ДАОССКАЯ РЕЛИГИЯ
ДАОССКАЯ РЕЛИГИЯ
даоцзяо, - одна из религий в Китае. Возникла в 1-2 вв., эклектически соединив отд. элементы филос. даосизма (возник в сер. 1-го тыс. до н. э.), извращенно истолкованные с мистич. теологич. позиций, с элементами нар. верований, культов, суеверий, магии и шаманства. На формирование Д. р. большое влияние оказал также буддизм, проникший в Китай из Индии в начали н. э. Хотя между филос. даосизмом и Д. р. существует известная связь, однако даосское вероучение необходимо отличать от филос. даосизма - одного из ведущих течений др.-кит. философии, являвшегося идеологич. направлением, а не религией. Между тем бурж. китаеведы постоянно смешивают филос. даосизм и Д. р., что является ошибкой. Под влиянием буддизма Д. р. создала обширный пантеон различных божеств, заимствовав ряд божеств из офиц. культа и соединив их с чисто нар. божествами. Даосский пантеон стал возглавляться триадой из Лао-цзы (обожествленного в 166 основателя филос. даосизма), Пань Гу (кит. творец мира) и Юй хуан шанди (заимствованное из офиц. пантеона верх. божество Шан-ди). Важным догматом Д. р. явился культ бессмертия, а поиски путей к достижению бессмертия стали одной из осн. функций даосских проповедников, занимавшихся магией, алхимией и медициной. В даосских религ. трактатах подробно описываются различные методы и средства достижения бессмертия - соблюдение строжайшей диеты, спец. дыхательная гимнастика, высокая нравственность, прием пилюль и элексиров и т. п. Поиски бессмертия привлекли к Д. р. внимание ханьских императоров, способствовавших ее популярности. Вместе с тем ранний даосизм (1-4 вв.) с его осуждением богатства, призывами к равенству пользовался большим влиянием среди нар. масс. Многие ранние нар. восстания проходили под лозунгами Д. р. Во главе восстания "желтых повязок" (кон. 2 - нач. 3 вв.) (см. "Желтых повязок" восстание) стоял Чжан Цзяо - руководитель даосской секты "Тайпиндао". Однако уже в 4-6 вв. первоначальное даосское вероучение подверглось пересмотру и исправлению в духе, угодном господств. классу феодалов, и с этого времени оно стало пользоваться полным офиц. признанием. Особенное развитие Д. р. получила в эпохи Тан (7-10 вв.) и Сун (10-13 вв.). Танские императоры поклонялись Лао-цзы, присвоив ему титул Первого высочайшего императора. Имп. Чжэнь-цзун (997-1022) приказал отредактировать и заново переиздать осн. даосские каноны -"Даосский канон вечной жизни" ("Ваньшоу дао цзан"), "Даосский канон" ("Дао цзан") и др. Д. р. играла важную роль в духовной жизни Китая и в период Мин (14-17 вв.). Во времена правления маньчжурской династии Цин (1644-1911) даосское вероучение постепенно пришло в упадок. Лит.: Георгиевский С., Принципы жизни Китая, СПБ, 1888; Васильев В., Религии Востока, СПБ, 1873; Шкуркин П., Очерк даосизма. "Вестник Азии", 1925, No 53; Ли Гуан-би, Ханьдай Тайпиндао юй хуанцзин да ции (Ханьское учение о Тайпиндао и восстание желтых повязок), в кн.: Чжунго нунминь цин луньцзи (Сборник статей о крест. восстаниях в Китае), Пекин, 1954; Лао-цзы чжэсюэ таолунь цзи (Сб. статей о философии Лао-цзи), Пекин, 1959; Creel H., What is Taoism, "J. Amer. Oriental Soc", 1956, v. 76, No 3; Groot J. de, The religious system of China, v. 1-6, Leiden. 1892-1910; Maspero H., Melanges posthumes sur les religions et l´histoire de la Chine, (v.) 2. Le Taoisme, P., 1950; Hughes E., Hughes K., Religion in China, L., 1950; R?ville A., La religion chinoise, P., 1889. A. С. Переломов. Москва.