Давидов Карл Юльевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Давидов Карл Юльевич

Давидов, Карл Юльевич - известный виртуоз на виолончели, композитор и педагог (1838 - 1889). В 1858 г. Давидов окончил Московский университет по математическому факультету, но окончательно посвятил себя музыке и сделался профессором в Лейпцигской консерватории. В 1862 г. занял место солиста в оперной труппе в Петербурге. Вскоре сделался профессором истории музыки в Петербургской консерватории; позднее в его заведование перешел класс виолончели. С 1876 по 1887 г. Давидов был директором Петербургской консерватории. Развитие оркестрового класса, учреждение общества для вспоможения недостаточным ученикам консерватории и приюта для бедных учениц составляют главные заслуги Давидова как директора. Покинув консерваторию, Давидов концертировал с огромным успехом в России и за границей. Им образовано много превосходных виолончелистов, с Вержбиловичем во главе. Как композитор, Давидов обладал крупным дарованием и тонким, изящным вкусом. Из оркестровых сочинений им написаны: симфоническая картина ""Дары Терека"" и сюита. Наполовину написанную оперу ""Мазепа"" Давидов оставил недоконченною. Написал еще четыре концерта для виолончели с оркестром и массу сольных сочинений для виолончели. Переложил для виолончели многие произведения Шопена. Весьма популярны также его романсы для пения. - Жена его, Александра Аркадьевна, - основательница и издательница журнала ""Мир Божий"" (1848 - 1902). В 1896 г. Давидова основала также журнал для детей ""Всходы"". См. Н.К. Михайловского , ""Памяти А.А. Давидова"" (""Русское Бог."", 1902, № 3).

Источник: Биографический словарь. 2008

Давидов, Карл Юльевич

Давидов Карл Юльевич


— см. Давыдов.


{Половцов}





Давидов, Карл Юльевич


— брат Августа Д., знаменитый виртуоз на виолончели, даровитый композитор и педагог (1838—1889). Еще юношей, занимаясь в Москве у Шмидта на виолончели, Д. поражал всех своими блестящими способностями. В 1858 г. Д. окончил Московский университет по математическому факультету, но окончательно посвятил себя музыке и сделался профессором в Лейпцигской консерватории. Артистическая деятельность Д. в Петербурге началась с 1862 г. В первом же концерте Д. имел громадный успех. Вскоре он получил место профессора истории музыки в Петербургской консерватории, а немного позднее в его заведывание перешел класс виолончели. Он получил также место первого виолончелиста в итальянской опере и был солистом императ. двора. С 1876 по 1887 г. Д. был директором СПб. консерватории. Развитие оркестрового класса, учреждение общества для вспоможения недостаточным ученикам консерватории и приюта для бедных учениц составляют главные заслуги Д., как директора. Он принимал также деятельное участие в основании вспомогательной кассы музыкальных художников. Покинув консерваторию, Д. концертировал с огромным успехом в России и за границей. Им образована целая плеяда превосходных виолончелистов, с Вержбиловичем во главе. Как композитор, Д. обладал крупным дарованием и тонким, изящным вкусом. Отличительная черта его сочинений — художественная красота и своеобразность. Из оркестровых сочинений им написаны: симфоническая картина "Дары Терека" и сюита. Наполовину написанную оперу "Мазепа" Д. оставил недоконченною, передав либретто Чайковскому, на которое последний написал свою оперу. Написал еще четыре концерта для виолончели с оркестром и массу сольных сочин. для виолончели. Изданная им школа для виолончели открывает новые горизонты в виолончельной специальности. Д. редактировал изданные у Брейткопфа квартеты Бетховена и Шумана и переложил для виолончели многие произведения Шопена. Весьма популярны также его романсы для пения.


Н. С.


{Брокгауз}





Давидов, Карл Юльевич


(Давыдов) — замечательный виолончелист; композитор и музыкальный деятель; род. 5 марта 1838 в Гольдингене (Курляндской губ.), ум. 13 февраля 1889 в Москве от грудной жабы. Мальчиком переехал в Москву; там же окончил университет по математическому факультету (1854—58), где брат его был профессором, после чего посвятил себя музыке, которую изучал и ранее. Игре на виолончели учился у Шмидта в Москве и у Карла Шуберта в СПб.; теорией музыки занимался у Гауптмана в Лейпциге. В 1859—61 Д. состоял солистом оркестра лейпцигского Гевандгауза и был профессором (после Грюцмахера) в тамошней консерватории; в то же время концертировал по Германии. В 1861—77 был солистом в оркестре СПб. итальянской оперы; в 1862—65 читал историю музыки в СПб. консерватории, где, по смерти К. Шуберта, сделался также профессором виолончельной игры (1863—86). Преподавание Д. отличалось целесообразностью педагогических приемов и строгим, обдуманным выбором учебного материала. Д. выработал много выдающихся виолончелистов (Вержбилович, Федоров, Розенталь, Бзуль, фон Глен и др.). Д. дирижировал также одно время концертами И. Р. М. О. и был постоянным членом квартета И. Р. М. О. со дня основания последнего до 1885. В России и за границей неизменно пользовался репутацией первоклассного виолончелиста, игра которого в равной мере отличалась как благородным изяществом исполнения, так красотой тона и техническим блеском и совершенством (Д. обладал всемирно-известной виолончелью Страдивари, подаренной ему графом Матв. Виельгорским). В 1876—86 Д. состоял директором СПб. консерватории (после Азанчевского), причем отличался гуманным отношением к учащимся (основал вспомогательную кассу музык. художников, дешевые квартиры для бедных учениц и довел число бесплатных вакансий до четвертой части количества учащихся [150 из 600]). Последний концерт Д. в СПб. дан был 18 ноября 1888. Произведения Д. немногочисленны, но носят печать сильно выраженной, элегически-страстной индивидуальности. Д. написал для оркестра: симфоническую картину "Дары Терека" (op. 21) и сюиту (op. 37); для виолончели: 4 концерта с оркестром (op. 5, 14, 18, 31) и "Русскую фантазию" (op. 7); из мелких пьес (op. 6, 10, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 30 и др.) наиболее популярны — "Adieu", "Solitude", "Am Springbrunnen" и транскрипции шопеновских ноктюрна (Es-dur) и вальса (Cis-moll, op. 64 № 2); затем фортепианный квинтет (op. 40), струнные квартет (op. 38) и секстет (op. 35). Кроме того, он написал школу для виолончели. Романсы Д. для пения с фп. (26) отличаются изяществом и силой подъема; они очень популярны, особенно "И ночь и любовь", "Оставь меня", "Какое счастье" и пр. См. В. Гутор "С. D. und seine Art das Violoncell zu behandeln" (Mocква, 1899).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008