Давыдов Иван Иванович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Давыдов Иван Иванович

Давыдов, Иван Иванович - педагог и писатель (1794 - 1863). По окончании курса в Московском университете, защитил диссертацию на степень доктора словесных наук: ""О преобразовании в науках, произведенном Баконом"". Был в Московском университете профессором латинской словесности и философии; преподавал также высшую алгебру, а с 1831 г., после смерти Мерзлякова, занял кафедру русской словесности. Вместе с натуралистом Павловым Давыдов явился освежающим элементом в университете жизни 1820-х годов. Приверженцы Шеллинга, они внесли новую струю в преподавание и нарушили рутину старого времени. Давыдов, впрочем, скоро остановился и сам сделался представителем рутины. По части философии Давыдов написал: ""Commentatio de natura etindole philosophiae graecorum et romanorum"" (Москва, 1820); ""Опыт руководства к истории философии"" (Москва, 1820); ""Начальные основания логики"" (Москва, 1821); ""О возможности философии как науки"" (1826) - вступительная лекция, составленная по Шеллингу и произведшая в свое время большое впечатление. Труды Давыдова по литературе и филологии: ""Commentatio de studiis humanitatis praecipue respectu litterarum Romanorum habita"" (Москва, 1820); ""Греческая грамматика"" (1821 и Москва, 1831); ""Речи Цицерона"" (1821); ""Учебная книга русского языка"" (Москва, 1821; 9-е издание, 1843); ""Латинская хрестоматия"" (Москва, 1822); ""Учебная книга латинского языка"" (1826); ""О содействии Московского университета успехам отечественной словесности"" (1836); ""Чтения о словесности"" (Москва, 1837 - 38, и Москва, 1837 - 43) - главный труд Давыдова, но теории его уже при появлении его в свет оказались устарелыми; ""Опыт общесравнительной грамматики русского языка"" (Санкт-Петербург, 1852); ""Об изучении древних языков и преимущественно латинского"" (ib., 1852). В 1847 г. он был назначен в Петербург директором главного педагогического института и членом главного правления училищ, позднее - сенатором. Давыдов был и академиком. Как человек Давыдов оставил по себе недобрую память. Он был мелочен и мстителен, решаясь, например, в качестве цензора задержать хрестоматию Галахова за то, что тот в числе указываемых пособий пропустил ""Чтения"" Давыдова. Печальную картину педагогического института под управлением Давыдова см. в сочинениях Добролюбова .

Источник: Биографический словарь. 2008

Давыдов, Иван Иванович

— педагог и писатель (1794—1863); по окончании курса в Московском университете защитил диссертацию на степень доктора словесных наук: "О преобразовании в науках, произведенном Баконом". Был в Московском университете профессором латинской словесности и философии; кроме того, преподавал некоторое время высшую алгебру, а с 1831 г., после смерти Мерзлякова, занял кафедру русской словесности. Вместе с натуралистом Павловым Д. явился освежающим элементом в унив. жизни 20-х гг. Приверженцы Шеллинга, они внесли новую струю в преподавание и нарушили благодушную рутину старого времени. Д., впрочем, скоро остановился и сам сделался представителем рутины. По части философии Д. написал: "Commentatio de natura et indole philosophiae graecorum et romanorum" (M. 1820); "Опыт руководства к истории философии" (М. 1820); "Начальные основания логики" (М. 1821); "О возможности философии как науки" (1826) — вступительная лекция, составленная по Шеллингу и произведшая в свое время большое впечатление. По литературе и филологии Д. принадлежат труды: "Commentatio de studiis humanitatis praecipue respectu litterarum Romanorum habita" (M. 1820), "Греческая грамматика" (1820 и М. 1831); "Речи Цицерона" (1821); "Учебная книга русского языка" (М. 1821; 9-е изд. — 1843); "Латинская хрестоматия" (М. 1822); "Учебная книга латинского языка" (1826); "О содействии Моск. унив. успехам отечеств. словесности" (1836); "Чтения о словесности" (М. 1837—38 и М. 1837—43) — наиболее капитальный труд Д., но теории его уже при появлении его в свет оказались устарелыми; "Опыт общесравнительной грамматики рус. языка" (СПб. 1852); "Об изучении древних языков и преимущественно латинского" (СПб. 1852). Кроме того, Д. перевел два труда Франкера: "Высшая алгебра" (М. 1824) и "Интегральное и вариационное исчисления и исчисления разностей"( М. 1825). Одновременно с профессорством Д. служил инспектором в Александринском сиротском и Лазаревском институтах. В 1847 г. он был назначен в СПб. директором главного педагогического института (см.) и членом главного правления училищ, а по закрытии в 1858 г. педагогического института — сенатором. Д. был и академиком. Как человек, Д. оставил по себе недобрую память. Он был мелочен и мстителен, решаясь, например, в качестве цензора задержать хрестоматию Галахова за то, что тот в числе указываемых пособий пропустил "Чтения" Д. Печальную картину педагогического института под управлением Д. см. в соч. Добролюбова (т. I).


М. М.


{Брокгауз}





Давыдов, Иван Иванович


(1794—1863) — писатель, профессор Московского университета, академик. Из бедных дворян. Интриган и карьерист, Д. сделал блестящую бюрократическую карьеру по министерству народного просвещения. Автор ряда научных трудов по филологии и математике, Д. известен был гл. обр. своими лекциями и работами в области философии и литературоведения ("Чтения по словесности", 4 ч., 1837—38), лишенными однако всякой оригинальности и эклектически сочетавшими принципы современных ему идеалистических учений (Шеллинга, Гегеля) с французским эмпиризмом 18 в. В литературоведении Давыдов был просто переводчиком и подражателем английского теоретика Блера. Д. стяжал себе печальную известь: ость травлей Добролюбова в бытность его студентом Главного педагогического ин-та.



Лит.: Венгеров С., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб, 1910; Сакулин П., Князь В. Ф. Одоевский, т. I, ч. 1, М., 1913; Сочинения Добролюбова, СПб, 1911.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ДАВЫДОВ ИВАН ИВАНОВИЧ
(1792—1863) Иван Иванович Давыдов, философ, лингвист, педагог, родился 15 июня 1792 г. (по другим данным — 1794) в семье коллежского асессора из тверских дворян. Детство прошло в родительском имении под Тверью. Он рано остался без отца; в десятилетнем возрасте мать определила мальчика в Тверское дворянское училище. Жил в семье наставника училища И. Геннига, с чьей помощью быстро освоил английский, немецкий и французский языки, а позже и латынь. В 1808 г. Давыдов поступил на философский факультет Московского университета, предварительно проучившись несколько месяцев в латинских и греческих классах Академической гимназии. Студентом посещал лекции на историко-филологическом и физико-математическом отделениях, одновременно интересовался и медициной. В 1812—1814 гг. изучи классическую филологию в Казанском университете. Там же защитил магистерскую диссертацию на латинском языке «О критике в древней философии». В 1814 г., вернувшись в Москву, защитил еще одну диссертацию, уже на степень магистра словесных наук, — «О преобразовании в науках, произведенном Бэконом».
С 1816 г. началась педагогическая деятельность Давыдова, которая продлится более сорока лет. Давыдов, весьма разносторонний и даровитый человек, преподавал латинскую словесность и философию, математику и русскую словесность, писал учебники, учебные пособия («Начальные правила греческого языка», 1820; «Учебная книга русского языка, содержащая этимологию, орфографию, синтаксис, просодию и краткие правила риторики*, 1821; «Опыт руководства к истории философии», 1821), статьи по разным областям знаний. В его послужном списке — целый ряд кафедр в московских институтах и университете, должность декана 1-го отделения философского факультета, проректора Московского университета, руководство Главным педагогическим институтом в Петербурге (1847—1859). В силу своих широких научных интересов Давыдов был активным членом многих научных обществ — Общества любителей российской словесности (в 1851 — 1859 гг. — его председателем), Общества истории и древностей российских, Физико-математического общества, Общества испытателей природы.
В 1820-е гг. Давыдов более всего занимался философией в духе новейшего немецкого идеализма и шеллингианства, за что даже удостоился доноса по поводу своего учебника «Начальные основания логики» (1821), в котором некто М. Магницкий усмотрел пропаганду «богопротивного учения Шеллинга». В эти же годы выступает со статьями по эстетическим и нравственно-философским вопросам, ставит проблему «литературного направления» («Речь о влиянии Обществ российской словесности на образование вкуса», 1821), рассуждает о правилах перевода древних писателей, вообще принимает активное участие в литературной жизни Москвы.
Расцвет педагогической деятельности Давыдова в области русской филологии приходится на 1830-е гг., когда он занял кафедру русской словесности в Московском университете. В это десятилетие опубликованы его наиболее крупные работы — «Система российской словесности» (1832) и «Чтения о словесности* в четырех томах (1837—1838). Последний труд — обобщение собственных лекций, в которых дается изложение существующих эстетических теорий, делается попытка обосновать «философию слова», связывая формирование языка с историческими особенностями народного национального бытия и законами человеческого мышления; даются определения специфики литературных родов и жанров в их историческом развитии, разборы произведений классических и современных авторов. При том что отдельные критики охарактеризовали труд Давыдова как «не отвечающий современным требованиям и ожиданиям», в преподавательских кругах его высоко ценили и широко пользовались как систематическим источником знаний.
Опубликованные в 1834 г. статьи «Составные начала и направления древней отечественной словесности» и «Составные начала и направления средней отечественной словесности* оказали определенное атияние на формирование русской романтической эстетики.
В конце 1830-х гг. Давыдов сблизился с министром народного просвещения С. С. Уваровым; полностью разделяя его взгляды на просвещение с точки зрения «православия, самодержавия и народности», профессор опубликовал ряд статей в поддержку министра, в которых современные исследователи отмечают «льстиво-панегирический тон*. Однако позже случился любопытный казус. В 1849 г. Давыдов, уже академик, по поручению Уварова опубликовал в журнале «Современник» статью «О назначении русских университетов и участии их в общественном образовании». Статья получилась вполне официозной, тем не менее вызвала гневную отповедь Николая I — не за позицию, а за саму попытку обсуждать в печати деятельность правительства. Чрезмерное усердие академика вышло боком и его патрону: считается, что эта статья стала одной из причин отставки министра.
Из либерала 20-х гг. Давыдов в 50-е гг. превратился в крайнего реакционера. Многие мемуаристы вспоминают о нем как о честолюбивом, мстительном, известном крайним чинопочитанием и склонностью к интригам человеке.
В нем грудь полна стяжанья мукой,
Полна расчетов голова,
И тащится он за наукой.
Как за Минервою сова
— такие стихи сочиняли о нем студенты.
В качестве председателя 2-го отделения (русского языка и словесности) Академии наук в 1850-е гг. Давыдов выступает с докладами юбилейного характера, посвященными В. А. Жуковскому, Н. М. Карамзину, Н. В. Гоголю, П. А. Плетневу.
В это же время он публикует итоги своих многолетних лингвистических штудий с опорой на классиков европейского языкознания В. Гумбольдта и Я. Гримма — «Грамматика русского языка» (1849) и «Опыт общесравнительной грамматики русского языка» (1852), в которых выразились принципы универсального, логического подхода к описанию конкретного языка. Исследователи считают, что Давыдов одним из первых в России заговорил о необходимости сравнительно-исторического изучения языка. Его ученик Ф. И. Буслаев, один из первых крупных ученых в области сравнительного языкознания, активно полемизировавший со своим учителем, тем не менее выражал Давыдову «сердечную благодарность» именно за то, что направил его научные интересы в этом направлении.
В 1859 г. последнее место работы Давыдова — Главный педагогический институт в Петербурге был закрыт. Он вышел в отставку, получил назначение на должность сенатора и вернулся в Москву. На этом его научная и преподавательская деятельность завершилась.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ И. И. ДАВЫДОВА
Взгляд на Историю Государства Российского Карамзина со стороны художественной. СПб. Тип. Имп. Акад. наук, 1855. 52 с.
Грамматика русского языка. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1849. VIII,
308, 27 с.
О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // Антология педагогической мысли в России I пол. XIX в. / М.: 1987.
Опыт обшесравнительной грамматики русского языка: 3-е им. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1854. LXI1, 512 с.
Система российской словесности. М.: Унив. тип., 1832, 41 с.
Чтения о словесности: курс 1—4. М.: Унив. тип., 1837—1838. Содерж.: Курс 1. Введение. Язык. Речь. Слог; Курс 2. Ораторская речь или витийство. Философские сочинения. Исторические сочинения. Курс 3. Поэзия лирическая. Поэзия эпическая; Курс 4. Поэзия драматическая.
ЛИТЕРАТУРА 0 ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ И. И. ДАВЫДОВА
Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. М., 1897. VIII. 387 с.
Бобров Е. Литература и просвещение в России XIX века. Т. 2. Казань, 1901. С. 29-38.
Греч Н. И. Ответ автору Обшесравнительной грамматики русского языка. СПб.: Тип. Н. Греча, 1857. 33 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Березин 2; Булахов; Венгеров; РП 2; Хрестоматия.

Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.