Дауэса план (Dawes Plan) (1924), план получения ре-параций от Германии после 1-й мировой войны. Учитывая крах нем. марки и неспособность Веймарской республики выплачивать репарации, Союзная комиссия по выплатам под председательством амер. финансиста Чарлза Г. Дауэса предложила план, согласно к-рому Германия должна была платить репарации, исходя из возможностей, по скользящей шкале. Во избежание конфликта с Францией, требовавшей единовременной уплаты крупной суммы репараций и оккупировавшей Рур с целью обеспечить их выплату, эксперты обошли вопрос об определении общей суммы, разработав вместо этого ежегодный график платежей. Неспособность Германии обеспечить эти выплаты привела к провалу Д.п. и замене его планом Юнга.
Дауэса, план
Дауэса план
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ДАУЭСА ПЛАН
(1924), так назвали отчет комиссии по германским репарациям, которую возглавил американский банкир Чарльз Дауэс. Комиссия была создана в связи с выявившейся неспособностью Германии платить репарации, которая привела к вводу французских войск в Рур. Комиссия пришла к выводу, что Германия будет способна платить репарации только после стабилизации ее финансов. Комиссия предложила провести денежную реформу и начать выпуск новой марки, стабильность которой будет обеспечена отчасти иностранными займами (см. ШТРЕЗЕМАН). Объем репараций комиссия предлагала не уменьшать, но ежегодные выплаты следовало, по мнению комиссии, соотносить с реальными возможностями Германии. Эти выплаты было предложено осуществлять за счет специального налога и доходов от государственных железных дорог. Германия согласилась с выводами комиссии, поскольку они открывали дорогу к ликвидации катастрофической ИНФЛЯЦИИ и выводу французских войск из Рура. В результате реализации этого плана экономика Германии стабилизировалась, но стала зависимой от притока иностранных, преимущественно американских, капиталовложений.
Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998
Дауэса, план
Репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Дауэса. Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Этот план должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам-победительницам и облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займу и дивидендов от прямых инвестиций в промышленность. Был направлен на восстановление военно - промышленного потенциала Германии. Предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн.
долларов (в т. ч. 110 млн. американскими банками) для стабилизации марки.
Установил размеры платежей Германией в первые пять лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Предусматривал установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами.
долларов (в т. ч. 110 млн. американскими банками) для стабилизации марки.
Установил размеры платежей Германией в первые пять лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Предусматривал установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами.
Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004
ДАУЭСА ПЛАН
репарац. план для Германии, разработанный междунар. к-том экспертов под председательством амер. банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 авг. 1924 Лондонской конференцией представителей держав-победительниц в 1-й мировой войне и Германии. Д. п. был направлен прежде всего на восстановление военно-пром. потенциала Германии и возрождение агрессивного герм. империализма, к-рому предназначалась важная роль в борьбе против Сов. Союза и революц. движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали также, что он укрепит капиталистич. систему во всей Зап. Европе и будет способствовать созданию антисов. коалиции империалистич. держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долл., в т. ч. 110 млн. долл. амер. банками, для стабилизации марки. Д. п. установил размеры платежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, в последующие годы по 2,5 млрд. марок в год. Эта сумма, считавшаяся "нормальным репарационным платежом", могла быть увеличена пропорционально повышению т. н. индекса благосостояния Германии. Были установлены след. осн. источники репарац. платежей: поступления в гос. бюджет от косв. налогов на ряд предметов потребления, таможенные сборы (50% "нормальных платежей"), налог на транспорт и взносы в счет погашения облигаций, специально выпущенных для этой цели акц. об-вом ж. д. и пром. компаниями. Частные капиталистич. компании путем усиления эксплуатации рабочих переложили на них осн. тяжесть репараций. Бремя повышения цен на предметы потребления вследствие увеличения косвенных налогов и пошлин также ложилось на трудящиеся массы страны. В связи с принятием Д. п. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации из Рура франц. и бельг. войск, оккупировавших этот важный воен.-пром. р-н в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки, к-рые она найдет в Сов. Союзе, и что усиленный ввоз герм. пром. товаров в Сов. Союз подорвет социалистич. индустриализацию и ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарац. вопроса, поддержание стабильности герм. марки и ликвидация рурского кризиса создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностр. капитала. К сент. 1930 сумма иностр., гл. обр. амер., капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма герм. репарац. платежей за тот же период - только немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы, хлынувшие в Германию в результате принятия Д. д., способствовали восстановлению герм. воен.-пром. потенциала. Д. п. явился важной вехой на путн подготовки Германии к войне. Однако стабилизация капитализма в Германии и др. зап.-европ. странах оказалась лишь временной. Полный крах потерпели надежды авторов Д. п. на экономич. удушение Сов. Союза. Д. п. не смог также разрешить глубоких противоречий между империалистич. державами и создать предпосылки для их объединения против СССР. В 1929-30 Д. п. был заменен планом Юнга (см. Юнга план). В 20-х гг. 20 в. в период ожесточенной политич. борьбы по вопросам, связанным с Д. п., в бурж. лит-ре разных стран сложились два осн. направления. Одно из них поддерживало и распространяло версию самих авторов Д. п. о том, что эта империалистич. программа будто бы спасла народы "от великих бедствий" и несла им "мир и процветание". Эта версия была сформулирована, в частности, в книге ближайшего сотрудника Ч. Дауэса по к-ту экспертов Дауэса Руфуса (С. Dawes Rufus, The Dawes plan in the making, Indianapolis, 1925) и получила в 20-х гг. широкое распространение в буржуазной литературе США, Англии, Франции, Германии и др. стран (S. Brooks, America and Germany 1918-1925, N. Y., 1925; J. Kayser, Ruhr ou plan Dawes? Histoire des r?parations avec une chronologie, P., 1925, R. Dalberg, Die neue deutsche W?hrung nach dem Dawes-Plan, В., 1924, и др.). Др. направление отражало точку зрения бурж. оппозиции принятию Д. п. В Германии оно представляло крайне реакц. и агрессивные круги крупной буржуазии и юнкерства, не желавших идти даже на врем. компромисс с державами-победительницами (W. D. Preyer, Die Dawes-Gesetze. Deutschlands wirtschaftliche Versklavung, В., 1925). В лагере победителей оно отражало взгляды тех слоев буржуазии, к-рые не считали необходимым допускать значит. усиления позиций герм. и амер. империализма в Европе (G. Furst, De Versailles aux experts, P., 1927). Эти авторы высказывали недовольство уменьшением репарац. платежей и сомнения в том, что Д. п. принесет мир. Общим для бурж. историографии является игнорирование антисов. направленности Д. п. и тенденция к затушевыванию противоречий между осн. империалистич. державами, к-рые обострились в процессе осуществления Д. п. После 2-й мировой войны усилилось стремление бурж. историографии разл. стран выработать общую линию в оценке Д. п. В этом отношении немалое значение имеют спец. конференции историков и офиц. лиц США, Германии и др. стран (по вопросам герм.-амер., герм.-англ. отношений и др.). Рекомендации этих конференций отражают апологетич. точку зрения по вопросу о Д. п. Однако история настолько ярко продемонстрировала роль Д. п. в подготовке герм. агрессии, что трактовать его как "программу мира" стало невозможно. Речь пошла в основном о развитии герм. экономики с помощью амер. капитала, об отказе в результате осуществления Д. п. от "политики силы", проводившейся Францией, о принятии Германии в связи с Д. п. "как равной в семью народов" и т. д. Характерно подчеркивание тесного сотрудничества между амер. и герм. монополиями в процессе осуществления Д. п. и полное замалчивание ожесточ. конкурентной борьбы между ними (Deutschland und die Vereinigten Staaten. Empfehlungen der 2. amerikanisch-deutschen Historikerkonferenz ?ber die Behandlung der amerikanisch-deutschen Beziehungen vom 18. Jahrhundert bis 1941, Braunschwieg, 23 bis 31 August, 1955, S. 18-19, 39-40). В соответствии с этими установками написана, напр., кн. Гешера (D. В. Gescher, Die Vereinigten Staaten von Nordamerika und die Reparationen 1920-1924. Eine Untersuchung der Reparationsfrage auf der Grundlage amerikanischer Akten, Bonn, 1956). В то же время значит. часть бурж. историков уклоняется от рассмотрения политич. вопросов, связанных с Д. п. Они ограничивают свое исследование гл. обр. технич. деталями доклада экспертов и функционирования репарац. схемы (В. М. Джордан, Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-39 гг., пер. с англ., М., 1945; Е. Weill-Raynal, Les R?parations allemandes et la France, v. 1-3, 1938-47). Влият. историки внешней политики США, такие, как Томас А. Бейли, Самюэл Флэгг, Бемис и др., также рассматривают Д. п. гл. обр. с точки зрения упорядочения герм. репараций (S. F. Bemis, A diplomatic history of the United States, 4 ed., N. Y., 1955; T. A. Bailey, A diplomatic history of the American people, 6 ed., N. Y., 1958; Ch. С. Tansill, Back door to war, Chi., 1952, и др.) Науч. анализ Д. п. дает сов. и зарубежная марксистская историография. Е. С. Варга в кн. "План Дауэса и мировой кризис 1924 г." (М., 1925), во введении ко 2-й части собр. док-тов "Германские репарации и доклад комитета экспертов" (М.-Л., 1925) и в ряде статей осветил состояние мировой экономики в период принятия Д. п. и разработал вопрос о внутр. противоречиях репарац. плана экспертов. H. H. Любимов во введении к изд. док-тов "План Дауэса. Финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса" (М., 1925) проанализировал влияние Д. п. на мировую экономику и особенно на рынок капиталов. В 1957 вышла в свет работа В. В. Постникова "США и дауэсизация Германии (1924- 1929 гг.)". За рубежом к числу первых работ прогрессивных авторов, разоблачавших сущность Д. п., относится изд. во Франции книга А. Фридриха (А. Friedrich, Le plan des experts et l´asservissment des masses laborieuses..., P., 1924). Значит. внимание вопросам, связанным с Д. п., уделяют в своих трудах историки ГДР. К числу этих трудов относятся работы: А. Норден, Уроки герм. истории. К вопросу о политич. роли финанс. капитала и юнкерства, пер. с нем., М., 1948; его же, Фальсификаторы. К истории германо-сов. отношений, пер. с нем., 1959; В. Graefrath. Zur Geschichte der Reparationen, В., 1954; К. Obermann, Die Beziehungen des amerikanischen Imperialismus zum deutschen Imperialismus in der Zeit der Weimarer Republik (1918-1925), В., 1952. Труды сов. и прогрессивных зарубежных историков и публицистов помогают правильно понять подлинный смысл и значение Д. п. как программы, имевшей целью подготовку нападения Германии на СССР и способствовавшей укреплению позиций крайней реакции в Германии. Источн. (кроме указ. в статье): План решения репарац. вопроса. Доклады комиссий экспертов под председательством Дауэса и Мак-Кенна, рус. пер., М., 1925; The exprets´ plan tor reparation payments, P., (1926); Die Sachverst?ndigen-Gutachten. Der Dawes und McKenna-Bericht mit Anlagen. Fr./M., 1924; London Konferenz, 1924; Protokolle der Vollsitzungen. Urkunden - Briefwechsel, В., 1924. Лит.: (кроме указ. в статье): Новый этап в репарационном вопросе, М., 1929; Маультон Г. Г. и МакГвайр К. E., Платежеспособность Германии. Репарационный вопрос, пер. с нем., Л.-М., 1925; Dawes Ch. G., A journal of reparations, L., 1939; Sorge I. K., Das Dawes Abkommen und seine Auswirkungen, Hamburg, 1925; Bergmann C., Der Weg der Reparation. Von Versailles ?ber den Dawes plan zum Ziel, Fr./M., 1926; Helfferich K., Freies Deutschland oder internationale Reparations-provinz, В., 1924; Loonen Fr., Die grunds?tzliche Problematik des Dawes-Plans und des Young-Plans, Wertheim am Main, 1934; Sering M., Deutschland unter dem Dawes-Plan. Entstehung, Rechtsgrundlagen, wirtschaftliche Wirkungen der Reparationslasten, B. und Lpz., 1928; Auld G. P., The Dawes plan and the new economics, L., 1928; Seydoux J., De Versailles au plan Young, P., 1932. В. В. Постников. Москва.