ДЕБЮССИ
ДЕБЮССИ
Клод Ашиль (1862–918) — французский композитор, пианист, дирижер, основоположник музыкального импрессионизма. Отказавшись от тради-ций немецкого романтизма, разработал новые принципы мелодики и гармонии, в основу которых был положен целотонный лад, приближающий музыку к восточной традиции. Творчество Дебюсси отмечено яркой само-бытностью, поэтичностью, преобладанием светлых, ра-достных эмоций, богатством красок. В нем сочетаются типично французские черты: хороший вкус, чувство меры, изящество формы с красочностью музыки. Стремясь запечатлеть в звуках мгновенные ощущения, мимолетные впечатления, тончайшие оттенки эмоций, Дебюсси об-новил средства музыкальной выразительности и создал новые типы произведений. Не отказываясь от рацио-нальной организации музыкального материала, стройности пропорций, он избегал классических форм, тради-ционных принципов тематического развития. Это способствовало обращению Дебюсси к поэзии фран-цузских символистов — П. Верлена, С. Малларме, Ш. Бодлера и других, ставшей основой для создания ранних романсов композитора («Чудесный вечер», «Ман-долина» и др.), оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1894) и его единственной оперы «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902), написанной на сю-жет символической драмы М. Матерлинка. И компози-тор, и драматург сосредоточили основное внимание на интенсивной внутренней жизни героев, раскрываемой путем тончайшей звукописи, декламационного речитативного начала, воплощающего интонации живой речи. Своими предшественниками в этом плане Дебюсси называл русских композиторов А. Бородина и «неповторимого» М. Мусоргского. В оркестровых и фортепианных сюитах он стремился передать своеобразие музыки разных народов: испанцев («Вечер в Гренаде», «Ворота Альгамбры», «Прерванная серенада»), американцев («Генерал Лявин-эксцентрик», «Менестрели»), греков («Дельфийские танцовщицы»). В последние годы жизни Дебюсси обратился к сценическим жанрам. Его балеты «Камма», «Игры», привлекли внимание С. Дягилева, осу-ществившего их постановку.