ДЕБЮССИ

Найдено 1 определение
ДЕБЮССИ
Клод Ашиль (1862–918) — французский композитор, пианист, дирижер, основоположник музыкального импрессионизма. Отказавшись от тради-ций немецкого романтизма, разработал новые принципы мелодики и гармонии, в основу которых был положен целотонный лад, приближающий музыку к восточной традиции. Творчество Дебюсси отмечено яркой само-бытностью, поэтичностью, преобладанием светлых, ра-достных эмоций, богатством красок. В нем сочетаются типично французские черты: хороший вкус, чувство меры, изящество формы с красочностью музыки. Стремясь запечатлеть в звуках мгновенные ощущения, мимолетные впечатления, тончайшие оттенки эмоций, Дебюсси об-новил средства музыкальной выразительности и создал новые типы произведений. Не отказываясь от рацио-нальной организации музыкального материала, стройности пропорций, он избегал классических форм, тради-ционных принципов тематического развития. Это способствовало обращению Дебюсси к поэзии фран-цузских символистов — П. Верлена, С. Малларме, Ш. Бодлера и других, ставшей основой для создания ранних романсов композитора («Чудесный вечер», «Ман-долина» и др.), оркестровой прелюдии «Послеполуденный отдых фавна» (1894) и его единственной оперы «Пеллеас и Мелизанда» (1892–1902), написанной на сю-жет символической драмы М. Матерлинка. И компози-тор, и драматург сосредоточили основное внимание на интенсивной внутренней жизни героев, раскрываемой путем тончайшей звукописи, декламационного речитативного начала, воплощающего интонации живой речи. Своими предшественниками в этом плане Дебюсси называл русских композиторов А. Бородина и «неповторимого» М. Мусоргского. В оркестровых и фортепианных сюитах он стремился передать своеобразие музыки разных народов: испанцев («Вечер в Гренаде», «Ворота Альгамбры», «Прерванная серенада»), американцев («Генерал Лявин-эксцентрик», «Менестрели»), греков («Дельфийские танцовщицы»). В последние годы жизни Дебюсси обратился к сценическим жанрам. Его балеты «Камма», «Игры», привлекли внимание С. Дягилева, осу-ществившего их постановку.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
0.00 байт

Взаимоотношения музыки и прозаического текста в вокальном цикле К. Дебюсси «Лирические прозы»

Живулина Елена Викторовна
Статья посвящена анализу вокального цикла К. Дебюсси «Лирические прозы». Вокальная музыка представляет интерес, так как оба ее компонента музыка и слово, а также их взаимодействие могут быть предметом научного исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Некоторые аспекты исполнительского прочтения Этюдов Дебюсси

Портная Ирина Викторовна
Автор выявляет некоторые аспекты, влияющие на интерпретацию Этюдов Дебюсси.
Читать PDF
0.00 байт

Р. Вагнер и К. Дебюсси: к вопросу о мифологических основах творчества

Перич Олеся Валерьевна
В статье рассматривается проблема соотношения музыки и мифа. В частности делается попытка выявить мифологическую основу творчества Р. Вагнера и К. Дебюсси, исходя из стилистических особенностей эпохи.
Читать PDF
0.00 байт

Запад и Восток: история культуры в эпистолярном наследии Клода Дебюсси

Купец Любовь Абрамовна
Рассматривается эпистолярное наследие французского музыканта, создавшего основные концепты музыкальной картины мира ХХ века.
Читать PDF
0.00 байт

Фракталы в музыке Клода Дебюсси

Гончаренко Светлана Сергеевна
В статье рассмотрены фракталы в композициях К. Дебюсси симметрия подобия, которую обеспечивают конструктивные функции отдельных звуков, интервалов, созвучий, кратких мотивов.
Читать PDF
0.00 байт

Форма: консонанс/диссонанс (на примере прелюдий Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса»)

Ушаков Дмитрий Феликсович
В работе рассматриваются принципы формообразования в музыке Клода Дебюсси на примере двух прелюдий «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса».
Читать PDF
0.00 байт

Символистская линия в вокальной лирике К. Дебюсси (на примере романса «Фонтан» из цикла «Пять стихот

Асатурян А.
В статье рассматриваются особенности музыкального претворения символистской поэзии в творчестве К. Дебюсси. Автором дано аналитическое описание одного из номеров вокального цикла «Пять поэм Ш.
Читать PDF
0.00 байт

К особенностям стиля сюиты «По белому и черному» К. Дебюсси

Курасова Тамара Ивановна
Сюита выделяется из всего многообразия музыкальных жанров эпохи барокко. ХХ век привнес в нее новые черты. К.
Читать PDF
0.00 байт

Композиционная техника К. Дебюсси в лирической драме «Пеллеас и Мелизанда»: новая трактовка жанра оп

Павлов Д.Н.
В статье раскрывается значение композиционной техники К. Дебюсси в создании оперы «Пеллеас и Мелизанда», знаменовавшей новый этап в эволюции музыкального театра.
Читать PDF
0.00 байт

ОБРАЗ ЛУННОГО СВЕТА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ К. ДЕБЮССИ

Садуова Алия Талгатовна, Махней Светлана Ивановна
В центре статьи четыре произведения К. Дебюсси: романс «Лунный свет» на стихи П.
Читать PDF
0.00 байт

МЕСТО ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИССЛЕДОВАНИИ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ ФОРТЕПИАННОЙ МУЗЫКИ ДЕБЮССИ

Портная Ирина Викторовна
Статья посвящена анализу роли информационных ресурсов, технологий и возможностей интернета в учебном процессе работы над музыкальным произведением в классе фортепиано, способствующих наиболее полному и разностороннему охвату матер
Читать PDF
0.00 байт

СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ЦИКЛЕ "ЭСТАМПЫ" К. ДЕБЮССИ

Майданевич Тамара Леонидовна
Статья посвящена теме синтеза искусств в фортепианном цикле «Эстампы» французского композитора Клода Дебюсси.

Похожие термины:

  • ДЕБЮССИ Клод

    (Ашиль) (22 VIII 1862, Сен-Жермен-ан-Ле, близ Парижа - 25 III 1918, Париж) Французского композитора К. Дебюсси часто называют отцом музыки XX в. Он показал, что каждый звук, аккорд, тональность могут быть услышаны