начальник десяти человек в древнеримском войске. Сегодня — руководитель одного из факультетов в вузе.
ДЕКАН
ДЕКАН
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Декан
Декан (Deccan Sanskrit dakshin, south), плоскогорье, имеющее форму треугольника и занимающее большую часть п-ова Индостан, к Ю. от р. Нармада. Многие стремились добиться полного контроля над всей терр. Д., и нек-рым , напр. Ашоке (ок. 250 до н.э.), Аурангзебу (кон. 17 в.), а также англ, колон, властям (19 в.), это удавалось. В промежутках между недолговечными объединениями, создававшимися иноземными завоевателями, за власть боролись местные династии, напр. Чо-ла (10—13 вв. н.э.), добиваясь господства над частью региона. В то время как на Ю. укреплялась индусская империя Виджаянагар (ок. 1345 — ок. 1565 гг.), на С. мусульм. династия Бахманидов основала свое гос-во (ок. 1347 г.). Позже оно распалось на пять султанатов, к-рые поочередно подпадали под власть расширявшейся в 17 в. империи Великих Моголов. Индусы начали вновь обретать силу в 18 в., когда о себе заявили разл. княжества маратхов, однако после побед, одержанных англичанами в нач. 19 в., большинством выживших княжеств, как мусульм., так и индусских, завладела Ост-Индская компания. Нек-рые княжества, такие, как Хайдарабад, сумели договориться с англичанами об установлении взаимоприемлемых отношений.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Декан
, Александр Габриель (Decamps, Alexandre Gabriel) 1803, Париж — 1860, Фонтенбло. Французский живописец и график, близок к романтизму. Несколько месяцев учился у А. де Пюжоля, затем предпочел работать самостоятельно. Молодой художник с увлечением рисует на улицах жанровые сценки, метко подмечает характерные позы, движения, забавные ситуации, находит живописный типаж. Охотно копирует в Лувре. Его сатирические рисунки печатаются в Фигаро, Шаривари (1830—1831). В 1824 побывал в Швейцарии, в 1827 — в Турции, Италии. Поездка в Турцию сыграла важную роль в его художественной карьере. Прожив около года в предместьях Смирны, Декан собрал большой материал: сотни рисунков, набросков, этюдов в цвете — все это стало важным подспорьем в будущей работе. Его имя приобрело известность после Салона 1831, на котором он выставил свои произведения, навеянные впечатлениями от поездок (Турецкий патруль, 1831; Выход детей из турецкой школы, 1842, оба — Лондон, собрание Уоллес). Декан — постоянный участник Салонов: Нищий, подсчитывающий подаяние, Бегство кимвров, Обезьяна-живописец (все — 1833, Париж, Лувр), Турецкий караул (1834), Турецкая школа (1846, оба — Шантийи, Музей Конде), Охота в горах, Охотники на уток (оба — 1843, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Нищие (1845, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Умение живо и ярко передать местный колорит, характерный для эпохи интерес к Востоку способствовали успеху картин Декана. В поздний период художник поселяется в окрестностях Фонтенбло, пишет пейзажи с натуры, нередко оживляя их фигурками людей, сценами охоты.
Лит.: Moreau A. Decamps et son ?uvre. Paris, 1869; Colombier P. Decamps. Paris, 1928; Mosby D. E. Alexandre-Gabriel Decamps, 1803—1860. New York, 1977.
В. Стародубова
Лит.: Moreau A. Decamps et son ?uvre. Paris, 1869; Colombier P. Decamps. Paris, 1928; Mosby D. E. Alexandre-Gabriel Decamps, 1803—1860. New York, 1977.
В. Стародубова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006