ДЕЙНЕКА
ДЕЙНЕКА
Александр Александрович (1899–1969) — русский живописец, график и скульптор. Он ввел в искусство новые представления о пространстве, контрастную взаимосвязь больших плоскостей с под-черкнуто объемными формами, выразительные приемы ритмических и силуэтных сопоставлений, острое вос-приятие современности, динамического ритма эпохи. Член Общества станковистов А. Дейнека создал яркий образец монументальной станковой картины — «Оборона Петрограда» (1927). Как признавался сам художник, сдержанностью деталей, скупым колоритом, четкостью силуэтов верхнего и нижнего ярусов, строгим ритмом выразительных линий он хотел добиться «впечатления мужества, воли и тяжелых страданий». В тридцатые годы Дейнека сумел сохранить индивидуальный почерк, вер-ность выработанным в первое революционное десятилетие принципам искусства. Вечные темы материнства, детства с его мечтами, с мальчишеским увлечением тех-никой раскрываются в его лучших картинах «Мать» (1932), необычной по своей композиции и близкому языку фрески живописному строю, и «Будущие летчики» (1938). Первый в советском искусстве обобщенный образ воина, насмерть сражавшегося с фашистами за жизнь на земле, за свободу и достоинство человека, был создан в многоплановой, построенной на контрасте, динамически-экспрессивной картине Дейнеки «Оборона Севасто-поля» (1942). С его именем связано появление в живописи военного пейзажа, суровость и настороженность которого подчеркнуты такими деталями, как надолбы, стальные «ежи», аэростаты («Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.», «Вечер. Патриаршие пруды», 1941 г.). Дейнека известен и как талантливый монументалист, создатель мозаик для станции метрополитена «Маяковская» (1939), «Павелецкая» (проект был изменен, часть композиций — на станции «Новокузнецкая»). Художественные находки последних лет отразились в мозаиках «Лыжники» (1950), «Хорошее утро» (1960), «Доярка» (1960–1961).
ДЕЙНЕКА
Александр Александрович (1899, Курск – 1969, Москва), русский живописец, скульптор, график, монументалист. Учился в Харьковском художественном училище (1915–17), во Вхутемасе (1920–25) у В. А. Фаворского и И. И. Нивинского, тогда же познакомился с В. В. Маяковским и плакатистом Д. С. Моором. Член-учредитель Общества станковистов (ОСТ), член общества «Октябрь», член Российской ассоциации пролетарских художников.
Дейнека – мастер книжной и журнальной графики, которую отличает особая, «плакатная» выразительность. Художественные средства живописи обогатил элементами новых видов искусства: кино, фотографии, плаката. Картины 1920-х гг. тяготеют к монументальным формам, их пространственное и ритмическое построение напоминает об опыте конструктивизма. В полотнах, посвященных возведению нового мира («Перед спуском в шахту», 1925; «На стройке новых цехов», 1926), Дейнека «монтирует» на плоскости объемные, взятые крупным планом фигуры людей и ажурное кружево конструкций. Он словно выхватывает фрагменты из панорамы огромной стройки, в которую превратилась вся страна. В «Обороне Петрограда» (1927) две контрастные по ритму и пластике шеренги бойцов и раненых образуют двухъярусную композицию; монохромная цветовая гамма усиливает эмоциональную напряженность.
В 1930-е гг. картины Дейнеки насыщаются светом и радостью. «Мать» (1932) воссоздает образ материнства, исполненный нежности и любви. Художник обращается также к темам спорта и авиации. В «Будущих летчиках» (1937) фигурки мальчиков, наблюдающих полет гидроплана, воплощают молодость и мечту о светлом будущем. Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). В 1930–50-е гг. Дейнека активно работал как скульптор, писал панно для международных выставок, выполнил мозаики для станций метро «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1940–43), мозаичные портреты ученых для нового здания МГУ им. М. В. Ломоносова (1947–53). Преподавал во Вхутеине (1928–30) и др. учебных заведениях. Живопись Дейнеки (особенно периода ОСТа) оказала влияние на творческие поиски художников «сурового стиля».
Дейнека – мастер книжной и журнальной графики, которую отличает особая, «плакатная» выразительность. Художественные средства живописи обогатил элементами новых видов искусства: кино, фотографии, плаката. Картины 1920-х гг. тяготеют к монументальным формам, их пространственное и ритмическое построение напоминает об опыте конструктивизма. В полотнах, посвященных возведению нового мира («Перед спуском в шахту», 1925; «На стройке новых цехов», 1926), Дейнека «монтирует» на плоскости объемные, взятые крупным планом фигуры людей и ажурное кружево конструкций. Он словно выхватывает фрагменты из панорамы огромной стройки, в которую превратилась вся страна. В «Обороне Петрограда» (1927) две контрастные по ритму и пластике шеренги бойцов и раненых образуют двухъярусную композицию; монохромная цветовая гамма усиливает эмоциональную напряженность.
В 1930-е гг. картины Дейнеки насыщаются светом и радостью. «Мать» (1932) воссоздает образ материнства, исполненный нежности и любви. Художник обращается также к темам спорта и авиации. В «Будущих летчиках» (1937) фигурки мальчиков, наблюдающих полет гидроплана, воплощают молодость и мечту о светлом будущем. Великая Отечественная война нашла отражение в полотнах «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» (1941), «Оборона Севастополя» (1942). В 1930–50-е гг. Дейнека активно работал как скульптор, писал панно для международных выставок, выполнил мозаики для станций метро «Маяковская» (1938), «Новокузнецкая» (1940–43), мозаичные портреты ученых для нового здания МГУ им. М. В. Ломоносова (1947–53). Преподавал во Вхутеине (1928–30) и др. учебных заведениях. Живопись Дейнеки (особенно периода ОСТа) оказала влияние на творческие поиски художников «сурового стиля».
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007