ДЕГТЯРЕВ Степан Аникиевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Дегтярев Степан Аникиевич

Дегтярев, Степан Аникиевич - известный композитор (1766 - 1813). Был крепостным графа Шереметева и пел в его хоре. Учился музыке у Сарти, с которым ездил в Италию. Вернувшись, стал капельмейстером хора и домашнего театра графа Шереметева. По духовному завещанию графа Дегтярев получил волю, но остался без средств и, уезжая из владений графа, не мог нанять подводы, чтобы увезти свои вещи. Он сжег тогда все свои ноты и рукописи, вследствие чего до нас дошла лишь часть его сочинений, распространившихся в копиях по церковным хорам России. Общее число сохранившихся сочинений Дегтярева (главным образом, концертов) не превышает 60-ти; из них немногие напечатаны (у П. Юргенсона ). Дегтярев - автор первой русской оратории ""Минин и Пожарский"", на слова Н.Д. Горчакова, исполненной в первый раз в 1811 г. в Москве под личным управлением автора и имевшей огромный успех; повторена в 1818 г., при открытии памятника Минину и Пожарскому . Другие оратории Дегтярева: ""Освобождение Москвы в 1812 г."" и ""Бегство Наполеона""; последняя осталась неоконченной. Две первые оратории изданы в Москве в последнее время. Дегтярев перевел с итальянского языка сочинение Манфредини ""Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке"" (Санкт-Петербург, 1805). Духовно-музыкальные сочинения Дегтярева написаны в полуитальянском стиле, весьма мелодичны, проникнуты настроением и свидетельствуют о музыкальном даровании. Дегтярев приобрел известность еще при жизни не только в России, но и за границей: о его сочинениях писали в европейских повременных изданиях. Он постоянно, однако, страдал от материальных невзгод и под конец жизни, чтобы иметь заработок, принял место регента у одного помещика Курской губернии.

Источник: Биографический словарь. 2008

ДЕГТЯРЕВ Степан Аникиевич
(1766, с. Борисовка, ныне Курская обл. - 5 V 1813)
Современник Д. Бортнянского, ровесник Н. Карамзина, С. Дегтярев (или, как он сам подписывался, Дехтярев) занял в истории русской музыки заметное место. Автор многих хоровых концертов, уступавших, по мнению современников, лишь сочинениям Бортнянского, создатель первой русской оратории, переводчик и комментатор первого на русском языке универсального в своей широкоохватности труда по музыке (трактата В. Манфредини) - вот главные заслуги Дегтярева. В его сравнительно недолгой жизни сталкивались крайности - почет и унижение, служение музам и обслуживание хозяина: он был крепостным. Мальчиком его вывезли при наборе певчих из далекого от обеих столиц села Борисовка - вотчины Шереметевых, дали блестящее для крепостного образование, предоставив возможность, помимо прочего, посещать лекции в Московском университете и обучаться музыке у европейской знаменитости - Дж. Сарти, с которым, согласно легенде, он предпринял в целях совершенствования образования кратковременную поездку в Италию. Дегтярев был гордостью известного крепостного театра и капеллы Шереметевых в пору их расцвета, участвовал в концертах и спектаклях как хормейстер, дирижер и актер, выступал в главных ролях вместе со знаменитой Парашей Жемчуговой (Ковалевой), обучал пению, создавал для капеллы собственные сочинения. Добившись таких вершин славы, которых не достиг ни один из крепостных музыкантов, он, однако, всю жизнь испытывал тяжесть своего крепостного положения, о чем свидетельствуют распоряжения графа Шереметева. Обещанная и годами ожидавшаяся вольная была дана сенатом (поскольку после смерти графа не обнаружилось необходимых документов) лишь в 1815 году - через 2 года после смерти самого Дегтярева.
В настоящее время известны названия более 100 хоровых произведений композитора, из них обнаружено примерно две трети сочинений (в основном в виде рукописей). Вопреки обстоятельствам жизни Дегтярева, но в соответствии с господствовавшей эстетикой в них преобладает мажорный гимнический тон, хотя, быть может, особенно впечатляют моменты скорбной лирики. Композиторский стиль Дегтярева тяготеет к классицистскому. Величественная простота, продуманность и уравновешенность форм его произведений вызывают ассоциации с архитектурными ансамблями того времени. Но при всей сдержанности в них ощутима и трогательная чувствительность, навеянная сентиментализмом.
Самое известное сочинение композитора - оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (1811) - запечатлело настроения высокого общественного подъема, единения всего народа и во многом перекликается с создававшимся тогда же прославленным памятником К. Минину и Д. Пожарскому И. Мартоса на Красной площади. Сейчас происходит возрождение интереса к творчеству Дегтярева, и многим, думается, еще предстоит открыть для себя этого мастера. /О. Захарова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Дегтярев, Степан Аникиевич

— известный русский композитор духовной и светской музыки (1766—1813). В детстве пел в капелле графа Шереметева. Музыкальным образованием Д. обязан композитору Сарти, с которым ездил в Италию. Он написал много духовных произведений, среди которых до 60 концертов. Особенную известность приобрели: "Херувимская", "Достойно есть", "Отче наш". Об оратории его "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы в 1612 г." говорилось не только в русской, но и в заграничной печати. Д. перевел на русский язык учебник Канонедини (1805 г.). Оставил недоконченною ораторию: "Бегство Наполеона".


Н. С.


{Брокгауз}





Дегтярев, Степан Аникиевич


(Дехтерев) — род. 1766, ум. 1813; пел альтом в хоре гр. Шереметева, пользовался уроками музыки у Сарти в СПб. и затем в Италии, вернувшись откуда сделался капельмейстером хора и домашнего театра гр. Шереметева. В свое время считался видным духовным композитором. Д. написал до 60 концертов ("Слава в вышних Богу", "Достойно есть" и др.) и, кроме того, несколько отдельных песнопений, чрезвычайно распространенных в провинциальных певческих хорах. Сочинения Д. не напечатаны, за немногими исключениями. Д., кроме того, известен как автор первой русской оратории "Минин и Пожарский" на слова Н. Д. Горчакова. Оратория впервые была исполнена в Москве (1811) с огромным составом музыкальных сил под личным управлением Д. Второй раз ее исполнили в Российском Благородном Собрании в Москве в день открытия памятника Минину и Пожарскому в 1818. Д. написал еще оратории "Освобождение Москвы в 1812" и "Бегство Наполеона" (не окончена) и перевел с итальянского соч. Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке". СПб. 1805.


{Риман}





Дегтярев, Степан Аникиевич


композитор церковн. муз.; р. 1766, † 23 апр. 1813 г.


{Половцов}





Дегтярев, Степан Аникиевич


(иначе Дехтяpев; 1766—1813) — композитор. Был крепостным графа Шереметева, имевшего в своей подмосковной собственную крепостную "капеллу" и театр. Д. обратил на себя внимание музыкальными способностями, был отдан в ученики к знаменитому итальянскому композитору Сарти, в обществе которого совершил путешествие по Италии. По возвращении Д. занял должность капельмейстера шереметевской капеллы и театра. Как музыкант и композитор Д. является представителем группы рус. композиторов-"итальянцев", культивировавших в России итальянскую музыку, наиболее излюбленную и модную в придворных и "высших" сферах современного ему общества. В силу этого произведения Д. носят сильный отпечаток "итальянщины", изобилуя руладами и фиоритурами. Произведения Д. принадлежат почти исключительно к духовно-певческой области и представляют в значительном большинстве так называемые концерты. Несмотря на указанные выше недостатки, сочинения Д., общим числом около 60, весьма мелодичны, полны глубокого чувства и доказывают значительную одаренность их автора. Наибольшую славу создали Д. его оратории: "Торжество России", "Минин и Пожарский" (исполненная в Москве под управлением автора в 1811), "Освобождение Москвы в 1812 году" и "Бегство Наполеона" (неоконченная). Сочинения Д. принесли ему известность не только на родине, но и за границей. Ему также принадлежит перевод на рус. язык книги Манфредини "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыке". Из сочинений Д. изданы, уже в позднейшее время, две из его ораторий ("Минин и Пожарский" и "Освобождение Москвы"), а также несколько концертов, все же остальные сочинения (многие из них до нас не дошли) находятся в рукописях.


М. Бражников.





Дегтярев, Степан Аникиевич


(Дехтерев; род. в 1766 в с. Борисовка Курской губ., ум. 5.V.1813 там же) — рус. композитор (крепостной гр. Н. Шереметева до 1803). Муз. образование получил в Петербурге у Дж. Сарти, затем в Италии. Был дирижером и композитором крепостных театральных орк. в имениях Н. Шереметева — Кусково и Останкино. В историю отечественной музыки Д. вошел как основоположник жанра рус. национальной оратории.


Соч.: оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (1811), по некотор. свед. "На освобождение Москвы" (1812), "Бегство Наполеона" (неоконч.); 60 хор. концертов и др. произв. духовн. музыки; книга "Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки" (1805, перевод с итал. книги В. Манфредини "Правила гармонии").

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
4.36 мб

СТЕПАН АНИКИЕВИЧ ДЕГТЯРЕВ. КАТАЛОГ ЦЕРКОВНЫХ КОНЦЕРТОВ

Лебедева-Емелина Антонина Викторовна
В каталоге собрана вся известная информация о духовных концертах Степана Аникиевича Дегтярева и публикуются вновь найденные произведения.