ДЕЛАКРУА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ДЕЛАКРУА
Эжен (1798–1863) — французский художник, график, глава романтической школы живописи. Автор картин религиозного и исторического содержания, портретов друзей, среди которых мы находим портреты Паганини и Шопена. Уже в ранний период творчества ощущение сопричастности к вели-ким историческим событиям породило пафос и драматический накал произведений Делакруа, сделало его ярчайшим выразителем идей этого романтизма, главой романтизма во французском изобразительном искусстве. Эмоциональная напряженность, сме-лость цветовых решений, свойственные романтизму, отличают его первое полотно «Данте и Вергилий» (1822). Еще более полно, «беспокойный дух» живопис-ца выражен в картинах «Ладья Данте», «Резня на Хиосе» (1824), отличающихся экспрессивностью фигур, динамической напряженностью композиции, яркостью красок. Путешествие французского художника по Марокко и Алжиру явилось толчком к романтическому изобра-жению жизни народов Северной Африки. По много-численным наброскам и зарисовкам с натуры Делакруа исполнил ряд картин, отмеченных не только романтической красочностью и интересом к восточной экзоти-ке, но и воссозданием национального быта, нравов и характеров («Еврейская свадьба в Марокко», 1839; «Ал-жирские женщины в своих покоях», 1834; «Охота на льва», 1854; «Марокканец, седлающий коня», 1855 и др.).
Обратившись к историческому жанру, Делакруа создал новый тип картины, в которой конкретное историческое действие является основой для воплощения героизма, душевного благородства героев. Высокие де-коративные качества, свободный полет фантазии, живописный размах и одновременно черты несколько преувеличенной патетики присущи произведениям Делакруа этого цикла («Битва при Тайербурге», 1837; «Взятие Константинополя крестоносцами», 1840; «Пра-восудие Траяна», 1840). Страстное, взволнованное искусство Делакруа потребовало новых выразительных средств: цвет в его картинах приобретает активную эмоциональную выразительность, подчеркнутую бо-гатством рефлексов, контрасты дополнительных тонов дополнительно воспламеняют красочный слой. Его живописной фактуре, предвосхищающей открытия импрессионизма, созвучны свободная, пронизанная динамическими ритмами композиция, энергичный и экспрессивный рисунок.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ДЕЛАКРУА
delacroix) Эжен (1798, Сен-Морис, близ Парижа – 1863, Париж), французский художник, один из самых ярких представителей романтизма. Родился в семье министра правительства Директории, получил классическое образование в Императорском лицее. Возможно, настоящим его отцом был знаменитый дипломат наполеоновской эпохи Талейран, который неизменно ему покровительствовал. Оставшись в 16 лет сиротой, Делакруа поступил в мастерскую П. Н. Герена, а затем в Школу изящных искусств (1817). Из современников художник высоко ценил Дж. Констебла, А. Гро, но считал себя последователем Т. Жерико. Первая картина, доставившая ему известность, – «Ладья Данте» (1822), написанная на сюжет «Божественной комедии», поразила современников страстной патетикой, мощью сумрачного света. На тему трагедии Дж. Н. Г. Байрона создано огромное полотно «Смерть Сарданапала» (1827), в котором изображен ассирийский правитель, повелевший сжечь себя на костре вместе с прекрасными рабынями. Влечение к могучим страстям – отличительная черта живописи Делакруа. Художника волновали события современной истории. Борьбе греков за национальную независимость посвящены картины «Резня на острове Хиос» и «Греция на развалинах Миссолунги» (обе – 1826). Сюжет картины «Свобода, ведущая народ» (1830–31) навеян революционным восстанием в Париже в июле 1830 г. В образе прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу, художник нашел пластическую формулу революционной Франции. Во время путешествия в Англию Делакруа был потрясен трагедиями Шекспира и в течение всей дальнейшей жизни обращался к сюжетам и персонажам великого драматурга («Гамлет», 1839; «Смерть Офелии», 1844; «Дездемона, проклинаемая отцом», 1852, и др.).
В 1830-х гг. Делакруа посетил Марокко, открыв для себя влекущий мир Арабского Востока, которому посвятил множество картин и зарисовок. В «Алжирских женщинах» (1833–34) перед европейским зрителем впервые предстал мир мусульманского гарема. Художник создал также серию портретов представителей творческой интеллигенции, многие из которых были его друзьями (портреты Н. Паганини, Ф. Шопена, Г. Берлиоза и др.).
В поздний период творчества художник исполнил несколько монументальных росписей: центральный плафон в галерее Аполлона в Лувре (1850); две грандиозные композиции в церкви Сен-Сюльпис в Париже (1861) – «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелом». В последние годы жизни, в период господства реалистического направления во французской живописи, Делакруа по-прежнему оставался верен романтизму. В «Охоте на львов» (1854) тела зверей и людей извиваются, подобно языкам пламени, сплетаясь в смертельной схватке.
Художник был всесторонне одарен, обладал музыкальным и литературным талантом. Его дневники, статьи о художниках – интереснейшие документы эпохи. Его теоретические исследования законов цвета оказали огромное влияние на будущих импрессионистов и особенно на В. Ван Гога. Влияние Делакруа вышло далеко за пределы романтизма, оно ощутимо во всей французской живописи 19 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Делакруа
, Эжен (Delacroix, Eugene) 1798, Шарантон-Сен-Морис, близ Парижа — 1863, Париж. Французский живописец, график. Глава романтизма. Происходил из состоятельной семьи (по всей видимости, был побочным сыном Талейрана), получил образование в Императорском лицее в Париже. В 1816 поступил в мастерскую П. Н. Герена, художника-классициста, в 1817 — в Школу изящных искусств. Копировал в Лувре старых мастеров, особенно привлекали его Рубенс, Веласкес, Микеланджело, из современников — Давид, Гро, Констебл; Делакруа был другом Жерико. Показанная в Салоне 1822 Барка Данте (Париж, Лувр) поразила современников микеланджеловской мощью образов, пламенным темпераментом. Смелая живописная манера, независимость творческой позиции возмутили приверженцев классицизма — отныне в Делакруа стали видеть ниспровергателя основ академической системы. Он — сын своего времени, его произведения пронизаны энергией эпохи, давая представление о том, что волновало, тревожило, воодушевляло современников: Хиосская резня (1824, Париж, Лувр), Греция на развалинах Миссолунги (1826, Бордо, Музей изящных искусств) посвящены трагической эпопее борьбы греков за национальную независимость. Под непосредственным впечатлением революции 1830 написана Свобода, ведущая народ (1830—1831, Париж, Лувр). Среди защитников баррикады в толпе парижан художник изобразил и самого себя. Важной чертой романтизма был интерес к миру человеческих чувств, переживаний, настроений. Чтобы передать зыбкую, изменчивую природу эмоций, художники делают основной упор не на объемную форму, а на цвет, меняющийся в зависимости от освещения, соседства с другими тонами, на светотеневые контрасты. Художника привлекают драматические события, необычные ситуации, сильные духом герои. Творческие замыслы Делакруа питает как современность, так и литература, история. Из писателей чаще других его вдохновляют Данте, Шекспир, Вальтер Скотт, Байрон. Поэмой последнего навеяна Смерть Сарданапала (1827, Париж, Лувр) — гигантское, огненно-красное полотно, на которое с расточительной щедростью брошены груды тел, драгоценностей, роскошных тканей, тут же вздыбленные кони, черные рабы с кинжалами и т. д. Все производит впечатление кровавой драмы, предвещающей гибель героя, и цвет играет основную роль в передаче драматизма происходящего. Бьющее через край великолепие живописи утверждало торжество цвета, который становится доминирующим средством художественной выразительности в творчестве Делакруа. Живописцы обращаются к открытиям науки в области цвета, изучают принципы взаимодействия цветов, законы рефлексов, дополнительных тонов и т. д. Грандиозные социальные потрясения, происходившие на протяжении жизни одного поколения, сделали зримым движение истории, а ощущение сопричастности великим событиям вызвало интерес к исторической науке. Первая половина XIX в. — период расцвета исторической драмы, романа, жанра исторической картины, которая занимает важное место в творчестве Делакруа: Убийство епископа Льежского (1831, Париж, Лувр), Битва при Нанси (1831, Нанси, Музей изящных искусств), Взятие крестоносцами Константинополя (1841, Париж, Лувр). В поисках цельных, ярких характеров, искренних чувств художники XIX в. нередко посещают страны, не затронутые современной цивилизацией. В 1832 в составе посольства Франции при дворе султана Марокко Делакруа совершает путешествие в Марокко, затем едет в Алжир и Испанию. Результатом поездки явились альбомы колоритных зарисовок, серия картин: Алжирские женщины (1833—1834, Париж, Лувр) — картина не имеет развернутого сюжета, она драгоценна по своим живописным качествам; Еврейская свадьба в Марокко (1839—1841, Париж, Лувр), Султан Марокко (1845, Тулуза, Музей изящных искусств), Львиная охота в Марокко (1854, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Декоративное дарование Делакруа раскрылось в циклах монументальных росписей: в Бурбонском дворце (1833—1847), Битва Иакова с ангелом в церкви Сен Сюльпис (1849—1861), плафон галереи Аполлона в Лувре (1850—1851) — все в Париже. Несмотря на признание и славу, Французская академия семь раз отклоняла кандидатуру художника при голосовании, и лишь в 1857 он стал ее членом. Мастер плодотворно работал в графике: литографии к Фаусту, одобренные самим Гете (1827—1828); Гамлету Шекспира (1834—1847). Наряду с живописным Делакруа был наделен литературным даром, интересно его обширное эпистолярное наследие, а также знаменитый Дневник, который он вел с 1822, сохранивший мысли художника, его впечатления от встреч с современниками, многие из которых позировали ему для портретов: Шопен, Берлиоз, Паганини, Жорж Санд. Делакруа был подлинным открывателем новых путей в живописи, и художников-колористов XIX—XX вв. вдохновляло его яркое, исполненное темперамента и живого дыхания жизни искусство.
Лит.: Делакруа Э. Мысли об искусстве, о знаменитых художниках. М., 1960; Делакруа Э. Дневник. М., 1961. Т. 1—2; Эжен Делакруа: Альбом / Авт.-сост. Е. Ф. Кожина. М., 1961; Гастев А. А. Делакруа. М., 1966; Дьяков Л. А. Эжен Делакруа. М., 1966; Жюллиан Ф. Эжен Делакруа. М., 1996; Moreau-Nelaton E. Delacroix raconte par ui-meme. Paris, 1916. 2 vol.; Escholier R. Delacroix. Peintre, graveur, ecrivain. Paris, 1926—1929. 3 vol.; Georgel P., Rossi Bortolatto L. Tout l’?uvre peint de Delacroix. Paris, 1975.
В. Стародубова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
454.60 кб

Время и пространство в живописи Э. Делакруа и О. Редона

Ровенко Елена Владимировна
Замечательный мастер рубежа XIX-XX веков Одилон Редон создал уникальный художественный мир.
Читать PDF
108.14 кб

Лоуренс и Делакруа в контексте англо-французских художественных связей в XIX в.

Артамонова Алена Алексеевна
Статья посвящена интересному аспекту англо-французских художественных связей XIX в.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • ЭЖЕН ДЕЛАКРУА

    1798–1863) Делакруа вошел в историю французской живописи как главный представитель нового романтического направления, которое с середины двадцатых годов девятнадцатого столетия противопоставило с
  • Делакруа, Ив. Ив

    р. 26 авг. 1781 в с. Малыковке, Саратовск. г., с. бельгийск. двор., поэт, драм., изд. "Гения времен" 1807 г., † 19 апр. 1852. {Венгеров}
  • Делакруа Иван Иванович

    Делакруа (Иван Иванович) - сын бельгийского дворянина (1781 - 1852), родился в Саратовской губернии. Служил в военной службе, затем был учителем французского языка в казанской гимназии, служил в комиссии