[дек. 1888 (в нек-рых источ. 1889), Петербург — ?] — арт. оперы (меццо-сопрано), оперетты, камерная певица, режиссер и педагог. Окончила петерб. частную гимназию кн. Оболенской, где обучалась игре на ф-п. и пению; в 1908 продолжила муз. образование в муз.-драм. школе Е. Рапгофа (кл. И. Тартакова), затем до 1912 брала у него частные уроки. В этот период часто пела в концертах в Петербурге и Павловском вокзале. На оперной сцене дебютировала в 1912 в петерб. Т-ре муз. драмы, на сцене к-рого с успехом выступала в операх и опереттах. В 1925 пела в опере "Кармен" на сцене моск. Большого т-ра, в 1926 и 1927 — в ГАТОБе в операх "Хованщина", "Кармен", "Пиковая дама". Гастролировала в Париже и Лондоне (1913—14, "Рус. сезоны" С. Дягилева), Барселоне (1922, 1925, 1927, 1929, 1933, 1947, 1948, 1950, 1951, 1960), Париже и Брюсселе (1922, выступала в симф. концертах), Мадриде (1924, в составе париж. Рус. оперы), в Монте-Карло (1928), Берлине и Лейпциге (1928). В конце 1926 уехала из СССР в Париж, где до нач. 1950-х гг. выступала в Рус. опере. Гастролировала также в Монтевидео (1929), Рио-де-Жанейро (1929), Буэнос-Айресе (1929, 1930, т-р "Колон"), Лондоне (1931, т-р "Лисеум", вместе с Ф. Шаляпиным), Бельгии (1934). Обладала ровным, не очень звучным голосом, в к-ром "было много красок, не ярких, но всегда наполненных содержанием" (С. Ле-вик)*.
1-я исп. в Петрограде партий: Игуменьи ("Беатриса"), Эболи ("Дон Карлос"). Лучшая партия — Кармен (подготовила под рук. Ф. Литвин). Др. партии: Федор ("Борис Годунов"), Хозяйка корчмы, Марина Мнишек, Хивря, Солоха ("Черевички"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Ольга ("Евгений Онегин"), Лаура ("Иоланта"), Кончаковна, Лель, Бабариха; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Гензель. Партнеры: М. Бочаров, М. Бриан, И. Иванцов, К. Исаченко, Г. Поземковский, Н. Рождественский, Е. Садовень, Д. Смирнов, Ф. Шаляпин. Пела п/у Т. Бичема, Ж. Варсегера, М. Голинкина, А. Коутса, Э. Купера, С. Кусевицкого, А. И. Лабинского, А. Фистулари, Г. Фительберга, Н. Черепнина, М. Штеймана.
Выступала также в опереттах. В 1926 один из критиков писал: "Крупная артистка с твердо установившейся художественной репутацией, превосходная певица, наделенная живым темпераментом, Давыдова с успехом справляется и с опереточным жанром. Сравнительная ограниченность ее голосовых средств (для оперетты, впрочем, даже избыточных) вполне компенсируется безупречным владением ими, совершенным вокальным мастерством певицы" ("Жизнь искусства". 1926. № 31. С. 18).
Выступала в камерных концертах в Париже, Барселоне (1929, 1947), Мадриде (1948), Брюсселе (1951), Монте-Карло (1951). Камерный репертуар певицы включал произв. М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Бородина, Ц. Кюи, С. Танеева, П. Чайковского, А. Гречанинова, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова, А. Глазунова, С. Прокофьева, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Г. Форе, М. Равеля, Д. Мийо. В симф. концертах выступала п/у Э. Ансермэ. 1-я исп. меццо-сопрановой партии в "Свадебке" И. Стравинского (13 июня 1923, п/у Э. Ансермэ, париж. т-р "Гете лирик"). Талант певицы высоко ценил И. Стравинский.
Вела также режиссерскую деят-сть. В париж. Рус. консерватории им. С. В. Рахманинова поставила оперы "Борис Годунов", "Царская невеста", в 1955 в Брюсселе — "Евгений Онегин" ("Королевский театр"), в 1959 в Барселоне — "Борис Годунов" (т-р "Лисео").
23 и 24 ноября 1960 в Париже принимала участие в премьере балета С. Лифаря "Пиковая дама", в к-ром исп. партию Графини.
С 1950-х преподавала в париж. Рус. консерватории, в 1958 давала уроки сцен. мастерства в Барселоне.
Записывалась на грампластинки в Петербурге ("Граммофон", 1914), в т. ч. в ансамбле с Д. Смирновым.
В 1963 приезжала в СССР.
Имеется портрет певицы в роли Кармен худож. С. Судейкина (1923—24).
Соч.: Мои артистические годы за границей: Воспоминания (рук., 1966) — в ГЦММК, ф. 305, ед. хр. 1; Русская консерватория в Париже. — Там же, ф. 305, ед. хр. 118.
Лит.: Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 631—632; Эмиль Купер. Статьи. Воспоминания. Материалы. Под общ. ред. Г. Я. Юдина. — М., 1988. С. 37.