию иконографии Страшного cуда

Томачинский Симеон
В статье исследуется история появления чистилища в иконографической концепции Страшного суда и рассматривается влияние «Божественной комедии» Данте на иконографию загробного мира.
Читать PDF
0.00 байт

Врата Ада: Роден, Данте, Гиберти и литературность замысла

Козлова Светлана Израилевна
В статье рассматривается художественная концепция «Врат Ада», над которыми Роден работал в период с 1880 по 1917 год.
Читать PDF
0.00 байт

Еще раз о Данте в философском отношении

Перетятькин Г. Ф.
В статье рассмотрена культурно-историческая связь творчества Данте, Шеллинга и Гегеля, и, прежде всего, перекличка идей «Феноменологии духа» и «Божественной комедии», что позволило уяснить метафору, концепт и понятие как фазы прод
Читать PDF
0.00 байт

Еще раз о Данте в философском отношении

Перетятькин Г.Ф.
В статье рассмотрена культурно-историческая связь творчества Данте, Шеллинга и Гегеля, и, прежде всего, перекличка идей «Божественной комедии» и «Феноменологии духа».
Читать PDF
0.00 байт

«Божественная комедия» Данте Алигьери как начало ренессансного самосозидания человеческой души

Пукшанская Инга Павловна
В статье анализируется сочинение Данте Алигьери «Божественная комедия» как начало ренессансного формирования человеческой души.
Читать PDF
0.00 байт

Исторические реминисценции к философской космологии Данте

Александров Л.Г.
Читать PDF
0.00 байт

Сумма о «Флорентинце и безвинном изгнаннике» или размышления над книгой «Данте Алигьери: pro et cont

Фуртай Франциска Викторовна
Современная ситуация такова, что невозможно представить ни одну культуру вне взаимодействия с другими.
Читать PDF
0.00 байт

Дискуссия о «Божественной Комедии» Данте в контексте теорий поэзии эпохи Чинквеченто

Лозинская Евгения Валентиновна
Дискуссия о «Божественной комедии» Данте, развернувшаяся во второй половине XVI в.
Читать PDF
0.00 байт

Роль «Божественной комедии» Данте в структуре романа Л. М. Леонова «Пирамида»

Василевская Юлия Леонидовна
В статье рассматривается малоисследованный до сих пор вопрос о влиянии на роман Л. Леонова «Пирамида» «Божественной комедии» Данте Алигьери.
Читать PDF
0.00 байт

Соподчиненность порыва и текста (идеи А. Бергсона в "Разговоре о Данте" О. Мандельштама)

Пак Сун Юн
Статья посвящена кругу проблем, связанных с рецепцией философии А. Бергсона в России. На примере анализа эссе «Разговор о Данте» рассмотрен ряд концептуальных положений «органицизма», под знаком которых формировалась поэтика О.

Похожие термины:

  • Данте Алигьери

    умер.1321) - первый и крупнейший представитель Дученто, поэт с сильным теологическим и философским уклоном. Противник папы Бонифация VIII и сторонник сильной императорской власти. В своей "Божественно
  • ДОМИНГЕС РОДРИГЕС ДАНТЕ

    Аргентинский гитарист–концертант. Родился в Буэнос–Айресе 8 мая 1912 года. Занимался у известного маэстро Леона Висенте Гаскона, под руководством которого достиг мастерства исполнения, выделяюще
  • ПУЧЧИ ДАНТЕ

    Итальянский гитарист и композитор. Выпустил в миланском музыкальном журнале “Плектр” в марте 1923 года сочинение под названием “Сон любви”.