Дельфы
ДЕЛЬФЫ
• Delphi,
??????, см. Phocis, Фокида, 2.
??????, см. Phocis, Фокида, 2.
Дельфы
святилище Аполлона, где находился знаменитый оракул Греции и проводились Пифийские игры. Внутри святилища можно видеть Омфал («Пуп земли»).
Дельфы
древнегреческий город в Фокиде, религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7- 6 вв. до н.э. Дельфы приобрели роль общегреческого святилища. С начала 6 в. до н.э., после т.н. Священной войны, в Дельфах стали происходить один раз в четыре года Пифийские игры. На это время устанавливалось священное перемирие, в Дельфы стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами и новостями. Влияние Дельф начало ослабевать уже с конца 5 в. до н.э. В 80-е гг. 1 в. до н.э. Дельфы были разграблены фракийцами. В конце 1 в. н.э. храм в Дельфах был восстановлен.
Источник: Исторический словарь
ДЕЛЬФЫ
небольшой город в Фокиде, известный храмом Аполлона и оракулом. Гомер называет это место Пифоном. Дельфы считались в древности средоточием не только всей Греции, но и центром земли. Оракул вопрошался в середине храма, где находилась расщелина, из которой выходили удушливые испарения и над которой был установлен треножник. На треножнике помещалась жрица, называемая пифией, — она вдыхала пары и в бессознательном состоянии произносила слова, которые считались внушенными Аполлоном и принимались запророчество. Жрецы из бессвязных слов пифии составляли стихотворные изречения, которые и сообщали вопрошателям.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Дельфы
Дельфы (Delphi), место культовых сооружений на го-ре Парнас в Центр. Греции. Здесь находилось святилище со знаменитейшим оракулом античных времен. К Пифии, верховной жрице Аполлона, обращались и отд. лица, и города-полисы. В состоянии экстаза она сообщала предсказания, к-рые интерпретировались жрецом-прорицателем. Сооружения в Д. мало пострадали при вторжениях персов (480 г. до н.э.) и галлов (279 н.э), однако рим. император Нерон вывез оттуда 500 статуй. Дельфийский оракул просуществовал до 390 г. н.э., пока Феодосий не приказал закрыть храм. До наст, времени сохранились фундаменты зданий, в т.ч. храмов Афины, сокровищницы и стадион (беговая до-рожка), где проводились пифийские игры, включавшие соревнования по бегу и музыкальные фестивали.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ДЕЛЬФЫ
город и религ. центр Др. Греции (у подножия горы Парнас в юго-зап. Фокиде). Д. возникли вокруг храма Аполлона Пифийского и находивш. при нем Дельфийского оракула, игравших большую роль в политич. и религ. жизни Др. Греции. В Д. происходили знаменитые «пифийские» игры — состязания певцов, музыкантов, атлетов, конские бега. Эти игры, а также дела святилища Аполлона находились в ведении совета амфиктионов, состоявш. из представителей ряда греч. общин. Расцвет Д. относится к 6 — 5 вв. до н.э., когда Д. оформились как храмовая община. В результате приношений и даров в Д. скопились богатейшие сокровища и произв. иск-ва, к-рые в 4 в. до н.э. были разграблены фокейцами, затем в 1 в. до н.э. Суллой. С 4 в. до н.э. Д. постепенно теряют свое политич. и экономич. значение, но сохраняют роль религ. центра приблизит. до 390, когда был закрыт храм с Дельфийским оракулом.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Дельфы
(греч. Delphoi), святилище Аполлона в Фокиде, где находился знаменитейший оракул Греции и проводились Пифийские игры. На месте др. культовых сооружений (2-е тыс. до н. э.) в 6 в. до н. э. началась застройка святилища, управляемого Амфиктионией. Располож. на террасах, многократно расширявшийся в течение столетий район с 1880 исследовался франц. археологами. От входа к храму ведет Священная дорога, немногие сохранившиеся остатки относятся к зданию 4 в. до н. э., заменившему храм, возвед. в 6 в. до н. э. и разруш. в 373 (сохранилась часть украшений фронтона, созданных Антенором). Внутри можно видеть Омфал («Пуп земли»). Из существовавших сокровищниц в настоящее время восстановлена афинская. Раскопаны галереи, культовые сооружения разных форм и назначения, а также театр. Огромные богатства, собранные в виде жертв, даров (статуи, бронзовые треножники и т. д.), и триумфальные монументы, за редким исключением (вроде бронзовой статуи возничего), до нас не дошли.
рис. Святилище Аполлона в Дельфах: 1 — лесха книдян; 2 — галерея театра; 3 — театр; 4 — святилище Диониса; 5 — экседра; 6 — монумент фессалийцев (дар Даоха); 7 — теменос Неоптолема; 8 — галерея Аттала; 9 — скена; 10 — памятник Кратера (с изображением охоты Александра Македонского); 11 — памятник Прусия; 12 — треножник Гелона и Гиерона; 13 — храм Аполлона; 14 — хиосский алтарь; 15 — змеевидная колонна (треножник плагейцев); 16 — родосская колесница; 17 — источник; 18 — святилище Геи; 19 — наксосский сфинкс; 20 — святилище Сивиллы; 21 — портик афинян; 22-24 — сокровищница нотидейцев; 25 — сокровищница афинян; 26 — булевгерий; 27 — сокровищница книдян; 28 — лестница; 29-33 — сокровищницы (29 — киренцев, 30 — т.н. эолийская, 31 — фиванцев, 32 — сифнийцев, 33 — сикионцев); 34-41 — дары (34 — Тарента; 35-37 — Аргоса; 38 — Лисандра Спартанского; 39 — аркадийцев; 40 — афинян; 41 — Керкиры).
рис. Святилище Аполлона в Дельфах: 1 — лесха книдян; 2 — галерея театра; 3 — театр; 4 — святилище Диониса; 5 — экседра; 6 — монумент фессалийцев (дар Даоха); 7 — теменос Неоптолема; 8 — галерея Аттала; 9 — скена; 10 — памятник Кратера (с изображением охоты Александра Македонского); 11 — памятник Прусия; 12 — треножник Гелона и Гиерона; 13 — храм Аполлона; 14 — хиосский алтарь; 15 — змеевидная колонна (треножник плагейцев); 16 — родосская колесница; 17 — источник; 18 — святилище Геи; 19 — наксосский сфинкс; 20 — святилище Сивиллы; 21 — портик афинян; 22-24 — сокровищница нотидейцев; 25 — сокровищница афинян; 26 — булевгерий; 27 — сокровищница книдян; 28 — лестница; 29-33 — сокровищницы (29 — киренцев, 30 — т.н. эолийская, 31 — фиванцев, 32 — сифнийцев, 33 — сикионцев); 34-41 — дары (34 — Тарента; 35-37 — Аргоса; 38 — Лисандра Спартанского; 39 — аркадийцев; 40 — афинян; 41 — Керкиры).
Источник: Словарь античности. 1989
ДЕЛЬФЫ
Delpoi) - др.-греч. город в Фокиде, религ. центр с храмом и оракулом бога Аполлона. В 7-6 вв. до н.э. Д. приобрели роль общегреч. святилища. С нач. 6 в. до н.э. после т.н. 1-й свящ. войны в Д. стали происходить 1 раз в 4 года Пифийские игры. На это время устанавливалось свящ. перемирие, в Д. стекались паломники и торговцы, происходил обмен товарами, новостями. Дельфийские жрецы, накапливая сведения о положении в различных гос-вах, использовали свою осведомленность при составлении ответов оракула. В Д. стекались многочисл. дары - посвящения Аполлону; там скапливались огромные сокровища, находившиеся под защитой Дельфийской амфиктионии, к-рые сделали возможным превращение Д. в центр кредитно-ссудных операций. Обращения к оракулу по политич. и религ. вопросам позволяли Д. проводить определенную политику поддержки консервативных тенденций (напр., Спарты). Процедура обращения к оракулу и оформления ответов недостаточно выяснена. От имени бога ответы давала жрица Аполлона Пифия, простая женщина, изречения к-рой, очевидно, готовили или редактировали опытные жрецы. Рассказы антич. авторов о Пифии, сидящей на треножнике над расселиной и опьяняемой подымавшимися оттуда парами, подвергнуты сейчас сомнению, т.к. раскопки в Д. не только не подтвердили наличия трещины в почве, но показали геологич. невозможность там подземных испарений. Наряду с вопросами, требовавшими развернутого ответа, оракулу иногда предлагался выбор из 2 возможных решений (напр., идти ли в плаванье, вступить ли в брак). Пространные ответы давались в прозаич. и стихотворной форме (стихотворные, обычно неясные и двусмысленные, порождали различные толкования). Больше всего оракулов сохранилось у Геродота (100 из 615), приводятся они и у других греч. и рим. писателей. Достоверность мн. оракулов сомнительна, полагают, что они сочинены post factum. Безусловно достоверны оракулы, сохранившиеся в надписях. Влияние Д. начало ослабевать уже с кон. 5 в. до н.э. В период эллинизма Д. значит. роли не играли. В 80-е гг. 1 в. до н.э. Д. были разграблены фракийскими племенами. В кон. 1 в. н.э. храм в Д. был восстановлен. Последние известные нам обращения к оракулу относятся к 3 в. н.э. Источн.: Parke H. W. and Wormell D. E. W., The Delphic oracle, v. 2, Oxf., 1956 (первое полное собр. всех сохранившихся оракулов). Лит.: Глускина Л. М., Дельфы в период Первой священной войны, "ВДИ", 1951, No 2; ее же, Дельфы как экономич. центр Др. Греции, "Уч. зап. Ленингр. пед. ин-та", 1956, т. 13, в. 2, с. 146-65; ее же, Из новой лит-ры о Дельфах, "ВДИ", 1961, No 4. Л. М. Глускина. Ленинград.
Дельфы
греч. Delphoi)
город у подножия горы Парнас в юго-западной части Фокиды (Сред. Греция), религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона, упоминавшимся еще Гомером (Илиада. IX, 404-405), в VII-VI вв. до н.э. получил общегреческое признание. В начале VI в. до н.э. в Д. начали устраивать один раз в четыре года Пифийские игры. Храм оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли: к его оракулу обращались за советом самые известные люди ойкумены; жрецы, собирая сведения о различных государствах благодаря широкой сети агентуры, весьма активно использовали свою осведомленность при составлении оракулов. Благодаря этому они могли влиять на политическую жизнь греческих полисов. О роли, которую играли дельфийские жрецы не только в политической жизни эллинов, но и негреческих государств, свидетельствует рассказ Геродота о лидийском царе Крезе, собиравшемся идти войной на персов и вопрошавшем об этом дельфийского оракула (I, 50 - 53). В 548/47 г. до н.э. дельфийский храм, построенный легендарными беотийскими зодчими Трофонием и Агамедом, сгорел; на его месте был воздвигнут новый, руины которого сохранились и по сей день.
«Храм Аполлона в Дельфах, - писал Юстин (XXIV, 6), - расположен у горы Парнас, на скале, крутой со всех сторон; приток людей создал там город, и люди, стекаясь отовсюду для прославления бога, обосновались на скале. Таким образом, храм и город защищены не стенами, а крутыми утесами - не искусственными, а естественными укреплениями, а потому трудно решить, неприступность ли места или величие бога заслуживает большего удивления».
Официально храм был закрыт при императоре Феодосии I в 309 г. н.э. Раскопки на территории Д. ведутся с 1892 г.
Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV в. до н.э. // Античная Греция: проблемы развития полиса: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 43-72; Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972; Defradas J. Les themes de la propagande Delphique. Paris, 1954; Parke H.W. A history of the Delphie Oracle. Oxford, 1939; Themelis P.G. Delphi: The archeological city and the museum. Athena, 1983; Vanderberg P. Das Geheimnis der Orakel. Leipzig, 1981. S. 122-186.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
общегр. святилище с оракулом Аполлона в Фокиде (Центр. Греция). Основано в микен. время как оракул Геи и Посейдона, называлось Пифон. По мифу, Гея передала святилище Фемиде, та - Аполлону. Календарь Д. критского происхождения. По нему Пифийские игры имели снач. девятилетний цикл, затем стали отмечаться в каждый третий год Олимпиады. Оракул в Д., первонач. раз в году, давал предсказания устами Пифии, текст их расшифровывался жрецом-пророком. Комплекс Д. делился на свящ. участки Аполлона и Афины и город: гимнасий с палестрой, Кастальский источник, стадион и некрополь, предместье. Участок Аполлона располагался на неск. террасах, соединенных Священной дорогой с памятниками и сокровищницами по сторонам. Древнейшая сокровищница-коринфян (VII в. до н. э.). Сохран. храм Аполлона (дорич. периптер) был построен в IV в., в известняке, перед входом были начертаны изречения семи мудрецов. Перед ним - алтарь Аполлона, где испрашивалось разрешение на обращение к оракулу. Адитон, видимо, имел подземную часть, где находились омфал - «пуп земли», статуя Аполлона и треножник Пифии.В сев.-зап. углу участка располагался театр на 5000 зрителей. Свящ. участок Афины Пронайи, также на террасах, основан в микен. вр. Он включал храм Афины - VI в., разрушенный землетрясением, и новый, IV в. дорич. периптер без опистодома, частично сохран. Свящ. дорога также соединяла храмы, сокровищницы и толос.
Лит.: Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977;
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
город у подножия горы Парнас в юго-западной части Фокиды (Сред. Греция), религиозный центр с храмом и оракулом бога Аполлона, упоминавшимся еще Гомером (Илиада. IX, 404-405), в VII-VI вв. до н.э. получил общегреческое признание. В начале VI в. до н.э. в Д. начали устраивать один раз в четыре года Пифийские игры. Храм оказал большое влияние на развитие общественно-политической мысли: к его оракулу обращались за советом самые известные люди ойкумены; жрецы, собирая сведения о различных государствах благодаря широкой сети агентуры, весьма активно использовали свою осведомленность при составлении оракулов. Благодаря этому они могли влиять на политическую жизнь греческих полисов. О роли, которую играли дельфийские жрецы не только в политической жизни эллинов, но и негреческих государств, свидетельствует рассказ Геродота о лидийском царе Крезе, собиравшемся идти войной на персов и вопрошавшем об этом дельфийского оракула (I, 50 - 53). В 548/47 г. до н.э. дельфийский храм, построенный легендарными беотийскими зодчими Трофонием и Агамедом, сгорел; на его месте был воздвигнут новый, руины которого сохранились и по сей день.
«Храм Аполлона в Дельфах, - писал Юстин (XXIV, 6), - расположен у горы Парнас, на скале, крутой со всех сторон; приток людей создал там город, и люди, стекаясь отовсюду для прославления бога, обосновались на скале. Таким образом, храм и город защищены не стенами, а крутыми утесами - не искусственными, а естественными укреплениями, а потому трудно решить, неприступность ли места или величие бога заслуживает большего удивления».
Официально храм был закрыт при императоре Феодосии I в 309 г. н.э. Раскопки на территории Д. ведутся с 1892 г.
Глускина Л.М. Дельфийский полис в IV в. до н.э. // Античная Греция: проблемы развития полиса: В 2 т. Т. 2. М., 1983. С. 43-72; Соколов Г.И. Дельфы. М., 1972; Defradas J. Les themes de la propagande Delphique. Paris, 1954; Parke H.W. A history of the Delphie Oracle. Oxford, 1939; Themelis P.G. Delphi: The archeological city and the museum. Athena, 1983; Vanderberg P. Das Geheimnis der Orakel. Leipzig, 1981. S. 122-186.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
общегр. святилище с оракулом Аполлона в Фокиде (Центр. Греция). Основано в микен. время как оракул Геи и Посейдона, называлось Пифон. По мифу, Гея передала святилище Фемиде, та - Аполлону. Календарь Д. критского происхождения. По нему Пифийские игры имели снач. девятилетний цикл, затем стали отмечаться в каждый третий год Олимпиады. Оракул в Д., первонач. раз в году, давал предсказания устами Пифии, текст их расшифровывался жрецом-пророком. Комплекс Д. делился на свящ. участки Аполлона и Афины и город: гимнасий с палестрой, Кастальский источник, стадион и некрополь, предместье. Участок Аполлона располагался на неск. террасах, соединенных Священной дорогой с памятниками и сокровищницами по сторонам. Древнейшая сокровищница-коринфян (VII в. до н. э.). Сохран. храм Аполлона (дорич. периптер) был построен в IV в., в известняке, перед входом были начертаны изречения семи мудрецов. Перед ним - алтарь Аполлона, где испрашивалось разрешение на обращение к оракулу. Адитон, видимо, имел подземную часть, где находились омфал - «пуп земли», статуя Аполлона и треножник Пифии.В сев.-зап. углу участка располагался театр на 5000 зрителей. Свящ. участок Афины Пронайи, также на террасах, основан в микен. вр. Он включал храм Афины - VI в., разрушенный землетрясением, и новый, IV в. дорич. периптер без опистодома, частично сохран. Свящ. дорога также соединяла храмы, сокровищницы и толос.
Лит.: Михайловский К. Дельфы. Варшава, 1977;
Е.А.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)