Дельфы

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ДЕЛЬФЫ
   • Delphi,
         ??????, см. Phocis, Фокида, 2.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Дельфы
святилище Аполлона, где находился знаменитый оракул Греции и проводились Пифийские игры. Внутри святилища можно видеть Омфал («Пуп земли»).

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Дельфы
древнегреческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7- 6 вв. до н.э. Дельфы приобрели роль общегреческого святилища. С начала 6 в. до н.э., после т.н. Священной войны, в Дельфах стали происходить один раз в четыре года Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами и новостями. Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца 5 в. до н.э. В 80-е гг. 1 в. до н.э. Дельфы были разграблены фракийцами. В конце 1 в. н.э. храм в Дельфах был восстановлен.

Источник: Исторический словарь

ДЕЛЬФЫ
небольшой город в Фокиде, известный храмом Аполлона и оракулом. Гомер называет это место Пифоном. Дельфы считались в древности средоточием не только всей Греции, но и центром земли. Оракул вопрошался в середине храма, где находилась расщелина, из которой выходили удушливые испарения и над которой был установлен треножник. На треножнике помещалась жрица, называемая пифией, — она вдыхала пары и в бессознательном состоянии произносила слова, которые считались внушенными Аполлоном и принимались запророчество. Жрецы из бессвязных слов пифии составляли стихотворные изречения, которые и сообщали вопрошателям.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Дельфы
Дельфы (Delphi), место культовых сооружений на го-ре Парнас в Центр. Греции. Здесь находилось святилище со знаменитейшим оракулом античных времен. К Пифии, верховной жрице Аполлона, обращались и отд. лица, и города-полисы. В состоянии экстаза она сообщала предсказания, к-рые интерпретировались жрецом-прорицателем. Сооружения в Д. мало пострадали при вторжениях персов (480 г. до н.э.) и галлов (279 н.э), однако рим. император Нерон вывез оттуда 500 статуй. Дельфийский оракул просуществовал до 390 г. н.э., пока Феодосий не приказал закрыть храм. До наст, времени сохранились фундаменты зданий, в т.ч. храмов Афины, сокровищницы и стадион (беговая до-рожка), где проводились пифийские игры, включавшие соревнования по бегу и музыкальные фестивали.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

ДЕЛЬФЫ
город и религ. центр Др. Греции (у подножия горы Парнас в юго-зап. Фокиде). Д. возникли вокруг храма Аполлона Пифийского и находивш. при нем Дельфийского оракула, игравших большую роль в политич. и религ. жизни Др. Греции. В Д. происходили знаменитые «пифийские» игры — состязания певцов, музыкантов, атлетов, конские бега. Эти игры, а также дела святилища Аполлона находились в ведении совета амфиктионов, состоявш. из представителей ряда греч. общин. Расцвет Д. относится к 6 — 5 вв. до н.э., когда Д. оформились как храмовая община. В результате приношений и даров в Д. скопились богатейшие сокровища и произв. иск-ва, к-рые в 4 в. до н.э. были разграблены фокейцами, затем в 1 в. до н.э. Суллой. С 4 в. до н.э. Д. постепенно теряют свое политич. и экономич. значение, но сохраняют роль религ. центра приблизит. до 390, когда был закрыт храм с Дельфийским оракулом.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Дельфы
(греч. Delphoi), святилище Аполлона в Фокиде, где находился знаменитейший оракул Греции и проводились Пифийские игры. На месте др. культовых сооружений (2-е тыс. до н. э.) в 6 в. до н. э. началась застройка святилища, управляемого Амфиктионией. Располож. на террасах, многократно расширявшийся в течение столетий район с 1880 исследовался франц. археологами. От входа к храму ведет Священная дорога, немногие сохранившиеся остатки относятся к зданию 4 в. до н. э., заменившему храм, возвед. в 6 в. до н. э. и разруш. в 373 (сохранилась часть украшений фронтона, созданных Антенором). Внутри можно видеть Омфал («Пуп земли»). Из существовавших сокровищниц в настоящее время восстановлена афинская. Раскопаны галереи, культовые сооружения разных форм и назначения, а также театр. Огромные богатства, собранные в виде жертв, даров (статуи, бронзовые треножники и т. д.), и триумфальные монументы, за редким исключением (вроде бронзовой статуи возничего), до нас не дошли.
        
        рис. Святилище Аполлона в Дельфах: 1 — лесха книдян; 2 — галерея театра; 3 — театр; 4 — святилище Диониса; 5 — экседра; 6 — монумент фессалийцев (дар Даоха); 7 — теменос Неоптолема; 8 — галерея Аттала; 9 — скена; 10 — памятник Кратера (с изображением охоты Александра Македонского); 11 — памятник Прусия; 12 — треножник Гелона и Гиерона; 13 — храм Аполлона; 14 — хиосский алтарь; 15 — змеевидная колонна (треножник плагейцев); 16 — родосская колесница; 17 — источник; 18 — святилище Геи; 19 — наксосский сфинкс; 20 — святилище Сивиллы; 21 — портик афинян; 22-24 — сокровищница нотидейцев; 25 — сокровищница афинян; 26 — булевгерий; 27 — сокровищница книдян; 28 — лестница; 29-33 — сокровищницы (29 — киренцев, 30 — т.н. эолийская, 31 — фиванцев, 32 — сифнийцев, 33 — сикионцев); 34-41 — дары (34 — Тарента; 35-37 — Аргоса; 38 — Лисандра Спартанского; 39 — аркадийцев; 40 — афинян; 41 — Керкиры).

Источник: Словарь античности. 1989

ДЕЛЬФЫ
Delpoi) - др.-греч. город в Фокиде, религ. центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7-6 вв. до н.э. Д. приобрели роль общегреч. святилища. С нач. 6 в. до н.э. после т.н. 1-й свящ. войны в Д. стали происходить 1 раз в 4 года Пифийские игры. На это время устанавливалось свящ. перемирие, в Д. стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. Дельфийские жрецы, накапливая сведения о положении в различных гос-вах, использовали свою осведомленность при составлении ответов оракула. В Д. стекались многочисл. дары - посвящения Аполлону; там скапливались огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии, к-рые сделали возможным превращение Д. в центр кредитно-ссудных операций. Обращения к оракулу по политич. и религ. вопросам позволяли Д. проводить определенную политику поддержки консервативных тенденций (напр., Спарты). Процедура обращения к оракулу и оформления ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия, простая женщина, изречения к-рой, очевидно, готовили или редактировали опытные жрецы. Рассказы антич. авторов о Пифии, сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымавшимися оттуда парами, подвергнуты сейчас сомнению, т.к. раскопки в Д. не только не подтвердили наличия трещины в почве, но показали геологич. невозможность там подземных испарений. Наряду с вопросами, требовавшими развернутого ответа, оракулу иногда предлагался выбор из 2 возможных решений (напр., идти ли в плаванье, вступить ли в брак). Пространные ответы давались в прозаич. и стихотворной форме (стихотворные, обычно неясные и двусмысленные, порождали различные толкования). Больше всего оракулов сохранилось у Геродота (100 из 615), приводятся они и у других греч. и рим. писателей. Достоверность мн. оракулов сомнительна, полагают, что они сочинены post factum. Безусловно достоверны оракулы, сохранившиеся в надписях. Влияние Д. начало ослабевать уже с кон. 5 в. до н.э. В период эллинизма Д. значит. роли не играли. В 80-е гг. 1 в. до н.э. Д. были разграблены фракийскими племенами. В кон. 1 в. н.э. храм в Д. был восстановлен. Последние известные нам обращения к оракулу относятся к 3 в. н.э.

Источн.: Parke H. W. and Wormell D. E. W., The Delphic oracle, v. 2, Oxf., 1956 (первое полное собр. всех сохранившихся оракулов).

Лит.: Глускина Л. М., Дельфы в период Первой священной войны, "ВДИ", 1951, No 2; ее же, Дельфы как экономич. центр Др. Греции, "Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та", 1956, т. 13, в. 2, с. 146-65; ее же, Из новой лит-ры о Дельфах, "ВДИ", 1961, No 4.

Л. М. Глускина. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Дельфы
греч. Delphoi)
   город у подножия горы Парнас в юго-западной части Фокиды (Сред. Греция), религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона, упоминавшимся еще Гомером (Илиада. IX, 404-405), в VII-VI вв. до н.э. получил общегреческое признание. В начале VI в. до н.э. в Д. начали устраивать один раз в четыре года Пифийские игры. Храм оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли: к его оракулу обращались за советом самые известные люди ойкумены; жрецы, собирая сведения о различных государствах благодаря широкой сети агентуры, весьма активно использовали свою осведомленность при составлении оракулов. Благодаря этому они могли влиять на политическую жизнь греческих полисов. О роли, которую играли дельфийские жрецы не только в политической жизни эллинов, но и негреческих государств, свидетельствует рассказ Геродота о лидийском царе Крезе, собиравшемся идти войной на персов и вопрошавшем об этом дельфийского оракула (I, 50 - 53). В 548/47 г. до н.э. дельфийский храм, построенный легендарными беотийскими зодчими Трофонием и Агамедом, сгорел; на его месте был воздвигнут новый, руины которого сохранились и по сей день.
   «Храм Аполлона в Дельфах, - писал Юстин (XXIV, 6), - расположен у горы Парнас, на скале, крутой со всех сторон; приток людей создал там город, и люди, стекаясь отовсюду для прославления бога, обосновались на скале. Таким образом, храм и город защищены не стенами, а крутыми утесами - не искусственными, а естественными укреплениями, а потому трудно решить, неприступность ли места или величие бога заслуживает большего удивления».
   Официально храм был закрыт при императоре Феодосии I в 309 г. н.э. Раскопки на территории Д. ведутся с 1892 г.
   Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV в. до н.э. // Античная Греция: проблемы развития полиса: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 43-72; Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972; Defradas J. Les themes de la propagande Delphique. Paris, 1954; Parke H.W. A history of the Delphie Oracle. Oxford, 1939; Themelis P.G. Delphi: The archeological city and the museum. Athena, 1983; Vanderberg P. Das Geheimnis der Orakel. Leipzig, 1981. S. 122-186.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   общегр. святилище с оракулом Аполлона в Фокиде (Центр. Греция). Основано в микен. время как оракул Геи и Посейдона, называлось Пифон. По мифу, Гея передала святилище Фемиде, та - Аполлону. Календарь Д. критского происхождения. По нему Пифийские игры имели снач. девятилетний цикл, затем стали отмечаться в каждый третий год Олимпиады. Оракул в Д., первонач. раз в году, давал предсказания устами Пифии, текст их расшифровывался жрецом-пророком. Комплекс Д. делился на свящ. участки Аполлона и Афины и город: гимнасий с палестрой, Кастальский источник, стадион и некрополь, предместье. Участок Аполлона располагался на неск. террасах, соединенных Священной дорогой с памятниками и сокровищницами по сторонам. Древнейшая сокровищница-коринфян (VII в. до н. э.). Сохран. храм Аполлона (дорич. периптер) был построен в IV в., в известняке, перед входом были начертаны изречения семи мудрецов. Перед ним - алтарь Аполлона, где испрашивалось разрешение на обращение к оракулу. Адитон, видимо, имел подземную часть, где находились омфал - «пуп земли», статуя Аполлона и треножник Пифии.В сев.-зап. углу участка располагался театр на 5000 зрителей. Свящ. участок Афины Пронайи, также на террасах, основан в микен. вр. Он включал храм Афины - VI в., разрушенный землетрясением, и новый, IV в. дорич. периптер без опистодома, частично сохран. Свящ. дорога также соединяла храмы, сокровищницы и толос.
   Лит.: Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977;
   Е.А.С.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
258.55 кб

Галльское вторжение в Дельфы и праздник Сотерии (неприкосновенность святилищ и полисов - от обычая к

Шарнина Ариадна Борисовна
Почти триста лет в Элладе признавались общегреческими только четыре празднества (Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские игры). Во время их проведения объявлялось священное перемирие. Лишь в 246 г. до н. э.
Читать PDF
383.17 кб

Дельфы и политика Солона

Соловьева Александра Сергеевна
Статья посвящена изучению взаимоотношений Дельфийского святилища и афинского политика Солона. Рассматриваются прорицания из Дельф, которые давались реформатору.
Читать PDF
5.32 мб

ДЕЛЬФЫ В МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ V В. ДО Н.Э

Артамонова А.Е., Гущин В.Р.
Читать PDF
4.90 мб

Святилище Аполлона в Дельфах

Поляков Евгений Николаевич, Полякова Ольга Павловна
Статья посвящена наиболее известному культовому комплексу Древней Греции – святилищу (прорицалищу) Аполлона в Дельфах (Фокида). Рассмотрены важнейшие этапы его истории до IV в.
Читать PDF
256.31 кб

М. Маас оракул в Дельфах: истина и вымысел

Галинская И. Л.
Маас М. Оракул в Дельфах: Истина и вымысел // Studia historica. Москва, 2005. Вып. 5. С. 152-161. (Перевод статьи с немецкого).
Читать PDF
877.35 кб

Дельфийские феоры: зоны контактов

Читать PDF
142.19 кб

Тенденции изменения воспитательных практик в России: опыт использования метода Дельфи в среднесрочно

Майорова-Щеглова Светлана Николаевна
В статье излагаются основные итоги среднесрочного прогноза воспитательных практик в современной России. На основе проведенного в 2008 г. экспертного опроса сделаны выводы о тенденциях воспитания детей в обществе и в семьях.
Читать PDF
137.62 кб

Дельфийские максимы и формирование учения Ашоки о дхарме

Яйленко В. П.
The author has compared the Delphic maxims from Ai Khanoum with Asoka's dhamma doctrine as it was proclaimed in his Rock and Column edicts and has found a bulk of the parallel moral prescriptions.
Читать PDF
208.13 кб

Древние Пифийские и современные Дельфийские игры

Селиванова Л. Л.
Having studied narrative and epigraphic sources (victorious inscriptions), and also sculpture, cutterplasty and vase-painting 6th-4th cc. ВС, the author comes to the following conclusions.
Читать PDF
1.18 мб

Форма: консонанс/диссонанс (на примере прелюдий Дебюсси «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса»)

Ушаков Дмитрий Феликсович
В работе рассматриваются принципы формообразования в музыке Клода Дебюсси на примере двух прелюдий «Дельфийские танцовщицы» и «Паруса».
Читать PDF
220.46 кб

2019.02.007. ДАЙЕ К. КАК НАУЧИТЬСЯ ПРОРОЧЕСТВОВАТЬ: ДЕЛЬФИЙСКИЙ МЕТОД И БУРНОЕ НАЧАЛО ЕГО ИСТОРИИ В

Али-Заде А.А.
Читать PDF
183.70 кб

2017.02.009. КЕСАР А., МАКСИ Д. ДЕЛЬФИЙСКИЙ МЕТОД: НОВЫЙ ПОДХОД К ПАРТИСИПАТИВНОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ. KEZ

Ализаде А.А.
Читать PDF
121.02 кб

2008. 01. 037. Коурей Д. Д. Гражданственность Сократа: дельфийский оракул и божественный знак. Corey

Хлебников Г. В.
Читать PDF
1.44 мб

Стилистическая типология синопских керамических клейм на примере сюжета «Орёл на дельфине» из раскоп

Карцова Елизавета Алексеевна
Рассмотрение памятников эпиграфики в рамках искусствоведческого анализа может существенно обогатить научное знание и устранить имеющиеся в этой области лакуны, вследствие чего появляется необходимость проведения полномасштабного и
Читать PDF
78.93 кб

Дельфины Московской Руси в контексте европейской символики

Пчелов Евгений Владимирович
В статье рассмотрены примеры использования изображений дельфинов в символике Московского царства. Показана эволюция символа дельфина со времен античности.

Похожие термины:

  • Дельфы Священная война

    Место сражения 355 до Р. X. между 5000 фокийцев под командованием Филомела и локрийцами. Филомел, захвативший Дельфы, атаковал локрийцев на возвышенности у священного города и разгромил их. Локрийцы по
  • Гегесандр Дельфийский

    греческий историк первой половины II в. до Р.Х., автор сочинений по истории Македонии и государств диадохов, созданных из частей распавшейся державы Александра Македонского, а также жизнеописаний с
  • ДЕЛЬФИЙСКИЙ ОРАКУЛ

    оракул при храме Аполлона в др.-греч. г. Дельфах. Здесь из расселины скалы, над к-рой в сер. 9 в. до н.э. был построен храм, выделялись одурманив. испарения. Прорицательница, т.н. пифия, избиравш. обычно и
  • Дельфийский возничий

    бронзовая статуя в музее Дельф, посвящение Полизала из Гелы, 478 - 474.    Д.М.    (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
  • ДЕЛЬФИН

    авт. брош. "К насильникам человека" (1907). {Венгеров}  Дельфин драматург 1851 г. {Венгеров}
  • Дельфин, Н

    экономист 1860 гг. {Венгеров}
  • Дельфини, виолончелист

    в службе Екатер. II, автор оригинальной драмы 1851 г. {Половцов}
  • АЛЬМИРОН Венесио Лалита Дельфина

    Концертная исполнительница, гитаристка. Родилась в Хунине, провинция Буэнос–Айрес, 29 сентября 1914 года. Преподаватель гитары Баутиста С.Альмирон, отец и единственный учитель концертной исполните
  • Дельфини, Александр Францович

    живописец, воспитанник И. А. X., архитектор 1833 г. {Половцов}