[2(14). 11.1869, Петербург — 1.4.1918, Париж] — арт. оперы (меццо-сопрано) и камерная певица. Пению обучалась у К. Эверарди в Киеве, затем в Милан. конс. (кл. Э. Чимма), позднее совершенствовалась у Д. Арто в Париже. В 1899 принимала участие в первом концерте в Петерб. цирке Чинизелли (в ансамбле с А. Ермаковым). В 1900 вместе с Е. Терьян-Коргановой исп. отрывки из оперы "Антоний и Клеопатра" С. Юферова. В 1901 в составе оперного товарищества под упр. Н. Миклашевского выступала в Пензе, Воронеже, Симбирске, Саратове, Ростове-н/Д, Астрахани. Позднее пела в Москве, Петербурге, Кишиневе (антр. Г. Шейна), Кисловодске (1904). В 1901 гастролировала в Праге, Пильзене и Берлине. Обладала сильным, звучным голосом мягкого тембра и обширного диапазона, выразительной дикцией, худож. вкусом. С легкостью справлялась с технически трудными пассажами.
Лучшие партии: Ратмир ("Руслан и Людмила"), Графиня ("Пиковая дама"), Любаша ("Царская невеста"), Кармен, Далила. Др. партии: Морозова ("Опричник"), Рогнеда ("Рогнеда"), Любава; Амнерис, Азучена, Паж Урбан, Лола. Партнеры: Э. Левандовская, В. Трубин и др.
С камерными концертами гастролировала по городам России. В репертуаре преобладали произв. М. Мусоргского, Ц. Кюи, А. Серова, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Гречанинова, М. Ипполитова-Иванова, В. Калинникова, а также романсы И. Брамса, Ф. Листа, X. Вольфа, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, Р. Штрауса (все произв. исп. на яз. оригинала). В концертах часто выступала в дуэте с Г. Морским.
Лит.: Концерты Е. М. Декановой. — СПб., 1905.