Дар аль–Ислам и Дар аль–Харб
Дар аль–Ислам и Дар аль–Харб
территория Ислама» и «территория войны». Дар аль–Ислам–это государство или часть мира, которая находятся под контролем мусульман, и в котором в полной мере действуют все исламские религиозные законы. Дар аль–Харб–это территория, которая не управляются на основании законов Ислама и население которых враждебно мусульманам. В Коране оба этих термина не встречаются. В Сунне же известен хадис, в котором пророк говорит: «Наказания (См. Хадд) не применяются в Дар аль–Харбе». Однако есть мнения, что этот хадис является слабым. В частности так считал ханафитский правовед Зайлаи (НасбурРая, III, 343). Но, несмотря на это, в ханафитском мазхабе этот хадис принимается в качестве правового доказательства, а в других мазхабах не принимается. По этим причинам можно говорить о том, что термины Дар аль–Ислам и Дар аль–Харб были введены позднее мусульманскими правоведами, которые разделали государственное устройство мусульманской Медины в период жизни пророка Мухаммада, от остальной части Аравийского полуострова, с которой мусульмане были в состоянии войны. После расширения границ Халифата правоведы также сочли необходимым терминологически разделить методы государственного управления в мусульманском государстве и остальном мире. Для этого они применяли понятие «Дар аль–Ислам». В мусульманском государстве могли проживать как мусульмане, так и немусульмане. Мусульмане могли составлять и меньшинство населения. Главное условие заключалось в том, чтобы законодательная и судебная власть в государстве осуществлялось в полном соответствии с исламскими принципами и законами. Если какаято часть исламских земель оккупировалась вражескими силами, либо откалывалась в результате восстания немусульманских подданных (зиммиев), а также если мусульманское население какой–то области совершало вероотступничество, то в случае упразднения действия на этих территориях исламского закона они отпадали из Дар аль–Ислама и становились землями войны (Дар аль–Харб). Так считали такие известные мусульманские правоведы, как Малик ибн Анас, Абу Йусуф, Мухаммад ибн Хасан ашШейбани, Ахмад ибн Ханбаль. Однако другие мусульманские правоведы считали, что даже если мусульмане теряли политическую власть на каких–то территориях, они продолжали оставаться в составе Дар аль–Ислама, если там практиковались положения шариата. Но это не относилось к территориям, населенным вероотступниками. Абу Ханифа же считал, что если в какой–то стране мусульмане притеснялись по религиозному признаку, и если там они скрывали свою веру или не могли исполнять ее в полной мере, то эта территория являлась землей войны (Дар аль–Харб). А в противном случае–это Дар аль–Ислам В шафиитском мазхабе Дар аль–Исламом считаются территории населенные мусульманами, а также те земли, которые были ими завоеваны. А территории, которые никогда не были под контролем мусульман, в шафиитском праве считаются областью войны (Дар аль–Харб). Если какаято территория была вначале под контролем мусульман, а затем перешла в руки противника, то эти земли также считаются Дар аль–Исламом. В этом случае мусульмане должны прилагать все усилия для возвращения этих земель под свою власть. Также считали и другие правоведы. Мусульмане, которые проживали на территории Дар аль–Харба, обладали равными правами с мусульманами Дар аль–Ислама. Согласно Абу Ханифе, они лишь не обладали правовой защищенностью. Однако если они желали, то могли приехать для постоянного проживания в мусульманские страны, где они могли пользоваться защитой исламского закона. Также многие мусульманские правоведы считали, что мусульман, которые совершают грехи, находясь в Дар аль–Харбе, нельзя карать по законам шариата (См. Хадд и Тазир), так как на те территории не распространяется власть мусульманского государства. А за совершенный грех мусульманин будет отвечать перед Аллахом. Однако другие мусульманские правоведы (например, Мухаммад ибн Идрис ашШафии) считали, что мера ответственности мусульман перед законом одинаковая во всех случаях, независимо от того, в Дар аль–Исламе или Дар аль–Харбе было совершено то или иное правонарушение. В то же время, большинство мусульманских правоведов единогласны в том, что все те действия или вещи, которые запретны для мусульманина в Дар аль–Исламе, запретны и в Дар аль–Харбе. Однако Абу Ханифа и Мухаммад ибн Хасан ашШейбани считали, что на «территории войны» мусульмане могут дать под проценты деньги иноверцам, но брать от них деньги под проценты они запрещали (Ибн Абидин, Булак 1272, IV, 188). Эти фетвы были вынесены на основании хадиса: «В Дар аль–Харбе между мусульманами и неверными нет процентов». Остальные мусульманские улемы не соглашались с ними и считали, что мусульмане могут захватывать военным путем трофеи, но наживаться на иноверцах за счет роста нельзя. А приведенный хадис они считали слабым. В ханафитском мазхабе также считалось, что мусульманам нужно уезжать из Дар аль–Харба и селиться в Дар аль–Исламе, так как в любом случае они оказываются лишенными возможности свободно исполнять предписания религии. Доказательством этого ханафитские улемы приводили аят Корана: «Воистину, ангелы, когда упокоят тех, кто был несправедлив к самому себе, скажут им: "Как это вы жили [в унижении у неверных]?" Они ответят: "Мы были обездоленными на этой земле". Ангелы спросят: "Разве не обширна земля Аллаха? Ведь вы могли переселиться [в другое место]". И конечное прибежище–ад, и скверное это пристанище, [и избегнут его] разве что беспомощные из мужчин и женщин и детей, которые не могут хитрить и не находят пути [для выезда из Мекки]…» (4: 97–98). Однако в шафиитском мазхабе считается, что если мусульмане не подвергаются преследованиям и могут исповедовать свою веру открыто, то им желательно оставаться на своих родных землях. Большинство мусульманских факихов также считает, что если нет веских причин, то уезжать из Дар аль–Харба не следует, а нужно приложить усилия к тому, чтобы на этих землях были установлены законы шариата.