объективная историческая реальность, противостоящая субъекту исторического познания (1). В классической науке понятие «объективная историческая реальность» является синонимом понятия «историческая действительность». Определение исторической действительности через понятие «объективная реальность», с одной стороны, подчеркивает важный момент - существование прошлого до сознания субъекта исторического познания, с другой стороны, не позволяет различать в теоретическом сознании историческую действительность и историческую реальность. В неклассической исторической науке существует два «мира прошлого»: мир исторической действительности и мир исторической реальности. Мир исторической действительности - это прошлое, вовлеченное в процесс исторического познания; мир исторической реальности - это образ прошлого, сконструированный в сознании субъекта исторического познания. Не все то, что принадлежит миру исторической действительности, становится миром исторической реальности, но только то, что проходит своего рода методологическую «цензуру» в определенном культурно-эпистемологическом контексте, поскольку методология определяет, в конечном счете, предметное поле исторического познания. Д. и. как прошлое существует в настоящем в трех формах: 1) утилитарное прошлое - прошлое как дидактический сегмент настоящего; 2) зафиксированное прошлое - продукты прошлой человеческой деятельности, сохранившиеся в настоящем; 3) когнитивное прошлое - образ прошлого в историческом сознании (2). Д. и. как историческое бытие существовало до субъекта исторического познания, т. е. объективно, но как постигнутое историческое бытие является продуктом исторического познания и существует только в историческом сознании (3). Д. и. - это, с одной стороны трансцендентное прошлое, т. е. то прошлое, которое не оставило «считываемых следов» и растворилось во времени (темподесинентное прошлое), а с другой - трансцендентальное прошлое, т. е. то прошлое, которое оставило «следы» и стало доступным, благодаря этим «следам-посредникам» как основы реконструкции исторической действительности. «Следы-посредники» как трансцендентальное, в котором существует Д. и. - это содержание, соединяющее разные исторические реальности.
Реконструкция исторической действительности через «следы-посредники» в историческом сознании различных субъектов исторического познания сопровождается производством разных картин исторической реальности как репрезентаций «мира истории». Эти картины-репрезентации, представленные в виде различных когнитивных образов или систем когерентных понятий и логически непротиворечивых умозаключений, будучи поставлены на место исторической действительности, посылают такие же личные «послания» субъектов познавательной деятельности, как и сама историческая действительность.
Лит.: 1) Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987; 2) Оукшот М. Деятельность историка // Оукшот М. Рационализм в политике и другие статьи. М.: Идея-Пресс, 2002; 3) Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени / Пер. Е. В. Борисова. Томск: Водолей, 1997. А. В. ЛУБСКИЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКАЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.