Даосизм

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Даосизм
учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в VI – V вв. до н.э. Основоположником считается Лао-Цзы – древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ДАОСИЗМ
1) Философский Д. возник в 6 — 5 вв. до н.э. Его основоположником счит. Лао-цзы, а гл. лит. памятником — кн. «Дао-дэ-цзин». Согл. Д., реальный мир и жизнь людей в обществе подчинены определен. естеств. пути дао, означающ. всеобщий закон движения и изменения мира. 2) Одна из религий Китая. Основателем религиозн. Д. счит. Чжан-Дао-лин (1 в. н.э.).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Даосизм
китайское - дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тыс. до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н.э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан Дао цзан - свод литературы даосизма. Цель приверженцев даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.

Источник: Исторический словарь

ДАОСИЗМ
философское учение а Китае в IV— III вв. до н. э., на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. В религии Д. складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей — Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, Д. становится государственной религией. Для Д. характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, мистики.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Даосизм
Даосизм (Taoism), наряду с конфуцианством (Конфуций) одна из осн. кит. религ.-филос. школ. Один из основателей — Лао-цзы (6 в. до н.э.). Осн. понятие — дао, к-рое метафизически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Цель адептов Д.—достичь гармонии с дао, первоосновой мира, и посредством алхимии и психофиз. упражнений обрести бессмертие. Позже Д. повлиял на возникновение даосской религии с ее многочисл. пантеоном божеств во главе с Нефритовым императором. Появились даосские монастыри и священнослужители. Д., содержащий элементы мистики, приписывал себе магическую силу, вдохновлял тайные бунтарские секты и движения, напр, восстание «желтых повязок» в эпоху Хань. Алхимики-даосисты пытались превратить киноварь в золото, открыли магнетизм и способ изготовления пороха. На Д. оказал большое влияние буддизм, со временем стал неотъемлемым элементом верований нек-рых буд. сект. Временами власти покровительствовали Д.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Даосизм
религиозно-философское течение в Китае в 4 – 3 в.в. до н.э., на основе которого во 2-м в. н.э. складывается религия, получившая то же название. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, «матерью всех вещей». Это некий естественный путь, по которому должен следовать окружающий мир и все люди. В философии даосизма проявляются элементы материализма и стихийной диалектики. В религии даосизма естественные процессы получают
мистическое толкование, складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале 5 в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, он становится государственной религией. Для даосизма характерно эклектическое сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравственного самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, включающую диету, систему физических упражнений и др. Даосизм давно утратил прежние позиции, уступив их другим религиям, получившим распространение в Китае. См. Религия.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ДАОСИЗМ
(кит. «дао» — путь) — философское и религиозное учение, возникшее в Древнем Китае в VI–V вв. до н.э. Его основателем считается полуле-гендарная личность, старший современник Конфуция, мудрец Лао-Цзы, хотя величайшим мыслителем являет-ся Чжуан-Цзы. Важнейшие принципы даосизма изложены в трактате «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Центральным понятием является «дао» — путь. Это глубоко диалектичное понятие, подлинное начало мира, сущность которого — небытие. Поэтому все, что нас окружает, не более чем видимость, возникшее лишь на мгновение, чтобы затем вновь раствориться в бесконечном дао. Нет смысла дорожить знатностью, богатством, славой. Все это не имеет ценности перед лицом жизни и смерти. Поэтому совершенно мудрый человек (идеал даосизма) должен освободиться от при-вязанностей и обрести гармонию бытия. Она содер-жится в дао — пути единой жизни, пронизывающей вое сущее и принимающей самые разные формы. Способом жизни, методом слияния с дао является недеяние (у-вэй). Это не пассивная созерцательность, а полное слияние с естественным ходом вещей, что предусматривает, в том числе, и «пустоту сердца», которое долж-но стать подобным чистому зеркалу, незамутненному страстями и отражающим гармонию дао. Постепенно философское учение стало превращаться в религию (II–III вв. н.э.), в которой тождество с дао все чаще ин-терпретировалось как телесное бессмертие. Это приводило к интенсивным алхимическим поискам. Таким образом, даосизм основывался на мистическом и иррациональном, всегда притягивавшем человека.
Практичность китайской культуры не позволила остаться даосизму лишь теорией. Он лежал в основе не только алхимических поисков, но и политической практики, боевых искусств, а также — в основе китайского искусства (прежде всего, каллиграфии, живописи и поэзии). Эти три вида искусства существуют в Китае в син-кретическом единстве — китайский художник часто до-полнял картину стихами, каллиграфическое написание которых было органической частью его работы. Все живописные жанры (особенно, пейзаж, «цветы и птицы») отражают основные космологические принципы даосизма. Единое — мир — реализуется через единственное — дерево, цветок. В самом малом можно и нужно увидеть грандиозные контуры мироздания. Несмотря на солидный возраст, идеи даосизма живы и сегодня, органичной частью входя в китайскую культуру.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
4.87 мб

Конфуцианство, буддизм и даосизм в феодальном Вьетнаме

Зыонг Куок Куан
Рассмотрение в историческом контексте взаимоотношений конфуцианства, буддизма и даосизма показывает, что хотя они проникали во Вьетнам в одно и то же время в период китайского господства в 179 г. до н.э. 938 г. н.э.
Читать PDF
243.00 кб

Толстовство и даосизм

Лу Вэнья
В связи с интенсивным развитием экономики и формированием общества потребления насаждаются и распространяются представления о том, что ценность человеческой жизни определяется материальными благами и деньгами.
Читать PDF
684.48 кб

Религиозный туризм: Дао и даосизм в Китае

Рынковой Иван Владиславович
Статья посвящена проблеме религиозного туризма, в частности исследованию мистического опыта даосизма.
Читать PDF
218.27 кб

Даосизм как образ жизни

Ван Цзянь
В статье рассмотрены вопросы даосизма и его веянья в Китае. Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития.
Читать PDF
400.02 кб

Даосизм как фактор гармонизации современного китайского общества

Линь Хоу , Стремитская Алёна Александровна
Статья посвящена исследованию даосизма в условиях современного китайского общества, в котором, несмотря на технический прогресс, продолжает возрастать интерес к религии как богатому культурному наследию человечества.
Читать PDF
402.88 кб

Воспитание и духовное развитие в философско-религиозных системах Востока (буддизм, даосизм, конфуциа

Файнфельд Игорь Ананьевич, Шаповалова Ольга Евгеньевна, Серёжникова Раиса Кузьминична, Фишман Борис Ентильевич
В статье анализируются подходы к воспитанию человека в религиозно-философских системах Востока (Буддизм, Даосизм, Конфуцианство) согласно традициям их психокультур, а также в контексте теории и практики развития взаимодействия вос
Читать PDF
3.87 мб

Толстовство и даосизм

Вэнья Лу
В связи с интенсивным развитием экономики и формированием общества потребления насаждаются и распространяются представления о том, что ценность человеческой жизни определяется материальными благами и деньгами.
Читать PDF
513.23 кб

Даосизм и конфуцианство как альтернативные пути развития древнекитайского общества

Мархель Екатерина Юрьевна
Китайская культура и философия представляют интерес в современном мире.
Читать PDF
2.89 мб

То, над чем не властно время: конфуцианство и даосизм (сравнительный анализ)

Татаринов Александр Евгеньевич
В статье представлена сравнительная характеристика древних философских систем Китая – конфуцианства и даосизма: изложены сходства их безоговорочных истин, действительных и по сей день.
Читать PDF
1.26 мб

"ПРАВИЛЬНЫЙ РИТУАЛ СЕРДЦА НЕБЕС" (ТЯНЬ СИНЬ ЧЖЭН ФА): ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕИ МЕСТО В ДАОСИЗМЕ X-XIII В

Белая Ирина Витальевна, Зельницкий Александр Дмитриевич
Читать PDF
270.27 кб

Концепция «Инь-Ян» в даосизме как объяснение всеобщего единства и непрерывных перемен

Щеглова М.И., Лауер А.П.
Читать PDF
695.80 кб

ЦИГУН КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОДВИЖЕНИЯ ДАОСИЗМА В МАССЫ

Зубарева Е. Д., Мухаметзянов Р. Р.
В статье рассматривается тема роли религии в китайском обществе на со-временном этапе на примере практики цигун.
Читать PDF
0.00 байт

Семантика цвета в китайской и русской религиозной живописи XIV-XV веков (каноны даосизма и православ

Цао Юэ Цао Юэ
Цвет в религиозной живописи является наглядной частью, имеет аллегорическую функцию.
Читать PDF
490.77 кб

Сходства и различия конфуцианства, даосизма и буддизма

Пэн Лин
В статье рассматриваются три философско-религиозных направления Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.
Читать PDF
395.65 кб

Идеи буддизма и даосизма во вьетнамском конфуцианстве XVI-XVIII вв

Нгуен Ван Зыонг
На протяжении длительной истории вьетнамской нации три учения: конфуцианство, буддизм, даосизм в тесной взаимосвязи постепенно проникали в духовную и культурную жизнь вьетнамского народа.

Похожие термины:

  • Даосизм и буддизм

    Период распада Китая на две части (IV—VI вв.) ознаменовался в области религии широким распространением даосизма и буддизма. Даосизм ( Дао — обозначение основного понятия даоской философии, буквальн