Деяния мучеников
Деяния мучеников
Название это в широком значении обозначает 3 группы памятников античной литературы, написанных в основном по-гречески и по-латыни. Это протоколы дел мучеников (acta martyrum), описания мученичеств (passiones, martyria), а также легенды о мучениках. В узком смысле к "деяниям мучеников" принадлежат только произведения первой группы. Основаны эти судебные протоколы на допросах христиан. В литературном плане не представляют большой ценности, однако имеют значение в качестве исторических источников. К этой группе принадлежат бесспорно подлинные протоколы о мученичестве св. Юстина, мучеников из Скиллума (самое древнее христианское произведение, написанное по-латыни), проконсульские протоколы св. Киприана и других. Другую группу составляют литературные обработки показаний свидетелей и мучеников, чаще всего записанные со слов очевидцев. Кроме заботы об исторической правде, там можно заметить литературные амбиции. К этой группе принадлежат: описание мученичества св. Поликарпа (письмо смирненской общины к христианам в Филомелии), мученичества лионцев (письма лионской общины к общинам в Малой Азии), а также наиболее выдающееся произведение этой группы, рассказывающее о мученичестве св. Фелиситы и Перпетуи, сохранившееся в латинской и греческой версиях и состоящее из записей самой Перпетуи, описывающих пережитое рассказчиками с момента ареста, из видений Сатуруса и драматического описания мучений Перпетуи, Фелиситы и их товарищей, записанного со слов очевидца. Автором всего произведения был, вероятно, Тертуллиан. Легенды о мучениках создавались обычно позднее и не представляли значительной исторической ценности, хотя им невозможно отказать в некоторой исторической правдивости. С литературной точки зрения они представляются нагромождением преувеличений, чудес и неправдоподобных событий. Принадлежат к ним описания мученичества св. Цецилии, св. Себастьяна, св. Агнессы и др. А. оказали большое влияние на формирование агиографической литературы.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999