учение о дао, или «пути» (вещей), возникло в Китае в VI – V вв. до н.э. Основоположником считается Лао-Цзы – древнекитайский философ, призывавший следовать природе, жить естественной жизнью.
Даосизм
Даосизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ДАОСИЗМ
1) Философский Д. возник в 6 — 5 вв. до н.э. Его основоположником счит. Лао-цзы, а гл. лит. памятником — кн. «Дао-дэ-цзин». Согл. Д., реальный мир и жизнь людей в обществе подчинены определен. естеств. пути дао, означающ. всеобщий закон движения и изменения мира. 2) Одна из религий Китая. Основателем религиозн. Д. счит. Чжан-Дао-лин (1 в. н.э.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Даосизм
китайское - дао цзя или дао цзяо) - китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в середине 1-го тыс. до н.э. на основе верований шаманского характера. Философии даосизма присущи натурализм, начатки примитивной диалектики и элементы религиозной мистики. Основные представители - Лао-цзы, Чжуан-цзы. В начале н.э. даосизм оформился в развитую религию. К 12 в. создан Дао цзан - свод литературы даосизма. Цель приверженцев даосизма - достичь единства с первоосновой мира - дао и посредством алхимии и психофизических упражнений обрести бессмертие.
Источник: Исторический словарь
ДАОСИЗМ
философское учение а Китае в IV— III вв. до н. э., на основе которого во II в. н. э. складывается религия того же названия. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия. В религии Д. складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей — Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале V в. оформляется вероучение и ритуал, Д. становится государственной религией. Для Д. характерно сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, мистики.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Даосизм
Даосизм (Taoism), наряду с конфуцианством (Конфуций) одна из осн. кит. религ.-филос. школ. Один из основателей — Лао-цзы (6 в. до н.э.). Осн. понятие — дао, к-рое метафизически уподобляется воде (податливость и неодолимость). Цель адептов Д.—достичь гармонии с дао, первоосновой мира, и посредством алхимии и психофиз. упражнений обрести бессмертие. Позже Д. повлиял на возникновение даосской религии с ее многочисл. пантеоном божеств во главе с Нефритовым императором. Появились даосские монастыри и священнослужители. Д., содержащий элементы мистики, приписывал себе магическую силу, вдохновлял тайные бунтарские секты и движения, напр, восстание «желтых повязок» в эпоху Хань. Алхимики-даосисты пытались превратить киноварь в золото, открыли магнетизм и способ изготовления пороха. На Д. оказал большое влияние буддизм, со временем стал неотъемлемым элементом верований нек-рых буд. сект. Временами власти покровительствовали Д.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Даосизм
религиозно-философское течение в Китае в 4 – 3 в.в. до н.э., на основе которого во 2-м в. н.э. складывается религия, получившая то же название. Главное понятие в ней, «дао», объявляется сущностью и первопричиной мира, источником его многообразия, «матерью всех вещей». Это некий естественный путь, по которому должен следовать окружающий мир и все люди. В философии даосизма проявляются элементы материализма и стихийной диалектики. В религии даосизма естественные процессы получают
мистическое толкование, складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале 5 в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, он становится государственной религией. Для даосизма характерно эклектическое сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравственного самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, включающую диету, систему физических упражнений и др. Даосизм давно утратил прежние позиции, уступив их другим религиям, получившим распространение в Китае. См. Религия.
мистическое толкование, складывается божественный пантеон, возглавляемый троицей – Шан ди (Яшмовый владыка), Лао-цзы и творец мира Пань гу. Религиозная организация строится по иерархическому принципу. Важную роль в ней играют жрецы и монахи. В начале 5 в. оформляется вероучение и ритуал даосизма, он становится государственной религией. Для даосизма характерно эклектическое сочетание элементов буддизма, конфуцианства, бытовых суеверий, других мистических представлений. Даосские жрецы, проповедуя идеи нравственного самосовершенствования личности, предлагают верующим и определенную методику достижения долголетия, включающую диету, систему физических упражнений и др. Даосизм давно утратил прежние позиции, уступив их другим религиям, получившим распространение в Китае. См. Религия.
ДАОСИЗМ
(кит. «дао» — путь) — философское и религиозное учение, возникшее в Древнем Китае в VI–V вв. до н.э. Его основателем считается полуле-гендарная личность, старший современник Конфуция, мудрец Лао-Цзы, хотя величайшим мыслителем являет-ся Чжуан-Цзы. Важнейшие принципы даосизма изложены в трактате «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Центральным понятием является «дао» — путь. Это глубоко диалектичное понятие, подлинное начало мира, сущность которого — небытие. Поэтому все, что нас окружает, не более чем видимость, возникшее лишь на мгновение, чтобы затем вновь раствориться в бесконечном дао. Нет смысла дорожить знатностью, богатством, славой. Все это не имеет ценности перед лицом жизни и смерти. Поэтому совершенно мудрый человек (идеал даосизма) должен освободиться от при-вязанностей и обрести гармонию бытия. Она содер-жится в дао — пути единой жизни, пронизывающей вое сущее и принимающей самые разные формы. Способом жизни, методом слияния с дао является недеяние (у-вэй). Это не пассивная созерцательность, а полное слияние с естественным ходом вещей, что предусматривает, в том числе, и «пустоту сердца», которое долж-но стать подобным чистому зеркалу, незамутненному страстями и отражающим гармонию дао. Постепенно философское учение стало превращаться в религию (II–III вв. н.э.), в которой тождество с дао все чаще ин-терпретировалось как телесное бессмертие. Это приводило к интенсивным алхимическим поискам. Таким образом, даосизм основывался на мистическом и иррациональном, всегда притягивавшем человека.
Практичность китайской культуры не позволила остаться даосизму лишь теорией. Он лежал в основе не только алхимических поисков, но и политической практики, боевых искусств, а также — в основе китайского искусства (прежде всего, каллиграфии, живописи и поэзии). Эти три вида искусства существуют в Китае в син-кретическом единстве — китайский художник часто до-полнял картину стихами, каллиграфическое написание которых было органической частью его работы. Все живописные жанры (особенно, пейзаж, «цветы и птицы») отражают основные космологические принципы даосизма. Единое — мир — реализуется через единственное — дерево, цветок. В самом малом можно и нужно увидеть грандиозные контуры мироздания. Несмотря на солидный возраст, идеи даосизма живы и сегодня, органичной частью входя в китайскую культуру.
Практичность китайской культуры не позволила остаться даосизму лишь теорией. Он лежал в основе не только алхимических поисков, но и политической практики, боевых искусств, а также — в основе китайского искусства (прежде всего, каллиграфии, живописи и поэзии). Эти три вида искусства существуют в Китае в син-кретическом единстве — китайский художник часто до-полнял картину стихами, каллиграфическое написание которых было органической частью его работы. Все живописные жанры (особенно, пейзаж, «цветы и птицы») отражают основные космологические принципы даосизма. Единое — мир — реализуется через единственное — дерево, цветок. В самом малом можно и нужно увидеть грандиозные контуры мироздания. Несмотря на солидный возраст, идеи даосизма живы и сегодня, органичной частью входя в китайскую культуру.