(греч. — «десятисловие») — десять за-поведей, содержащие религиозно-этические принци-пы, составляющие основу иудаизма и христианства. Они содержатся в Пятикнижии Моисеевом (Ветхий завет), сформировавшись в IХ–VII вв. до н.э., отразив реальные процессы, происходившие в древнееврейском обществе, в котором шло формирование государства. По преданию, эти заповеди были получены ев-рейским народом непосредственно от Бога. Их можно разделить на две группы. Первые четыре заповеди фиксируют вероучительно-обрядовые предписания древнееврейской религии: требование строгого едино-божия, запрещение поклонения другим богам, упоминания имени бога понапрасну и требование соблюдение субботы. Остальные шесть заповедей имеют непосредственное отношение к нравственности. Это требование почитать своих родителей, запреты убивать, прелюбодействовать, красть, лжесвидетельствовать, желать чужого.
Заповеди ветхозаветного декалога имеют запретительный характер, перечисляя лишь то, что человек не должен делать. Положительный нравственный идеал был сформулирован уже в рамках Нового Завета в знаменитой Нагорной проповеди. В первой ее части содержатся требования, предъявляемые Богом к людям (нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие правды, милостивые, миротворцы и изгнанные за правду), за их соблюдение обещана награда на том свете. Во второй части изложены основные требования христианской морали в противовес ветхозаветным нормам, (не про-тивься злому, люби врагов своих, не клянись, не суди, не разводись, не заботься о завтрашнем дне, ищи царствие небесное). Нагорная проповедь вместе с дека-логом лежит в основе христианской этики, являясь идеалом, к которому следует стремиться, а не реальной нормой.
0.00 байт
Декалог в таргуме Неофити I: литургическая риторика поздней античности
Статья посвящена изучению древнего жанра религиозной литературы литургической (богослужебной) риторике. Этот уникальный жанр был обнаружен только в библейской литературе, написанной на древнееврейском языке.