David, Gerard) Ок. 1460, Аудеватер — 1523, Брюгге. Нидерландский живописец. Годы и место учения неизвестны. Работал в Брюгге (упом. с 1484), заняв там ведущее место среди художников после смерти Мемлинга. В 1515 вступил в антверпенскую гильдию живописцев, но позднее — в 1521 и 1523 — вновь упоминается в Брюгге. Руководил большой мастерской со многими учениками и подмастерьями, изготовлявшими копии и повторения его работ. В творчестве Давида традиции раннего нидерландского Возрождения продолжаются и в то же время консервируются. Его искусство лишено новаторских импульсов, повторяя в смягченном, ослабленном варианте достижения предшественников. Религиозные сюжеты в образах Давида полны отрешенной созерцательности (Крещение Христа, до 1508, Брюгге, Гор. художественная галерея). Бесстрастностью, отсутствием драматизма отличаются произведения, изображающие сцены страданий и мученичества. Так, в одной из частей диптиха Суд Камбиза (1498, Брюгге, Гор. художественная галерея) царь Камбиз и прочие свидетели казни неправедного судьи, с которого заживо сдирают кожу, совершенно равнодушно взирают на то, как палачи со сноровкой ловких ремесленников вершат свое страшное дело; единственное проявление чувств — гримаса на лице казнимого. Колорит картин Давида производит впечатление той же холодноватой рассудочности.
Лит.: Boon K. G. Gerard David. Amsterdam, 1946; Friedlander M. J. Hans Memling and Gerard David. Leyden; Brussels, 1971.
Л. Алешина