, Пьетро (De Fabris, Pietro) 1730—1803. Итальянский художник. Один из видных мастеров Неаполя XVIII в., автор гуашей и акварелей с видами города и его окрестностей, небольших живописных полотен и пейзажей на бытовые сюжеты. Де Фабрис работал при дворе Фердинанда IV и Марии Каролины — властителей Королевства Неаполя и обеих Сицилий. Подобно Риму и Венеции в XVIII столетии город был центром притяжения иностранных туристов, совершавших "Grand Tour" по Италии. Они стремились сюда, чтобы воочию увидеть памятники античного искусства, найденные во время археологических раскопок, полюбоваться красотой пейзажа. Видовой рисунок, которым занимался Де Фабрис, был самостоятельным жанром в творчестве художников XVIII столетия, высоко ценился на художественном рынке. Большую известность Де Фабрису принесли акварельные рисунки, исполненные в 1776 для четырехтомного издания Campi Phlegraei (Кампи Флегрей, Лондон, Британский музей). Они были созданы на основе зарисовок с натуры во время путешествий к кратеру вулкана Везувий экспедиции лорда Уильяма Гамильтона, посланника Великобритании при неаполитанском дворе, коллекционера произведений античности и минералов, считавшегося одним из лучших гидов (cicerone) по Неаполю и его окрестностям. Сам У. Гамильтон назвал первое издание и вышедшее вскоре дополнение к нему Supplement to Campi Phlegraei (Глазго, библиотека Хантера при Университете) "вулканическими письмами". Экспедиция лорда Гамильтона начиналась от Портичи, от его виллы "Анжелика". В широких панорамных видах Де Фабрис запечатлел пейзажи, увиденные по пути к Везувию, и рядом с ними хранящие следы истории минералы, образцы лавы и туфа различной формы, извлеченные из пылающего кратера вулкана, который Страбон назвал "Forum Vulcani". Маленькие фигурки любознательных и праздных туристов, что-то зарисовывающих или разглядывающих в бинокль, изображены на фоне потрескавшейся раскаленной почвы вокруг кратера, горных ледников. Фабрис дает "далевой" взгляд на пейзаж, фиксирует точку зрения разглядывающего рисунок. Этот прием будет усвоен живописцами и рисовальщиками неаполитанской "Школы Позилиппо", творчество которых отразило романтические устремления в искусстве Италии. Рисунки Де Фабриса, подобно кинокадрам, передают изменяющиеся впечатления, возникающие по ходу движения экспедиции. Он изображает природу без приукрашенности, обжитой и приближенной к человеку: торжественно восседая на осликах, едут крестьяне по дороге, уводящей от селения Портичи с его домиками, покрытыми белыми плоскими крышами; туристы осматривают теплые серные источники в Сольфатара, расположенном около Поццуоли, гуляют по берегам озер вулканического происхождения — Аверно и Аньяно. По мере продвижения экспедиции изображаемая природа становится суше, склоны с зелеными виноградниками сменяются каменистой почвой с желтой травой, покрытыми льдом тропами. С большим мастерством передает Де Фабрис очарование разнообразной, изменяющейся природы, особой воздушной атмосферы, смягченной близостью моря. Еще И. В. Гете в Итальянском путешествии восхищался "нескончаемой шкалой оттенков" световоздушной среды в окрестностях города. Акварели Де Фабриса не случайно имеют горизонтальную удлиненную форму. Это позволяет достичь в пейзаже единства цвета и света, плавно сблизить планы. Пятно мягко фиксирует динамику распределения света и тени, наблюдаемые на натуре. Средства тонального рисунка художник подчинил правдивому изображению природы. Работы Де Фабриса не только привлекали своей живописностью, но и имели фактическую ценность. Подобно венецианским каприччи и ведуте, римскому "археологическому" рисунку, гуаши и акварели Де Фабриса с видами Неаполя и его окрестностей отразили специфические особенности неаполитанского рисунка XVIII столетия. Они способствовали опровержению механистических картезианских взглядов на природу. Де Фабрис приобрел известность не только как автор рисунков к Campi Phlegraei, но и как автор небольших картин с изображением бытовых сценок в пейзаже или в интерьере. Они получили название — "сцены собеседования" (англ. — conversation pieces, итал. — conversazioni). Его полотно Лорд Фортрозе в своем доме в Неаполе (Эдинбург, Нац. галерея Шотландии) — одна из ранних работ, выполненная в подобном жанре. Впоследствии такие сценки стали писать и побывавшие в Англии венецианские мастера (С. и М. Риччи, Я. Амигони). Живописные работы Де Фабриса, как и его рисунки, пользовались большой известностью не только в Италии, но и в Англии.
Лит.: Causa R. Pittura napoletana dal XV al XIX secolo. Bergamo, 1961.
Е. Федотова
0.00 байт