Декоративно-прикладное искусство

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Декоративно-прикладное искусство
раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
(лат. Deсoro — украшаю) — вид искусства, произведения которого одновременно выполняют утили-тарно-практическую функцию и удовлетворяют эстетические потребности человека. В изделиях деко-ративно-прикладного искусства красота и художественный образ «прикладываются» к их практической полезности. Сфера декоративно-прикладного искусства — производство художественных изделий, име-ющих практическое назначение, а также художественная обработка утилитарных предметов (бытовой утвари, мебели, тканей, одежды, украшений, игрушек, орудий труда и т.д.). Поэтому произведением этого искусства может стать практически любая вещь, оформ-ленная по законам красоты и художественной образности. Традиционными материалами в нем являются дерево, глина, камень, текстиль, стекло, металл, кожа, мех, кость. Декоративно-прикладное искусство возникло в глубокой древности в процессе развития народного творчества, становления художественных ремесел, деятельности народных мастеров и профессиональных художников. В ХХ в. значительное влияние на характер декоративно-прикладного искусства оказали художественная промышленность и художественное конструирование, сблизившее его с дизайном.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством.
В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью.
Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нем важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твердость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.
В украшениях широко применяются различные орнаменты. Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли ее. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчеркивает его выпуклость.
Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определенной эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нем. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов. В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
100.28 кб

Специфика рисунка в декоративно-прикладном искусстве

Хворостов А. С.
При изучении основ декоративно-прикладного искусства нередко наблюдается, как студенты, игнорируя стадию эскизных поисков, сразу приступают к художественной обработке материалов.
Читать PDF
84.49 кб

Самовар как предмет декоративно-прикладного искусства

Борисова Олеся Николаевна
Читать PDF
238.74 кб

Натуральные материалы в декоративно-прикладном искусстве

Чжен Наталия, Чжен Ци, Чжан Жентье, Старкова Галина Петровна
Дан анализ традиционных ремесел, технологий и природных материалов на основе системного подхода в изучении предметов быта из различных природныхматериалов и технологий их выполнения не только с точки зрения функциональности,но и к
Читать PDF
408.04 кб

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ПОЗНАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Лакарова Е.В.
В статье обосновывается необходимость экологизации мышления студентов в соответствии с направлением и профилем образования и использования общекультурного потенциала естествознания (в том числе экологии) в становлении художественн
Читать PDF
21.23 мб

О традициях ислама в декоративно-прикладном искусстве башкир

Давлетшина Зиля Миннияровна
Темой исследования являются исламские традиции в декоративно-прикладном искусстве башкир.
Читать PDF
684.67 кб

Имперские символы в декоративно-прикладном искусстве Кавказа

Гущян Лусинэ Стефановна, Магомедова Айшат Исбагиевна, Махмудова Зоя Увайсовна
В статье идет речь о проникновении имперских символов в круг сюжетов, используемых кавказскими мастерами декоративно прикладного искусства. Выявляются причины появления и способы интерпретации этих символов.
Читать PDF
986.91 кб

Параллельные методы в декоративно-прикладном искусстве и танце

Портнова Татьяна Васильевна
В статье рассматриваются контактные связи декоративно-прикладного искусства и танца на уровне выразительных средств, стилистических особенностей, художественных компонентов спектакля (декораций, костюмов, бутафории), когда все сос
Читать PDF
254.50 кб

Параллельные методы в декоративно-прикладном искусстве и танце

Портнова Т.В.
В статье рассматриваются контактные связи декоративно-прикладного искусства и танца на уровне выразительных средств, стилистических особенностей, художественных компонентов спектакля (декораций, костюмов, бутафории), когда все сос
Читать PDF
312.38 кб

Традиционное декоративно-прикладное искусство срединных удмуртов

Косарева Ирина Алексеевна
Рассматриваются традиционные явления художественной культуры, характерные для удмуртов этнографической группы калмез и верхнеижско-шарканской этнографической группы.
Читать PDF
1.14 мб

Декоративно-прикладное искусство в геокультурном образе Мордовии

Якушкин Александр Владимирович
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как компонент геокультурного образа Мордовии; анализируются его роль и значение в структуре геокультурного образа региона.
Читать PDF
367.46 кб

Истоки декоративно-прикладного и орнаментального искусства России

Алексеева И.В., Омельяненко Е.В.
В статье рассматривается значение декоративно-прикладного и орнаментального искусства и его связь с художественным опытом многих поколений мастеров народного прикладного творчества России.
Читать PDF
48.05 кб

Развитие декоративно-прикладного искусства в южных регионах России

Пазон М. Е.
Читать PDF
250.95 кб

Новаторство и традиции декоративно-прикладного искусства Дагестана

Дамаданова Саидат Рамазановна
В данной статье рассматриваются особенности преемственной связи многовекового декоративного искусства Дагестана, являющегося неотъемлемой частью мировой художественной культуры, с его современными художественно-эстетическими прояв
Читать PDF
499.59 кб

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство

Уразимова Тамара Владимировна
В статье рассматриваются художественные особенности ювелирного искусства каракалпакского народа.
Читать PDF
451.33 кб

Художественная специфика декоративно-прикладного искусства Дагестана

Газимагомедов Г. Г.
Статья посвящена декоративно-прикладному искусству Дагестана.