Де Вос - Соболева, Елена Викторовна

Найдено 1 определение
Де Вос - Соболева, Елена Викторовна

(урожд. Де Вос; по мужу Соболева) [19.7.1875, г. Гент, Бельгия — 12.7.1945, Ленинград] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), оперетты, камерная певица, режиссер и педагог. Род. в семье органиста и вокального педагога. С 1880 жила в Тифлисе, где окончила гимназию. Пению обучалась в Киев. муз. уч-ще (кл. К. Эверарди), затем брала уроки пения в Тифлисе у Д. Усатова, позднее совершенствовалась в Брюсселе у своего дяди Э. Де-Воса. Вокальный дебют состоялся в симф. концерте в Тифлисе в 1893 (вместе с Ф. Шаляпиным). Выступала на оперной сцене в Екатеринославе, Кишиневе (1901), Перми (1903—04, антр. Кравченко), Екатеринбурге (1904, 1909, 1911), Москве (Частная рус. опера С. Мамонтова, 1904; 1908—12), Н. Новгороде, Киеве (1906), Саратове и Казани (1909), Риге (1909—10), Харькове, Одессе, Тифлисе. В 1918—21 солистка и режиссер нижегород. оперного т-ра Пролеткульта. Обладала необычайно выразительным, но небольшим голосом, в совершенстве владела колоратурной техникой. "Голос у Елены Викторовны был суховатый, чуть-чуть старообразный, колоратура чеканная, но не фейерическая. Отличительной чертой ее исполнения было большое изящество пения, дикции и всего ее сценического поведения, редкий в то время в провинции высококультурный общий артистический облик" (С. Левик)*. Репертуар включал св. 60 партий (от лирико-колор. до драм.).


1-я исп. в Екатеринбурге партий: Лейлы ("Искатели жемчуга"), Таис ("Таис"), Мюзетты ("Богема"), Марии ("Царь и плотник"). Лучшие партии: Людмила ("Руслан и Людмила"), Виолетта, Чио-Чио-сан. Др. партии: Антонида, Тамара ("Демон" А. Рубинштейна), Клеопатра ("Маккавеи"), Марфа ("Царская невеста"). Пикколо; Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Изабелла ("Роберт-Дьявол"), Церлина ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Инесса ("Африканка"), Берта ("Иоанн Лейденский"), Маргарита ("Фауст"), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Джильда, Лакме, Маргарита Валуа, Принцесса Евдоксия, Филина, Недда, Олимпия. Среди опереточных партий — Мимоза-сан ("Гейша" С. Джонса), Саффи ("Цыганский барон" И. Штрауса). Партнеры: О. Камионский, М. Максаков, Н. Райский, Л. Савранский, Н. Фигнер, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пела п/у Н. Алмазова, А. Павлова-Арбенина, И. Палиева, И. Палицына.


Выступала в концертах МУЗО на летних площадках и в клубах.


С 1917 преподава в петрогр. Нар. конс., в 1918—22 — в нижегород. Нар. конс., в 1923—40 — в Ленингр. конс. (по приглашению А. Глазунова; с 1926 проф.). Ученики: М. Бикс, В. Давыдова, Т. Докунина, О. Кашеварова, М. Сафронова, Н. Серваль, Г. Серебровский.


Лит.: Полуэктова Н., Коллар В. Музыканты-нижегородцы // Люди русского искусства. — Горький, 1960. С. 280; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 320—321; Козлов А. Она была любимицей публики // Веч. Свердловск. 1975. 25 июля.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008