Дебольский Николай Григорьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Дебольский Николай Григорьевич

Дебольский, Николай Григорьевич - философ и педагог (родился в 1842 г.), сын Григория Сергеевича Дебольского . Читал в Петербургской духовной академии лекции по метафизике, логике и психологии. Состоит членом совета министерства народного просвещения. Главные его труды: ""Введение в учение о познании"" (Санкт-Петербург, 1870), ""О диалектическом методе"" (часть I, Санкт-Петербург, 1872), ""Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики"" (Санкт-Петербург, 1883), ""Философия будущего"" (Санкт-Петербург, 1882), ""О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности"" (Санкт-Петербург, 1886), ""Философия феноменального формализма. I. Метафизика"" (выпуск 1-й, Санкт-Петербург, 1892 - начало обширного труда, в котором философские взгляды Дебольского приведены в цельную систему). В нашем познании, как учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами или категориями ума. Но, по мнению Дебольского, Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, рассматривая ум как вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум. На Дебольского имел большое влияние Гегель. В связи с метафизическим учением Дебольского находятся его взгляды на органическое развитие, и на конечную цель нравственного действия. Признавая гипотезу развития, он, однако, вместо трансформизма принимает преформизм. Высшим благом Дебольский признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей и, в частности, русской философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке. Работы Дебольского по педагогике: ""О подготовке родителей и воспитателей к делу воспитания детей"" (Санкт-Петербург, 1883), ""Философские основы нравственного воспитания"" (Санкт-Петербург, 1880), ""Обзор учебных технических заведений в Германии и Австрии"" (Санкт-Петербург, 1882), ""Наше учебное ведомство и начальная школа"" (Санкт-Петербург, 1884) и другие.

Источник: Биографический словарь. 2008

Дебольский, Николай Григорьевич

ДЕБОЛЬСКИЙ, Николай Григорьевич


Дебольский Николай Григорьевич


— сын Г. С. Дебольского (см.), философ и педагог; род. в СПб. в 1842 г.; образование получил сначала в Горном институте, потом в Спб. университете; был воспитателем в 1-й Спб. военной гимназии, потом инспектором школ Технического общества; читал лекции в Спб. духовной акад. по метафизике, а также, временно, по логике и психологии. В настоящее время состоит председ. педагог. совета гимназии кн. Оболенской в СПб. Помимо статей в общих и педагогич. журналах, главные труды Д. по философии: "Введение в учение о познании" (СПб., 1870), "О диалектическом методе" (ч. I, СПб., 1872), "Вопрос о происхождении человека с точки зрения биологии и этики" (СПб., 1883), "Философия будущего" (СПб., 1882), "О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности" (СПб., 1886), "Философия феноменального формализма. I. Метафизика" (вып. 1-й, СПб, 1892 г. — начало обширного труда, в котором философские взгляды Д. должны быть приведены в цельную систему). В нашем познании, как справедливо учил Кант, чувственное содержание всегда соединено с априорными, сверхчувственными формами, или категориями ума. Но, по мнению Д., Кант ошибался, полагая, что эти категории, будучи сверхчувственными по своему происхождению, ограничены в своем приложении областью чувственного. Познавая сам себя, ум познает сверхчувственную основу всех явлений, познает ту вещь в себе, которой ищет метафизика. Но, признав ум за вещь в себе, следует признать, что это не наш ограниченный, индивидуальный ум, а ум неограниченный, безусловный и творческий, Первоум, или Бог, произведением которого является и индивидуальный ум. Учение Д. на первый взгляд соприкасается с субъективным идеализмом Фихте; но Д. решительно отрицает в Боге атрибут воли. Бог есть только ум, так как по началам критической философии ум есть единственное сверхчувственное, которое мы имеем право признавать. Это, однако, не панлогизм Гегеля, понимавшего ум лишь как форму или закон и таким образом отождествившего индивидуальный ум с Первоумом. Ум божественный не есть только форма или закон: содержание его не противоположно форме, но слито с нею в некоторую целостность. Представить такой конкретный или целостный ум человек не может. Поэтому мы в состоянии лишь умопостигать природу Бога по аналогии с нашим умом. Это и составляет философское умозрение. Органом умозрения служат идеи, или умозрительные понятия ума. — В связи с метафизическим учением Д. находятся его взгляды на органическое развитие и на конечную цель нравственного действия. Признавая гипотезу развития, он, однако, вместо трансформизма принимает преформизм. Высшим благом Д. признает самосохранение верховного неделимого, а этим неделимым считает народный союз. Задача всякой будущей, и в частности русской, философии может быть уподоблена, по его мнению, скорее всего задаче средневековой схоластики, подвергавшей результаты древней мысли формальной обработке. Работы Д. по педагогике: "О подготовке родителей и воспитателей к делу воспитания детей" (СПб., 1883), "Философские основы нравственного воспитания" (СПб., 1880), "Обзор учебных технических заведений в Германии и Австрии" (СПб., 1882), "Наше учебное ведомство и начальная школа" (СПб., 1884) и др.


Я. Колубовский.


{Брокгауз}





Дебольский, Николай Григорьевич


(1842—1918) — философ идеалистического направления и педагог. Был преподавателем метафизики (а также логики и психологии) в СПб духовной академии; состоял членом Совета министерства народного просвещения; был и одним из членов-учредителей "Философского общества" при СПб ун-те (откр. в 1897). Д. один из наиболее видных идеалистических последователей Гегеля в истории русской философии. В своих философских работах Д. проявил большую разносторонность (теория познания, история развития диалектического метода, эволюционная теория и проблемы этики). Философская система Д., которой он дал название "Философии феноменального формализма", носит явный характер влияния философии Гегеля, а также систем Канта и Фихте, хотя с первым он расходится в понимании категорий, а против второго признает сверхчувственным только ум. В связи с такими идеалистическими философскими взглядами Д. в своих работах по теории развития вместо Дарвиновского учения о трансформизме следует гипотезе преформизма. Важное значение имела переводческая деятельность Д., в особенности перевод им 3 тт. "Науки логики" Гегеля. Педагогические труды Д. носят следы влияния его философских взглядов.


Из философских трудов Д., отмеченных влиянием Канта и Гегеля, наиболее интересны: О диалектическом методе, часть 1, СПб, 1872; Философия феноменального формализма, 2 вып., СПб, 1892—95; О высшем благе, СПб, 1886. Д. редактировал рус. перевод трактата Беркли "О началах человеческого знания", а также перевел на рус. яз. "Науку логики" Гегеля.



Лит.: Ланге H. H., Философия феноменального формализма, "Журнал министерства народного просвещения", СПб, 1900, № 4, стр. 197.





Дебольский, Николай Григорьевич



[16(28)11.1842—26.02.1918] — философ, педагог. Род. в Петербурге в семье богослова. Окончил Горный ин-т и естеств. ф-т Петерб. ун-та. В 1868—1871 — воспитатель в военной гимназии. Затем преподавал педагогику в женской гимназии. Был преп. метафизики, логики и психол. в Петерб. Дух. академии (1880—1886). С 1880 служил в Мин-ве нар. просвещения. В 1896—1904 — вице-директор Департамента нар. просвещения. С 1903 — член Совета Мин-ва нар. просвещения. Один из учредители Филос. об-ва в Петербурге (1897). С 1903 почетный член Филос. об-ва. Анализируя филос. взгляды Д., В.В.Зеньковский отмечает их эволюцию от материализма и эмпиризма к кантовскому признанию формальных структур в ощущениях, невыводимых из самих ощущений, а связанных с единством сознающего субъекта; затем он оказался увлеченным Гегелем и пришел к несогласию с ним, к установлению Верховного Существа. Ограниченный, конечный разум, отличный от Бесконечного Разума, обладает лишь созерцательной, а не творческой силой. Филос., восходя к Первоначалу, не может дать нам знание о Первоначале, к-рое остается для нас непознаваемой сущностью, она может лишь обнаружить, что этот Бесконечный Разум (Первоначало) есть лишь "Верховное Разумное Существо" (Гегель превратил Бога в идею, между тем как он есть Существо). (См. подробнее о филос. взглядах Д. в кн. З. "ИРФ". Т.2. Ч.1. С.166—172.) Надо отметить, что Д. был знатоком филос. Гегеля, во многих вопросах (напр., эстетич.) разделял его взгляды. Д. предпринял перевод на рус. яз. 3 томов "Науки Логики" Гегеля. Н.ОЛосский выделяет несколько работ Д. и осн. их идеи, свидетельствующие о глубине осмысления Д. филос. проблем. В работе "О диалектическом методе" Д. проводит различие между формальным логич. методом, как изучающим понятия, и диалектич. методом, как оперирующим идеями. Все понятия, по Д., внутренне противоречивы. Противоречия разрешаются, "если допустить возможность бесконечного синтеза или анализа". Поднимаясь от понятия к идее, мыслитель вступает в сферу бесконечного. Осн. работа Д. — "Философия феноменального формализма". В ней он проводит различие между божественным абсолютным духом и ограниченным умом человека. Абсолютный дух, познающий форму и содержание бытия, познает объекты в себе. Ограниченный ум человека получает доступ только к формальной стороне абсолютного духа, познавая лишь явления. По своим эстетич. взглядам Д. был близок к Гегелю. Прекрасное он понимал как сверхчувственную реальность, выраженную в чувственном образе. Д. принадлежит также ряд соч. по педагогике. В работе "Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии" Д. говорит о догматизме, состоящем "в установлении в качестве аксиом нек-рых положений, признаваемых за самоочевидные истины", как о гл. помехе успешному развитию филос. "Безусловным освобождением мысли от всяких догматических пут" Д. считает "безусловный скептицизм, сомнение во всем, даже в собственном сомнении", источником к-рого "служит выставляемое за аксиому положение: познание как акт сознания может иметь своим предметом лишь состояние сознания" (Л. "ИРФ". С.165—166).



Соч.: Введение в учение о познании. СПб., 1870; О диалектическом методе. Ч.1. СПб., 1872; Философские основы нравственного воспитания. СПб., 1880; Философия будущего. Соображения о ее начале, предмете, методе и системе. СПб., 1882; Лекции по метафизике. СПб., 1884; О высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886; Философия феноменального формализма. Вып.1—2. СПб., 1892—1895; Понятие красоты // ЖМНП. 1898. № 8; Об эстетическом идеале // Вопросы философии и психологии. 1900. Ноябрь — декабрь; Логика Гегеля в ее историческом основании // ЖМНП. 1912. № 8; Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии // Там же. 1914. № 1—4; Трансцендентальный реализм Гартмана // Новые идеи в философии. Сб.13. Современные метафизики. СПб., 1914; О непосредственном знании. СПб., 1917.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008