ДЕИСУС

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ДЕИСУС
в европейском средневековом искусстве композиция с изображением Христа посередине и обращенных к нему в молитвенных позах богоматери и Иоанна Крестителя.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Деисус
(deesis – моление) – икона, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении, богоматерь по правую и Иоанна Предтечу по левую его сторону в молитвенной позе. Иногда Деисусом называют ряд икон, в котором помещен собственно Деисус, а иногда и весь многоярусный иконостас. См. Иоанн Креститель, Иконостас.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Деисус
(греч. моление) – икона, изображающая Иисуса Христа в архиерейском облачении, с Богородицей справа от Христа и с Иоанном Крестителем слева, помещаемая над иконой Тайной вечери в 3м ярусе иконостаса. Д. называют также триптих вышеназванных икон и целый деисусный чин – многоиконную композицию в иконостасе, центром которой являются три указанные иконы, а по обеим сторонам Д. симметрично располагаются иконы архангелов, апостолов и других святых.

Источник: Краткий православный словарь.

ДЕИСУС
Слово в переводе с греческого означает «моление». Икона или группа икон со специфической композицией. В центре изображается Христос Вседержитель (Пантократор), а справа и слева от него соответственно Иоанн Креститель и Богоматерь. Кроме этих основных фигур в деисусе изображаются архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, а также другие избранные святые в строго определенном порядке. В деисусе средствами живописи передается идея заступничества святых за людей перед Христом, Великим Судией. Деисусный чин – ряд икон иконостаса, в котором помещен деисус.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ДЕИСУС
(греч. Deesis — моление) — композиция из трех икон, изображающих Христа посередине и обра-щенных к нему в молитвенных позах Богоматерь (слева) и Иоанн Креститель (справа) или двух ангелов по сторо-нам. Она размещалась во втором ярусе иконостаса, слу-жила ядром деисусного чина, в котором помимо выше-указанных трех икон располагались архангелы Михаил и Гавриил, а также апостолы из числа двенадцати, из которых ближайшими к Христу были Петр и Павел. Такой состав деисуса утвердился к XIV в. для всех стран визан-тийского круга, кроме Руси, где в деисусный чин вклю-чали Василия Великого, Иоанна Златоуста, великомучеников Георгия и Дмитрия. Именно таков был деисусный чин, созданный в 1399–1405 гг. Феофаном Греком. Дальнейшее развитие русского иконостаса связано с уве-личением числа икон деисусного чина, который в XV в. пополнился иконами апостолов Иоанна Богослова и Андрея Первозванного, святых Григория Богослова и Николая Чудотворца. В
XVI в. число икон еще возрос-ло — включались преподобные столпники Симеон и Даниил, московские митрополиты Петр и Алексий, русские святые Сергий Радонежский, великомученики Борис и Глеб и др. Такой усложненный состав деисусного чина сохранился до середины XVII в. (до никоновской реформы), после чего он был приведен к общему для всех православных церквей канону — икон двенадцати апостолов, стоящих по сторонам икон архангелов. Лишь в провинции сохранялись усложненные деисусные чины, к которым русская церковь стала возвращаться повсеместно с XIX в. с развитием ретроспективных тенденций в церковном искусстве.
Не оставались неизменными и изображения трех главных икон, определяющих композиционный строй всего деисусного чина. Деисусы могли быть с изобра-жением в рост, поясные и только голов. Обычно Христос изображается сидящим на троне, благословляющим, с Евангелием в руках. Богоматерь (слева) и Иоанн Предтеча (справа) — в позе молитвы, иногда со свит-ками в руках. С течением времени образ Христасудии сменился образом его как главы небесной и земной церкви, что подчеркивало идею единства Земной и Небесной церкви, покровительства Небесного царства Земному. Помимо Феофана Грека знаменитые деисусы созданы Андреем Рублевым и Даниилом Черным для Успенского монастыря, Дионисием, Феодосием для Ферапонтова монастыря.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Икона «Деисус» второй половины XVI века из собрания Изборского музея-заповедника

Васильева Ольга Анатольевна
В статье анализируется композиция и стилистические особенности иконы «Деисус» из Изборского музея в контексте русского искусства и псковской истории, рассматривается история изучения и реставрации культовой живописи из фондов музе
Читать PDF
0.00 байт

Образ святого Леонтия Ростовского в деисусном чине иконостаса Преображенского собора в Ярославле

Юрьева Татьяна Владимировна
На примере образа святого Леонтия Ростовского, традиционно входящего в состав деисусного чина русского высокого иконостаса, рассматривается связь литургического действа и иконостасной композиции.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ДЕИСУС. деисусный чин

    греч. — моление, прошение) — икона или группа икон, имеющая в центре изображение Христа-Вседержителя (Пантократора), а справа и слева от него соответственно — Богоматери и Иоанна Крестителя, предс
  • Чин деисусный

    композиция из множества икон, центром которой являются три иконы: Образ Спасителя, Образ Божьей Матери и Образ Иоанна Предтечи. По обе стороны от деисуса располагают образы апостолов, архангелов и