ДЕЛОНЕ Соня (Сара) Елиевна

Найдено 1 определение
ДЕЛОНЕ Соня (Сара) Елиевна
13(1)11.1885 (Градижск Полтавской губ., по другим данным - Одесса) 5.12.1979 (Париж). Живописец, дизайнер. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна. Рано потеряла родителей, в пятилетием возрасте была удочерена дядей по матери, петербургским присяжным поверенным Генрихом Тимофеевичем Терком. Начальное образование получила в Петербурге. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. В 1903-04 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. В 1905 поселилась в Париже, занималась в академии Ла Палетт у А. Озанфана, Д. де Сегонзака, Э. Аман-Жана, Ш. Когте и Ж.-Э. Бланша. Писала натюрморты, интерьеры парижских кафе и портреты (поэт Н. М. Минский, архитектор В. А. Щуко и др.). В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. В 1909 недолго была женой искусствоведа и коллекционера В. Удэ. В 1910 вышла замуж за Робера Делоне (1885-1941). В том же году супруги приобрели мастерскую на улице де Гран Огюстен, где проработати до 1935. В начале 1910-х посещала салон баронессы Е. Эттинген, где познакомилась с Б. Сандраром, Г. Аполлинером и другими представителями литературно-художественного авангарда. Встречалась с приезжавшими в Париж русскими художниками. В 1912-13 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». Paris, 1913). В дальнейшем писала абстрактные картины, построенные на красочных отношениях и состоящие в основном из полос и круговых или спиралевидных пятен цветового спектра. В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 - в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. Позже распространила принципы орфизма на искусство росписи тканей, оформления одежды и интерьеров, завоевала признание как один из создателей современной промышленной эстетики. В начале I мировой войны выехала с мужем в Мадрид, где пробыла до 1920 (в 1915-16 супруги жили в Португалии). В Испании познакомилась с И. Ф. Стравинским, Л. Ф. Мясиным, В. Ф. Нижинским и С. П. Дягилевым. Создала костюмы к балету «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского для Русского балета Дягилева (премьера в Лондоне 21 октября 1918). В 1916 показала в Осеннем салоне предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные с использованием приемов кубизма и орфизма. Провела персональные выставки в Стокгольме (1916), Бильбао (1919) и Берлине (Der Sturm, 1920 и 1921). В 1920 вернулась с мужем в Париж. В 1923 участвовала в работе русской литературнохудожественной группы «Через»; оформила благотворительную (в помощь русским художникам за рубежом) постановку пьес Т. Тцара «Воздушное сердце» (совм. с В. С. Бартом и С. Грановским) и «Вечер колючего сердца» (совм. с И. М. Зданевичем и С. М. Ромовым). В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. 1884-1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. Цвета. Идеи» (1930). В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». В 1936 получила 1-ю премию за светящуюся афишу на конкурсе, организованном парижской городской электрокомпанией. В 1936-37 вместе с Р. Делоне исполнила для французского павильона Международной выставки в Париже монументальную роспись, которая была отмечена золотой медалью. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме. В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpentier. Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939). В 1941-44, после смерти мужа, жила в Грассе. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства ». В дальнейшем связала свое творчество и организаторскую деятельность с подъемом абстрактного искусства, имевшим место в послевоенные годы. Создавала абстрактные картины, основанные на гармоничном сопоставлении чистых цветов, продолжала разрабатывать эскизы для тканей и ковров, витражей и мозаик, занималась керамикой. В 1950-70-с ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953; ежегодно в 1958 62 и др.), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960; Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. 1909— 1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. 1905-1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард. 1908-1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/68 — в Национальном музее современного искусства в Париже. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. В 1969 получила Гран-при Международного салона в Каннах, в 1973 — золотую медаль города Парижа, в 1975 - орден Почетного легиона. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет». Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. В 1975/76 в Центре Ж. Помпиду в Париже состоялась выставка, посвященная 90-летию со дня ее рождения, в 1985 - мемориальная выставка, приуроченная к 100-летнему юбилею супругов Делоне. Похоронена в Камбэ рядом с мужем.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999